Классификация методов испытаний РЭА

 

 Зависимость качества работы РЭА от рассмотренных выше факторов приводит к необходимости иметь своевременную информацию о соответствии РЭА предъявляемым к ней требованиям. Получение такой информации по результатам эксплуатации оказывается затруднительным и в ряде случаев нецелесообразным. Во-первых, эта информация часто приходит с большим опозданием и относится к морально устаревающей РЭА.

Во-вторых, не все интересующие нас параметры мо­гут быть измерены в условиях реальной эксплуатации.

В-третьих, точность и полнота информации оказы­вается недостаточной из-за невозможности использова­ния в эксплуатационных условиях лабораторной радиоизмерительной аппаратуры.

Указанные причины приводят к необходимости раз­работки методов испытаний РЭА и ее элементов. Осу­ществление испытаний в нормальных эксплуатацион­ных условиях необходимо также для определения работоспособности и степени соответствия параметров РЭА техническим требованиям (ТТ) и техническим условиям (ТУ).

Полученные в процессе испытаний статистические данные об отказах РЭА и элементов позволяют произве­сти расчеты надежности и определить ее зависимость от времени и степени жесткости воздействующих факто­ров. Принято различные внешние воздействия на РЭА называть нагрузками. Величина и характер нагрузок зависят от соответствующих внешних воздействий. В ре­альных условиях эксплуатации РЭА испытывает ком­плекс внешних воздействий, определяющих полную нагрузку.

Применяемые в настоящее время методы испы­таний можно разделить на две большие группы: физические испытания реальной РЭА, или ее макетов, и испытания, осуществляемые моделированием (рис. 1.2).

Рис. Классификация методов испытаний РЭА

 

Физические испытания могут осуществляться в эксплуатационных и лабораторных условиях. В за­висимости от вида РЭА и условий се эксплуатации осу­ществляют испытания, называемые подконтроль­ной (опытной) эксплуатацией, при которой все нагрузки оказываются случайными. При этом пе­риодически измеряют заданные параметры и проверяют состояние РЭА.

Лабораторные испытания отличаются от условий реальной эксплуатации тем, что при их прове­дении пока еще не представляется возможным моделировать все внешние воздействия (полную нагрузку) одновременно в тех случайных соотношениях, в которых они имеют место при реальной эксплуатации.

Обычно при лабораторных испытаниях РЭА подвер­гается воздействию одной или двух определенных на­грузок. Это приводит к результатам, несколько отлич­ным от полученных при реальной эксплуатации.

Совершенствование испытательного оборудования, имитирующего случайные нагрузки, позволяет прибли­зить лабораторные испытания к реальным условиям эксплуатации, что дает основание называть подобные испытания лабораторными испытаниями при случайных нагрузках.

В зависимости от величины нагрузки, воздействую­щей на РЭА, различают три вида лабораторных испы­таний: на срок службы, ускоренные и на повреждаю­щую нагрузку.

Испытания на срок службы по длительности близки к эксплуатационным. Но, как указывалось, на аппаратуру при этом воздействует не случайная, а опре­деленная нагрузка.

При ускоренных испытаниях действующая нагрузка значительно больше эксплуатационной, что приводит РЭА к быстрому выходу из строя.

Испытания на повреждающую нагрузку заключаются в том, что РЭА подвергается воздей­ствию одной или ряда увеличивающихся нагрузок, приводящих к появлению отказа. В отличие от испытаний на срок службы в данном случае время испытаний ма­ло. Недостатками рассмотренных видов испытаний являются необходимость наличия образцов или макетов РЭА, большие затраты времени, а также необходимость использования специального дорогого испытательного оборудования.

Испытания моделированием могут осуществляться методом, физического и математического моделирова­ния.

Физическое моделирование заключается в том, что первичный параметр испытываемого устрой­ства (процесс в элементе схемы или какое-либо внешнее воздействие) заменяется простой физической моделью, способной имитировать изменения данного параметра. Физическое моделирование может осуществляться статистическими методами испытаний, частным видом которых являются граничные испытания.

Под граничными понимают такие испытания, при которых в определенных условиях наблюдают из­менение выходных параметров модели при частных зна­чениях входных параметров; частные значения входных параметров могут задаваться переменным сопротивле­нием или определенным образом регулируемой ячейкой. Конкретные условия работы модели могут задаваться с помощью термокамер, вибростендов и т. д.

Развитием граничных испытаний являются матрич­ные испытания, при которых определяется надеж­ность устройства в зависимости от совместных измене­ний значений первичных параметров в пределах уста­новленных допусков.

Математическое моделирование процес­са эксплуатации на электронных математических маши­нах позволяет сократить время, испытаний и исключить необходимость многократного их повторения.

Для осуществления математического моделирования необходима входная информация, получаемая в процессе реальной эксплуатации, в результате испытаний, а также путем теоретических и аналитических исследований. Сложность построения математической модели и определения необходимой информации пока ограничивает широкое применение этого метода.

При выборе метода испытаний РЭА следует исхо­дить из требуемой степени достоверности результатов, а также из экономических соображений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: