Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс

Мы начинаем изучать раздел «Экономика».

Тема: Экономика. Роль экономики в жизни общества.

Ребята, вам необходимо выполнить 4 задания. Будьте внимательны!

1) Внимательно посмотрите видеоурок «Экономика: наука и хозяйство» по ссылке https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomika-nauka-i-hozyaystvo,   

 прочитайте лекцию «Экономика: наука и хозяйство»,

 посмотрите презентацию «Экономика».

 

2) Ответьте на вопросы письменно в тетрадь и вышлите фото работы преподавателю в лс (не забудьте написать тему урока в тетрадь)

ВОПРОСЫ:

1) Дайте несколько определений понятию ЭКОНОМИКА.

2) Приведите примеры экономических благ (не меньше 5).

3) Что такое МИКРОЭКОНОМИКА? МАКРОЭКОНОМИКА?

4) Что включает в себя экономическая деятельность?

5) Заполните таблицу:

экономические школы представители основные идеи
     

 

ЛЕКЦИЯ

Экономика: наука и хозяйство

На уроке вы познакомитесь с термином «экономика», узнаете, кто впервые ввел его, что он обозначал в те времена, что подразумевает в наше время. Также изучите экономику как науку, для чего она необходима при ведении хозяйства, как помогает в жизни.

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

Домашнее хозяйство означает малую группу людей, ведущих совместное хозяйство, т. е. занимающуюся производством некоего продукта, потреблением и воспроизводством рабочей силы.

Экономика как хозяйство означает совокупность людей, предметов, средств и способов их взаимодействия для создания и воспроизводства обособленной от природы части мира.

То есть к источникам наших знаний об экономике можно отнести сведения о том, каков характер труда в том или ином обществе, как осуществляется производство и обмен, существует ли аренда и ростовщичество, как определяется богатство, какие существуют профессии и какие рекомендации существуют относительно способов ведения хозяйственной жизни.

Экономика как хозяйство занимается прежде всего созданием экономических благ – тех, которые не являются общедоступными и их требуется произвести. Целью такой деятельности выступает удовлетворение человеческих потребностей и обеспечение условий для жизнедеятельности общества. Поэтому широко распространено представление о том, что экономика является своеобразным базисом общества, т. е. обеспечивает и поддерживает его материальное существование. С другой стороны, экономика является не только практической деятельностью людей, но и способом осмысления этой деятельности. Тогда речь идет о наблюдении и анализе способов ведения хозяйства, критериях и способах достижения его максимальной эффективности.

Экономическая наука формулирует основную проблему экономики как хозяйства, которая заключается в ограниченности ресурсов, с одной стороны, и безграничности человеческих потребностей, с другой. Общепризнанным в силу своей краткости и точности является определение, данное английским экономистом Л. Робинсоном: «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

Таким образом, экономическая теория занимается определением принципов поведения индивидов и институтов в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Для обнаружения и демонстрации таких принципов в экономике широко используется метод моделирования, т. е. создание упрощенной картины действительности, заостренной лишь на некоторых интересующих нас факторах и пренебрегающей всеми остальными.

Модель является абстрактным обобщением интересующих нас параметров и показателей, в силу присущей ей универсальности по отношению к ней и оказывается возможным сформулировать экономические принципы или законы, т. е. обнаружить некие тенденции в поведении типизированных индивидов или организаций.

Отсюда возникает необходимость допущения, формулируемого как «при прочих равных условиях», т. е. при неизменности тех условий, которые мы не рассматриваем в той или иной модели.

В начале XVII в.  работа французского ученого Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» дала название целой науке, которая представляет собой средоточие правил хозяйственной деятельности.

Первой сформировавшейся экономической школой был меркантилизм, который признавал задачей ведения хозяйства накопление богатства, а лучшим средством для этого – внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения.

Вводится представление о благоприятном торговом балансе, т. е. ситуации, когда экспорт превышает импорт, а государство призвано обеспечить такое положение дел.

Принципами государственной политики становятся монетаризм, т. е. представление о том, что богатство измеряется прежде всего в денежном ресурсе, и протекционизм – политика защиты своих производителей и понижения их конкуренции с иностранными за счет повышения пошлин на ввоз товаров.

Оппоненты этой школы выступали за отмену подобных барьеров, создаваемых государством.

В Англии в эпоху промышленного переворота начинает формироваться классическая школа экономической мысли, которая в своих построениях исходила из представления о том, что богатство можно создавать самостоятельно при помощи труда.

Основоположником классической школы является У. Пэтти, которому принадлежит известная фраза: «Труд - отец богатства, а земля - его мать».

Во Франции классическая школа представлена направлением физиократов, наиболее известным мыслителем которой является Ф. Кёне. Главный предмет исследования, как следует из названия, – это сельскохозяйственная деятельность, которая признается единственной производительной отраслью, что отражает реалии ведения национального хозяйства во Франции начала XVIII в.

Кене разделяет общество на три класса: производители (крестьяне), собственники и стерильный класс, к которым относятся ремесленники и купцы, занимающиеся не производством, а изменением формы уже произведенного. Между ними существуют встречные потоки, создающие кругооборот денежных и трудовых ресурсов. Так как в экономике действуют объективные законы, упорядочивающие это обращение, общество находится в состоянии равновесия и баланса, подобно организму, чья жизнь обеспечивается системой кровообращения.

Также к важнейшим представителям классической школы относятся А. Смит, Д. Рикардо и Ж. Б. Сэй.

Можно перечислить общие положения, характерные для представителей классической школы.

Прежде всего, это представление о том, что труд является источником стоимости. Основным предметом анализа является производство, которое рассматривается как система, самостоятельно развивающаяся по объективным законам. Отсюда проистекает принцип невмешательства, главным является закон конкуренции, рынок является саморегулирующейся системой и не требует вмешательства государства.

Идеи классической школы были развиты и переосмыслены в работах немецкого философа К. Маркса. В рамках его теории развития общества, экономика выступает в качестве базиса, определяющего все остальные сферы жизни общества.

Во второй половине XIX в. возникает неоклассическое направление в экономической теории.

Его теоретической основой является принцип предельной полезности, или маржинализм.

Полезность – это способность удовлетворять потребность, причем полезность не описывается постоянно возрастающей функцией, но начинает убывать после достижения максимума.

Различные неоклассические школы занимаются прежде всего анализом того, чем руководствуется субъект, вовлеченный в хозяйственные отношения, на основе чего объясняются различные экономические процессы. Спрос и предложение признаются равнозначными элементами рыночного механизма ценообразования.

Классическая и неоклассическая школы занимались в основном микроэкономическим анализом, т.е. рассмотрением отдельно взятого хозяйства или их локального объединения (в рамках предприятия или отрасли).

Для экономических школ начала XX в. характерно исследование прежде всего макроэкономических процессов, которые возникают при взаимодействии домохозяйств, фирм и государства.

Институционализм как раз уделяет основное внимание анализу деятельности различных институтов при принятии экономических решений. Причем в качестве института может рассматриваться самый разнообразный круг явлений – государство, налоги, конкуренция, законодательство, устойчивый образ мышления.

Другое направление экономической мысли начала XX в. – это кейнсианство, чьи основы были заложены в трудах английского экономиста Джона Кейнса. С его точки зрения, капиталистическая рыночная система не в состоянии сама разрешить свои проблемы, в связи с чем необходима активная роль государства в экономике.

Практические следствия этой теории применялись во время Великой экономической депрессии 1930-х гг.

Противоположная позиция высказывается в работах австрийского экономиста Людвига фон Мизеса и его ученика Фридриха фон Хайека, которые послужили основой либеральной доктрины.

Еще одно современное экономическое течение – монетаризм причисляется к направлениям неоклассической школы, его виднейшим представителем является Милтон Фридман.

Основным вкладом этого направления является подробная проработка вопросов, связанных с мерами государственной антиинфляционной политики.

Как мы видим, экономическая наука представляет собой анализ способов ведения хозяйства.

Однако в настоящий момент отождествление экономики и хозяйства является довольно условным. Это связано с тем, что в своем нынешнем виде капитализм строится вокруг совершения операций с нематериальными товарами, как это имеет место на фондовых биржах (к примеру, фьючерсные контракты).

 

3) Пройдите по ссылке, зарегистрируйтесь на сайте и пройдите тест по данной теме https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomika-nauka-i-hozyaystvo/testcases

Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.

4) Напишите эссе на тему «Роль экономики в жизни общества» ( выскажите своё личное мнение ).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: