Экосистемы и присущие им закономерности

1.Установите со­от­вет­ствие между груп­па­ми растений и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда: про­ду­цен­ты (1) либо кон­су­мен­ты (2)

А) при­бреж­ная растительность

Б) карп

В) ли­чин­ки земноводных

Г) фитопланктон

Д) рас­те­ния дна

Е) боль­шой прудовик

2.Различие роли уча­стия консументов пер­во­го порядка (1) и про­ду­це­тов (2) в кру­го­во­ро­те веществ и пре­вра­ще­нии энергии в эко­си­сте­ме луга со­сто­ит в том что они:

А) ак­ку­му­ли­ру­ют солнечную энергию

Б) по­треб­ля­ют органические вещества

В) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из неорганических

Г) пре­об­ра­зу­ют органические вещества

Д) осво­бож­да­ют заключенную в ор­га­ни­че­ских веществах энер­гию

Е) ис­поль­зу­ют в ка­че­стве источника уг­ле­ро­да углекислый газ

3.Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются – (1) морские, (2) пресноводные либо (3) наземные:

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

4.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны — автотрофами (1) либо гетеротрофами (2)

А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

В) использование только готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

5.Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

6.Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми питания ор­га­низ­мов и их спо­со­ба­ми – (1) ав­то­тро­фы либо (2) гетеротрофы:

А) могут за­хва­ты­ва­ть пищу путем фа­го­ци­то­за

Б) ис­поль­зу­ют энергию, осво­бож­да­ю­щу­ю­ся при окис­ле­нии неорганических веществ

В) по­лу­ча­ют пищу путем филь­тра­ции воды

Г) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских на свету

Д) ис­поль­зу­ют энергию сол­неч­но­го света

Е) ис­поль­зу­ют энергию, за­клю­чен­ную в пище

7.Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных   1) продуценты 2) редуценты

8.Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию   1) продуценты 2) редуценты 3) консументы

9.Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

ПРИМЕРЫ   ТИП ОТНОШЕНИЙ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых Б) акула и рыба-прилипало B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях Г) бактерии в организме человека и животных Д) клубеньковые бактерии Е) микориза   1) симбиоз 2) комменсализм

10.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и сообществом, для ко­то­ро­го он характерен.

ПРИЗНАК   СООБЩЕСТВО
A) пищевые цепи короткие, со­сто­ят их двух–трёх звеньев Б) пи­ще­вые цепи длинные, переплетены, об­ра­зу­ют пищевую сеть B) высокое ви­до­вое разнообразие Г) пре­об­ла­да­ние монокультуры Д) дей­ствие естественного и ис­кус­ствен­но­го отбора Е) за­мкну­тый круговорот веществ   1) при­род­ный биоценоз 2) агроценоз

11.Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми — оби­та­те­ля­ми экосистемы и функ­ци­о­наль­ной группой, к ко­то­рой их относят.

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
A) мхи, папоротники Б) без­зу­б­ки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плес­не­вые грибы Д) гни­лост­ные бактерии Е) амёбы и инфузории   1) продуценты 2) консументы 3) редуценты

12.Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и тро­фи­че­ским уровнем, на ко­то­ром он на­хо­дит­ся в экосистеме.

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
A) сфагнум Б) ас­пер­гилл B) ламинария Г) сосна Д) пе­ни­цилл Е) гни­лост­ные бактерии   1) продуцент 2) редуцент

13.Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и тро­фи­че­ским уровнем, на ко­то­ром он на­хо­дит­ся в экосистеме.

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
A) соболь Б) ель B) пчела Г) клевер Д) осока Е) койот   1) продуцент 2) консумент

14. Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и группой, к ко­то­рой оно от­но­сит­ся по спо­со­бу питания

ЖИВОТНОЕ   ГРУППА
А) волк Б) прес­но­вод­ная гидра В) по­ле­вая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) ко­ло­рад­ский жук   1) растительноядные 2) плотоядные

15.Попадание в водоёмы ор­га­ни­че­ских ве­ществ со сточ­ны­ми во­да­ми с жи­вот­но­вод­че­ских ферм может не­по­сред­ствен­но при­ве­сти к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти популяций

1) ге­те­ро­троф­ных бактерий

2) ракообразных

3) цвет­ко­вых растений

4) мно­го­кле­точ­ных водорослей

5) од­но­кле­точ­ных водорослей

6) бактерий-редуцентов

16.Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги.

ЖИВОТНЫЕ   РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ
А) кедровка Б) ястреб-тетеревятник В) обык­но­вен­ная лисица Г) бла­го­род­ный олень Д) заяц-русак Е) обык­но­вен­ный волк   1) кон­су­мент 1 порядка 2) кон­су­мент 2 порядка

17.Установите со­от­вет­ствие между ролью функ­ци­о­наль­ных групп в био­гео­це­но­зе и функ­ци­о­наль­ны­ми группами.

РОЛЬ ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) вы­де­ля­ют в ат­мо­сфе­ру кислород Б) ми­не­ра­ли­зу­ют ор­га­ни­че­ские вещества В) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из неорганических Г) вос­ста­нав­ли­ва­ют нит­ра­ты до сво­бод­но­го азота Д) за­мы­ка­ют кру­го­во­рот веществ Е) бы­ва­ют 1-го, 2-го, 3-го порядков   1) консументы 2) продуценты 3) редуценты

18.Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми биоценоза, к ко­то­рым их относят.

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) хо­лер­ный вибрион Б) инфузория В) ко­ло­ни­аль­ный ко­рал­ло­вый полип Г) па­ра­зи­ти­че­ское растение Д) бак­те­рия гниения Е) плес­не­вый гриб   1) консументы 2) редуценты

19.Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эко­си­сте­мы и её видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА
А) вклю­ча­ет боль­шое раз­но­об­ра­зие видов Б) про­дук­ция ча­стич­но изы­ма­ет­ся из системы В) ис­поль­зу­ют­ся удоб­ре­ния раз­ных видов Г) кру­го­во­рот ве­ществ незамкнутый Д) яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся системой Е) имеет разветвлённые сети питания   1) пше­нич­ное поле 2) сме­шан­ный лес

20.Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) изменение численности паразитов   1) биотические 2) абиотические

21.Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) холерный вибрион Б) бактерия брожения В) туберкулезная палочка Г) столбнячная палочка Д) сенная палочка Е) почвенная бактерия   1) сапротрофы 2) паразиты

22.Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ   ОТНОШЕНИЯ
А) чёрный и рыжий тараканы Б) свиной цепень и человек В) самцы пауков птицеедов Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз Д) таёжный клещ и лиса Е) гриб трутовик и берёза   1) конкуренция 2) паразитизм

23.Установите соответствие между полезными ископаемыми и их происхождением. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ   ПРОИСХОЖДЕНИЕ
А) торф Б) кварц В) марганец Г) известняк Д) железная руда Е) нефть   1) биогенное 2) абиогенное

24.Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ   ЭКОСИСТЕМЫ
A) низкая саморегуляция Б) разнообразие продуцентов B) доминирование монокультуры Г) короткие пищевые цепи Д) разветвлённые сети питания Е) видовое разнообразие животных   1) пшеничное поле 2) ковыльная степь

25.Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА   БИОСИСТЕМА
А) используются различные источники энергии для получения продукции Б) круговорот веществ замкнутый В) большое видовое разнообразие Г) преобладают одна – две культуры Д) неразветвлённые пищевые цепи Е) система устойчива и способна к саморегуляции   1) биогеоценоз 2) агроценоз

26.Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ   ОРГАНИЗМ
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе Б) первичные потребители солнечной энергии В) минерализуют органические вещества Г) являются консументами разных порядков Д) обеспечивают усвоение азота растениями Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях   1) растения 2) бактерии 3) животные

27.Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ   ФУНКЦИЯ
А) жуки-короеды Б) почвенные грибы В) мхи Г) сапротрофные бактерии Д) личинки стрекоз Е) синезелёные водоросли   1) продуценты 2) консументы 3) редуценты

28.Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА
А) Главный продуцент – фитопланктон. Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме. В) Дикорастущие растения считаются сорняками. Г) Консументы первого порядка – зоопланктон. Д) Видовое разнообразие невелико. Е) Круговорот веществ несбалансированный.   1) озеро 2) смешанный лес 3) агроэкосистема

29.Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) в цепи питания бывают разных порядков Г) создают органические вещества из неорганических Д) представлены только животными Е) вызывают гниение мёртвых организмов   1) консументы 2) продуценты 3) редуценты

30.Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИИ
А) личинка стрекозы Б) цианобактерии В) бабочка павлиний глаз Г) дятел Д) ряска Е) орешник   1) консументы 2) продуценты

1.Гусеницы ба­боч­ки зим­ней пя­де­ни­цы пи­та­ют­ся мо­ло­ды­ми ли­стья­ми дуба и за­кан­чи­ва­ют своё раз­ви­тие до того, как ли­стья дуба ста­нут жёсткими и не­при­год­ны­ми в пищу. Объясните, как из­ме­нит­ся чис­лен­ность популяции

бабочек, если вы­луп­ле­ние гусениц: 1) совпадёт с рас­пус­ка­ни­ем почек и ро­стом мо­ло­дых листьев; 2) произойдёт до рас­пус­ка­ния почек в слу­чае хо­лод­ной весны; 3) произойдёт через не­сколь­ко не­дель после распускания

листвы.

2.Укажите ос­нов­ные свой­ства био­гео­це­но­зов и крат­ко объ­яс­ни­те их. Ука­жи­те не менее трёх свойств.

3.Про­чи­тай­те текст: Китовая акула-крупное морское животное. Несмотря на большое тело, длиной 20 м, она совсем безобидна, питается планктоном. Ее можно отличить от других акул по наличию на коже многочисленных белых пятен. Китовая акула- живородящая: рождает живых акулят. Оплодотворение у нее внутреннее. Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.

4.Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.

5.Про­чи­тай­те текст:

По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гусеницы питаются толь­ко листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).

Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.

6.Какие действия человека приводят к снижению биологического разнообразия растений?

7.Укажите идиоадаптации крота, связанные с подземным образом жизни.

8.Назовите не менее 4 способов совместного проживания растений с растениями или с животными.

9.Какие приспособления к условиям окружающей среды появились у земноводных в связи с их выходом на сушу? Перечислите не менее четырёх приспособлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: