ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции

Духовные основы медицины

Выполнила Марченко Дарья 215 группа.

Задание 1. Виртуальный  квест по Эрмитажу

ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта.

1)Выясните, когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?

 

В Эрмитаже хранится несколько мумий, но самой знаменитой считается мумия древнеегипетского жреца Падиисета. Возраст, приблизительно, десятый век до нашей эры. Мумия занимает самое видное место в зале Древнего Египта. В Эрмитаж экспонат попал вместе с коллекцией мумий и саркофагов, которую музею преподнес в дар купец Анастас Аверов. Падиисета мумифицировали, что отвечало обычаям того времени.
Помимо его мумифицированного тела с ним связан его погребальный комплекс. Его погребальный комплекс включал три антропоморфных деревянных саркофага. Внутренний саркофаг выставлен в витрине справа, средний и внешней – в торцовой витрине в начале зала. По форме саркофаги близки к запеленатой мумии; хорошо различимы парик на голове, искусственная бородка, лицо с открытыми глазами.

2)Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?

Все поверхности заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами - стандартной жертвенной формулой и фрагментами из глав Книги мертвых. В несколько более ранних погребениях мумия могла закрываться чехлом - картонажем - или же на нее сверху клалась мумийная доска, обычно очень тщательно оформленная. Такой чехол изготавливался по форме мумии из проклеенной и расписанной ткани; (пример - картонаж египтянки Рама). Здесь же – алебастровые канопы для хранения мумифицированных внутренностей с крышками в виде голов сыновей бога Хора. Деревянный ящик с изображением шакала, священного животного бога-бальзамировщика Анубиса – хранилище для ушебти. В витрине выставлены папирусы с текстами и изображениями из Книги мертвых. Левый фрагмент свитка посвящен главному испытанию усопшего в загробном мире – суду Осириса. Экспонаты в витрине напротив – погребальный инвентарь и ритуальные предметы.

3)Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?

Деревянный ящик с изображением шакала, священного животного бога-бальзамировщика Анубиса – хранилище для ушебти. В витрине выставлены папирусы с текстами и изображениями из Книги мертвых. Левый фрагмент свитка посвящен главному испытанию усопшего в загробном мире – суду Осириса. Экспонаты в витрине напротив – погребальный инвентарь и ритуальные предметы.

Ану́бис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав. В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб или человека с головой шакала.


ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции

1)В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат*, который имеет отношение к медицине.

Экспонатом,связанным с медициной в зале эллинизма является скульптура Гигиеи.


Гигиея, греч., лат. Гигия — дочь Асклепия (родившего ее уже в своем посмертном божественном состоянии, как бог врачевания) и его жены Эпионы, дарительница здоровья и воплощение его.

В мифах особой роли не играла, зато античные художники часто изображали ее — в виде молодой женщины, которая поит змею из чаши. Этот символ до сих пор сохранился в здравоохранении, а имя Гигиеи — в слове «гигиена» и производных от него.

 

 

 

 

 

Встречается мнение, что Гигиея супруга Асклепия; это мнение ошибочно. Сама Гигиея стала богиней здоровья, или превентивной медицины. Вечно сопровождала своего отца, заботилась о его змеях и фактически выступала его женской ипостасью вместе со своими сестрами Панацеей (Панакеей), Иасо и Акесо (были и еще братья-сёстры). Атрибуты Гигиеи определяются ее мифологической функциональностью и аналогичны родительским: чаша и обвивающая её змея, ставшие символом медицины, который так и называется — «сосуд Гигиеи».

Место создания: Древний Рим

Время создания: I в.

 


2)Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.

Экспонатом, связанным с медициной в зале 113.1 является статуя Асклепия.

Асклепий (Ασκληπιός, лат. Aesculapius, Эскулап) – у древних греков бог врачебной науки, сын Аполлона и Корониды, дочери лапифа Флегия, родившийся в Лакерее или Трикке, в Фессалии, а по другому преданию в Эпидавре, в Арголиде или в Мессении.

Аполлон передал ребенка Асклепия кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания. По Аполлодору Асклепий получил от богини Афины кровь, истекшую из жилы Медузы Горгоны, и, пользуясь ею, мог губитьи воскрешать людей (например, Ипполита, Капанея, Тиндарея, Гименея, Главка и др.), а Гигин передает рассказ о змее, которая показала Асклепию траву, обладающую силой воскрешать людей. Зевс, боясь, что Асклепий научит людей избавляться от смерти, убил его молнией. Гомер несколько раз упоминает об Асклепии, как о превосходном враче, сыновья которого Махаон и Подалирий, были врачами в греческом войске, осаждавшем Трою.

По мнению одних, Асклепий является историческим лицом, другие же полагают, что культ Асклепия имеет финикийское или колхидское происхождение. Асклепия часто сопровождает богиня здоровья Гигиея. Этому богу-целителю было посвящено много знаменитых храмов (Ασκληπιεία); соединенные с лечебницами, они воздвигались обычно в священных рощах, вблизи целебных источников или на высоких горах. Жреческие обязанности исполняли в них преимущественно лица, принадлежавшие к роду асклепиадов.

 

Страна создания: Древний Рим

Дата создания: 1-2 вв

3) Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?

Жертвенным животным Асклепия был петух. Именно его приносили в жертву исцелённые в благодарность за выздоровление. Предсмертными словами Сократа, согласно Платону, стали «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Таким образом, древнегреческий философ воспринимал смерть как исцеление от земных невзгод. Ряд авторов делают предположения о том, что петух в данном случае является символом «бдительности», необходимой для медицины. Также существует предположение, что «петух для Асклепия» представлял собой обозначение гонорара врачу. Эта тема нашла отображение в искусстве Нового и Новейшего времени.

Все три эти экспоната объединяет змея, которая является символом  медицины, исцеления, мудрости.

Змея  в мифологии многих народов  является символом плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: