Основной целью выбора смазочного материала является создание между трущимися поверхностями и прочного масляного слоя. Однако, выбирая смазку, необходимо соблюдать и другие требования. В одних случаях масло должно быть достаточно эффективным охладителем, в других — предохранять поверхности от коррозии, в третьих — уплотнять узел или служить одновременно гидравлической жидкостью и т. д. При выборе смазки для жидкостного и полужидкостного трения основным критерием служит вязкость масла. Для условий граничного трения основным показателем служит его маслянистость, т. е. способность образовывать пленку, которая смягчает удары микровыступов на поверхностях трения и предупреждает возникновение сухого трения. Кроме того, выбранный сорт масла своими физико-химическими свойствами не должен усложнять эксплуатацию механизма. Здесь имеется в виду огнеопасность, химическая агрессивность, загрязненность, склонность к нагарообразованию и др. Для смазывания деталей высокой чистоты следует применять смазки с минимальным количеством влаги, кислот, щелочей и твердых частиц. Для машин с большой удельной нагрузкой и небольшой скоростью следует применять более вязкие масла и, наоборот, чем меньше удельная нагрузка и больше скорость, тем меньше вязкими должны быть масла.
|
|
При отсутствии смазки необходимого сорта можно временно заменять другим имеющимся сортом, но при этом заменитель масла должен иметь вязкость, равную или несколько большую, чем вязкость заменяемого масла. Применять в качестве заменителя масло с меньшей вязкостью не следует, так как это приведет к выдавливанию его из зазора между трущимися деталями, их сильному износу, нагреванию и задирам. Применение слишком вязких заменителей приведет к разогреванию масла и смазываемых узлов машин и вызовет повышенные потери энергии.
При замене компрессорных масел следует увязывать стабильность заменителя и основного сорта масла.
При работе узлов трения на малых скоростях с большими удельными давлениями, а также в условиях обильно запыленной или влажной окружающей среды применяют консистентные смазки. Их используют для смазки подшипников качения, а также когда использование жидких масел связано с трудностями конструктивного оформления смазочной системы.
При выборе консистентной смазки необходимо увязывать ее температуру каплепадения с температурой нагревания смазываемых узлов, чтобы температура каплепадения смазки была не ниже температуры нагрева узла, так как в противном случае смазка расплавится и вытечет.
Если неизвестна марка необходимого смазочного материала, смазку выбирают в два приема. Предварительно подбирают несколько сортов смазок путем сравнения условий работы узлов данной машины с работой аналогичных механизмов, находящихся в эксплуатации. Затем, заливая поочередно выбранные сорта смазок в машину и пуская ее на 15—20 мин в ход, определяют температуру нагрева подшипников. Лучшей смазкой для данной машины будет та, при которой температура нагрева подшипников будет наименьшей. Затем в течение одной-двух смен следует наблюдать за машиной, чтобы убедиться в том, что при выбранной смазке машина работает нормально.
|
|
Рекомендуемые для некоторых горных машин типы смазок приведены в табл. 2.