Задания для самостоятельной работы студента

Тема1 История становления социальной психологии: основные теории и направления социальной психологии. Методы и методики исследования в социальной психологии

 

ПЛАН

1.    Социальная психология: история становления и современные тенденции

2.    Основные этапы становления зарубежной и отечественной социальной психологии: общее и различия.

3.    Связь социальной психологии с другими психологическими науками.

4.    Основные проблемы и предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

5.    Проблемы и особенности социальной психологии.

6.        

Вопросы для подготовки сообщений на практическом занятии

1. Основные предметные области социальной психологии по Г.А.Андреевой. История становления социальной психологии как науки: социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

2. Первые исторические разработки социально-психологических теорий в 19 20 вв. (психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя, В. Вундта; психология масс Г. Лебона, теория общественного развития (подражания) Г. Тарда; теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.)

3. Социально-психологические явления и их уровни (А.Н.Сухов, А.А.Деркач).

4. Структура современного социально-психологического знания.

5. Теоретическая и прикладная социальная психология: основные направления.

6. Общая характеристика методов социально ‑психологического исследования и проблемы их применения

7. Структура социальной психологии.

8. Предмет и задачи прикладной социальной психологии.

9. Место социальной психологии в системе научного знания.

10. Экспериментальные программы Ф. Олпорта и Г. Меде.

11. Основные наработки в исследовании «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева.

12. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики».

13. Становление и развитие отечественной социально-психологической традиции. Дискуссии по предмету социальной психологии в отечественной психологии (1920-е, 1950-е гг.).

14. Развитие исследований по социально-психологической проблематике. Основные теоретические направления современной психологии: необихевиоризм (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бондура, Д.Тибо, Дж.Келли, Б. Скиннер, Д. Хоманс); психоанализ (З.Фрейд, Л.Байон, В.Беннис, Г. Шеппард, Л.Шутц);

15. Основные теоретические направления современной психологии: когнитивизм (теория диссонанса Л. Фестингера), теория структурного баланса Ф. Хайдер, теория коммуникативных актов Т.Ньюком, теория конгруэнтности Ч.Осгуд, П.Танненбаум, С.Аш, Д.Креч, Р.Крачфилд);

16. Основные теоретические направления современной психологии: интеракционизм (Дж. Мид, М.Кун, Г.Блумер, Т.Сарбин, Г.Хайманн, Т.Ньюком, М. Шериф, Р.Мертон); теория деятельности А.Н.Леонтьева; концепция совместной деятельности и теории А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.И.Уманского.

17. Специфика исследования в социальной психологии.

18. Характеристика методов социально – психологического исследования.

19. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Этические проблемы социально-психологического исследования.

20. Общая характеристика методов социально-психологического исследования: опроса, наблюдения, анализа документов

21. Особенности и условия использования метода контент-анализа в социальной психологии.

22. Особенности и условия использования тестов в социальной психологии.

23. Понятие социометрия и методика проведения социометрического тестирования.

24. Специфика наблюдения в социально-психологическом исследовании.

25. Особенности эксперимента в социальной психологии.

26. Методы социально-психологического воздействия.

 

Задания для самостоятельной работы студента

Письменно ответьте на следующие вопросы

1. Социальная психология как наука изучает?

 

 

 

2. Что является  предметом исследования социальной психологии с позиции следующих наук:

 а) социологии

 

 

 

б) психологии

 

 

в) самостоятельная науки "социальная психология"

 

 

 

 

4. Какое научное значение имеет исследование «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева?

 

 

 

 

 

5. Какое значение для развития социальной психологии имеет теория «поля» К. Левина?

 

 

 

6. Сформулируйте объект, предмет и задачи социальной психологии.

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

7. Перечислите ученых, которые внесли большой вклад в развитие социальной психологии в России.

 

 

 

8. Перечислите основные проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.

 

 

 

9. Приведите примеры донаучных знаний, ставших предпосылками формирования социальной психологии.

 

 

10.Какова область исследования социальной психологии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

11. Что считается центральной социально‑психологической проблемой в рамках бихевиоризма?

 

 

 

12. Сформулируйте социально- психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа.

 

 

 

13.Назовите главные проблемы, возникающие при применении

опросов, социометрического тестирования.

 

 























Практическое задание

1. Планирование исследований с использованием скрытых методов измерений

Представьте себе, что вы — социальный психолог, занимающийся исследованием альтруизма. В частности, вы хотите выяснить, какие факторы влияют на решение людей оказать помощь нуждающимся. Вместо того чтобы полагаться на анкету с вопроса- ми об альтруизме, вы решаете использовать некоторые скрытые методы измерения поведения. Какие это могут быть измерения? Как вы будете собирать данные? Каковы ограничения при применении этих измерений?

1. Опишите один или несколько скрытых методов измерений поведения. Обязательно объясните, почему каждый из них является скрытым.

2. Какие конкретные процедуры вы используете для сбора данных с помощью этих методов?

3. Перечислите достоинства и недостатки (например, затраты денег и времени, доступность, точность) использования каждого из этих методов.

4. Сформулируйте гипотезу о влиянии какой-либо переменной (возраст или пол помогающего и реципиента, присутствие свидетелей и др.) на поведение, связанное с оказанием помощи, и опишите, как бы вы проверили эту гипотезу, используя скрытый метод(ы) измерения поведения, связанного с оказанием помощи.

 

Для того, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы ознакомьтесь со следующим ниже комментарием

     
 


Сравнение альтернативных методов

Для того чтобы выбрать лучшую из различных исследовательских стратегий, недостаточно просто знать об их существовании. Лучший метод — это тот метод, который подходит для решения вашей проблемы. Для иллюстрации давайте рассмотрим вопрос о том, повышается ли вероятность того, что люди окажут помощь нуждающимся, после демонстрации примера подобного поведения. Если бы вам пришлось самостоятельно проводить такое исследование, то вы могли бы попытаться оценить влияние примера с помощью интервьюирования случайной выборки респондентов, прямо задавая им вопрос: когда бы они скорее пожертвовали деньги на благотворительные цели — когда видели, как их пожертвовал кто-то другой, или когда не видели этого? Такой метод прост, но обладает недостатком: люди иногда не знают, как бы они стали действовать в данной ситуации. Кроме того, люди нередко дают социально желательные ответы, чтобы выставить себя в наилучшем свете. В такой ситуации многие респонденты могут сказать, что они пожертвовали бы деньги в любом случае, поскольку в нашем обществе помощь другим людям считается хорошим тоном.

Другим способом определить, воздействуют ли на людей примеры, является наблюдение поведения в естественных условиях. Такого рода наблюдение носит название систематического натурного наблюдения. Проводя такое наблюдение, вы подождали бы, пока кто-нибудь (пример для подражания) естественным образом не опустил бы деньги в кружку Армии Спасения, а затем наблюдали бы, увеличилось ли число пожертвований по сравнению с их числом за такой же промежуток времени, когда не было примера для подражания. Проблема состоит в том, что точно неизвестно, видели ли субъекты, опустившие или не опустившие в ящик деньги, действия человека, выступавшего в роли

«примера». Эту неопределенность можно несколько снизить, если заранее установить временной и пространственный диапазон, при попадании в который можно с уверенностью сказать, что пример поведения был замечен. Очевидным преимуществом натурных наблюдений является то, что субъекты не знают, что за ними наблюдают. Другое достоинство натурных наблюдений состоит в том, что с ними связан ряд средовых и социальных факторов, которые могут воздействовать на благотворительные сборы в реальных жизненных ситуациях.




 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: