Постоянная
Важнейшими электромагнитными нагрузками электрической машины, определяющими степень использования материалов и размеры машины при заданной номинальной мощности, являются магнитная индукция в воздушном зазоре
и линейная токовая нагрузка якоря А.
Линейная токовая нагрузка представляет общую величину тока обмотки якоря на единицу длины окружности якоря:
(4.16)
Величина линейной токовой нагрузки и плотность тока якоря
ограничивают условиями охлаждения. В машинах малой мощности с малыми геометрическими размерами, большим удельным объемом изоляции в пазу условия охлаждения значительно хуже, чем у машин большой мощности. По этим причинам А в малых машинах меньше, чем в крупных.
Линейная токовая нагрузка электрических машин находится в пределах

где нижний предел относится к машинам малой мощности.
Величина магнитной индукции в воздушном зазоре также меньше, чем в крупных машинах. Величины
и А определяют величину средней касательной силы
на единицу поверхности якоря (рис. 4.2):
(4.17)
Здесь
коэффициент полюсной дуги, учитывающий действие индукции
в пределах полюсного деления только на протяжении расчетной полюсной дуги 
Умножив
на площадь поверхности якоря
и на плечо
, получим выражение электромагнитного момента
(4.18)
Умножив (4.18) на
, получим зависимость
от основных геометрических размеров, электромагнитных нагрузок и скорости вращения машины:
(4.I9)
Из (4.19) следует, что при неизменной электромагнитной мощности, чем выше электромагнитные нагрузки
, тем меньше габариты машины и ее масса, расход активных материалов и стоимость. В одном и том же габарите машины высокоскоростные имеют мощность выше низкоскоростных.
Из (4.19) определяется машинная постоянная:
(4.20)
Величина
пропорциональна объему якоря
на единицу электромагнитного момента
. При проектировании машины следует правильно выбрать соотношение между диаметром якоря и его активной длиной, помня о неодинаковой зависимости от них электромагнитной мощности и машинной постоянной.






