III. Отношение к книжному знанию

Одни из первых библиотек появляются в Риме во II в. до н.э. Луций Эмилий Павел перевозит книги царя Персея, а Суллой перевозит часть библиотек из Афин. Еще до новой эры римляне делают специальные постройки для хранения книг и литературных собраний. Высок статус граждан, которые не только собирали книги, но и пользовались ими.

Идея обустройства публичной библиотеки восходит в Цезарю. Азилий Полеон при храме Свободы основывает первую публичную библиотеку. В период правления Константина в Риме насчитывается 28 библиотек. В основном библиотеки создаются по инициативе горожан. В IV в. интерес к книгам падает. Библиотеки были популярным местом провождения досуга, библиотечные сборы были и при термах.

IV. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В период принципата (период ранней империи - 27 год до н. э. — 284 год н. э.) получили развитие теория архитектуры (труд Витрувия «Об архитектуре» в десяти книгах) и инженерная наука (сочинение «Об акведуках» Секста Юлия Фронтина, конец I в.), география (энциклопедический труд грека Страбона в 17 книгах, трактат Помпония Мелы «О строении земли» в трех книгах и «Руководство по географии» в восьми книгах Клавдия Птолемея), теория риторики (сочинение Квинтилиана «Обучение оратора» в 12 книгах), агрономия (трактат Колумеллы «О сельском хозяйстве» в 12 книгах), научная и практическая медицина (в качестве яркого примера отметим деятельность выдающегося врача Клавдия Галена, 129—199 гг.). В середине I в. Плиний Старший (24—79 гг.) создает «Естественную историю», или «Естествознание», в 37 книгах, огромный труд энциклопедического характера, содержащий сведения из области физической географии, ботаники, зоологии, минералогии и других наук.

Господствующими течениями философской мысли в I—II вв. были стоицизм и эпикурейство. Видными представителями позднего римского стоицизма являлись Сенека Младший («Нравственные письма к Луцилию» и ряд философских трактатов на моральные темы), Эпиктет («Беседы») и Марк Аврелий («К самому себе»). В низших слоях общества известной популярностью пользовались киники, подчас резко критиковавшие общественные нравы и политику властей. В III в. возникает неоплатонизм — религиозно-философское направление, в основе которого лежало учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. В период принципата наряду с развитием гуманитарного и технического знания среди населения Римской империи широко распространяются суеверия, увлечение астрологией и мистицизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что получение образования в Древнем Риме являлось залогом процветания и становления человека в качестве личности.

Система образования в древнем Риме формировалась главным образом под влиянием греческих образовательных практик. Она была направлена на всестороннее развитие личности. Однако, когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христианство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Винничук Л. «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» - М.: «Высшая школа», 1988г. - 420 с.

2. Несмелова, М. Л. «История Древнего мира», конспекты уроков в 3 ч. Часть 3: практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 335 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00034-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 119 — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453163/p.119

3. Никишин, В.О. «История Древнего мира. Древний Рим», учебное пособие для вузов / В. О. Никишин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00262-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 247 — URL: https://biblio-online.ru/bcode/451953/p.247

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: