Покажите на примерах роль педагогических и образовательных технологий в социальной работе

Педагогические методы играют важную роль в социальной работе. Они позволяют социальному работнику достичь намеченной цели, реализовать поставленные планы и сделать работу с клиентом более информативной.

В социальном развитии индивида на сегодняшний день используются такие педагогические инструменты, как: беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с литературой, иллюстрации, демонстрации, в т.ч. с видеоматериалами, лабораторные и практические задания, упражнения, познавательные игры, методы программного обучения, ситуационный метод и обучающий контроль. Некоторые из них, как например, беседа или рассказ являются универсальными, другие могут варьироваться в зависимости от субъекта обучения и объекта воздействия.

Для повышения эффективности обучения в социальной работе (особенно с точки зрения непрерывного образования) используются методы модульного обучения, моделирования, ролевых и деловых игр, тренингов, «мозгового штурма», методов инцидента и углубления.

Модульное обучение - часть системы неформального обучения. Благодаря ему ученик может самостоятельно работать с индивидуальными программами - «модулями». Таким образом, достигается личностно-ориентированное образование, а, значит, реализуются главные педагогические и андрагогические принципы в социальной работе.

При модульном обучении становится возможным быстрое освоение теоретических знаний, обучение при помощи дидактически взвешенных и связанных блоков - модулей, индивидуально-дифференцированный и проблемный подход к личности ученика, поощрение самостоятельной научно-поисковой деятельности, возможность программировать обучение и использовать новейшие технологии.

Моделирование используется в тех случаях, если для исследования явления или процесса недостаточно просто наблюдать за ним. Так, во время лекции происходит представление модели - объекта обучения, получении развёрнутой информации о ней, иллюстрирование компонентов модели, обеспечение процесса познавания. В качестве примера можно привести моделировании социально-политических явлений, когда человеку объясняется суть тех или иных процессов при помощи схем, графиков, таблиц и т.д.

Ролевые и деловые игры как педагогический метод в социальной технологии создают определённую проблемную ситуацию, которую представляет социальный работник клиенту или группы людей с целью ее возможного решения. Этот метод активно обучения, в ходе которого ученик анализирует и решает проблему, а затем, консультируясь с социальным работником, определяет насколько правильно он подошёл к решению проблемной задачи, определяет каких знаний и навыков ему не хватает. Ролевые игры направленны на решение личных проблем человека, улучшение его социальной адаптации, привитие навыков общения и группового взаимодействия. Деловые игры более узконаправленны, как правило, они помогают овладеть навыками профессионального общения. При этом все обучающие игры строятся по заданному сценарию, моделируя типичные ситуации общественной и деловой жизни современного общества.

Благодаря ролевым и деловым играм обучение становится наиболее приближенным к реальности, за относительно короткий промежуток времени участники игры

вырабатывают специфические навыки, например, учатся решать конфликты, принимать решения и отстаивать своё мнение, работать в команде и т.д. Важным фактором, повышающим эффективность этого метода социальной работы, является заинтересованность сторон - участников игры.

По способу проведения ролевые и деловые игры делятся на имитационные, организационно-деятельностей, инновационные, а по конечной цели - на непосредственно обучающие, поисковые, констатирующие. Хоть есть и другие способы классификации ролевых и деловых игр в социальной работе. Наиболее часто в качестве имитационных обучающих игр социальными работниками разрабатываются имитационные и операционные игры, деловой театр, психодрама и социодрама. В каждой из них человек не только учиться контролировать собственные эмоции и поведение, но и оценивать, понимать состояние окружающих людей.

Ролевые и деловые игры могут быть частью комплексных социально-психологических и профессиональных тренингов.

Очень часто в социальной работе применяется именно тренинг, особенно когда идет речь о преодолении психологических и коммуникативных барьеров у клиента. Тренинг можно воспринимать как метод психолого-педагогического влияния на человека с целью изменения у него установок, навыков и опыта в межличностном и профессиональном общении. Тренинги реализуются в самой разнообразной форме: как групповые, так и индивидуальные, и могут быть направлены, как на передачу новых знаний, так и на коррекцию установок и поведения человека.

Если проблему невозможно решить путем имитации ситуации или тренинга, может применяться метод «мозгового штурма». Очень важно, чтобы этому методу принятия решений были обучены подопечные социальных работников. «Мозговой штурм» существует уже 60 лет, его главная цель - отделение идеи от критики, высвобождение идей. При «мозговом штурме» стимулируется творческая активность человека или группы людей: каждый высказывает и записывает свою идею, не боясь, что ее раскритикуют, что она будет нелепой или неправильной.

После все предложения анализируются, и выбирается наиболее оптимальное решение. При этом личность должна освободиться от внутреннего контроля и позволить своим мыслям «свободно течь». Это очень важно, так как многие люди не умеют этого делать, блокируя свою творческую энергию. В практике «мозгового штурма» чаще всего используется техника «100 идей», когда записываются именно сто предположений, из которых первые тридцать могут быть еще результатом «закрепощения» разума, другие сорок - появление продуктивных образов и последние тридцать - самые ценные идеи, из числа которых некоторые могут оказаться «гениальными». Оценка идей может производить не сразу, и при этом важно группировать схожие идеи, получая общую картину лучшего решения той или иной проблемы.

Метод инцидентов при обучении заключается в рассмотрении конкретных инцидентов - случаев, событий, с целью оценки умений и навыков человека, его готовности столкнутся с реальными жизненными ситуациями. В данном случае социальный работник должен научить человека обращать внимание на важные и второстепенные аспекты свой жизни, общественной и профессиональной деятельности. Иногда инцидент изучается индивидуально, но бывают случаи, когда инцидент моделируется и анализируется в группе людей из трех - пяти человек. Он не проигрывается, как в ролевой или деловой игре, но обсуждается. При этом выделяются три метода анализа инцидента - метод

конфликта, метод «лабиринта действий» и метод последовательных ситуаций. В первом случае анализируются способы решения и избегания конфликтов, умение брать ответственность на себя: во втором случае - исследуются сложные многоступенчатые ситуации, в кторых выбираются способы правильного поведения и принятия решений; в третьем случае - рассматриваются взаимосвязанные инциденты с пошаговым принятием решений по каждой ситуации.

Таким образом, мы можем видеть, что педагогические методы обучения в социальной работе представляют собой сочетание современных психолого-педагогических методик, направленных на стимулирование познавательной активности и самостоятельности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: