Технология гуманитарной экспертизы образовательного учреждения (Колледжа)
Введение (1 слайд)
Способность осуществлять комплексную экспертизу качества образования может являться рефлексивной оценкой собственной деятельности, но главным образом, это является важным компонентом в оценке условий в образовательной организации. В образовательной организации оценку деятельности осуществляет как сам педагог, так и представители администрации: завучи и др. Умение объективно оценить окружающую действительность образовательной организации свидетельствует о высоком уровне знаний педагога в системе образования любого уровня.
Определение (2 слайд)
Гуманитарная экспертиза в образовании — это основанный на междисциплинарных знаниях способ познания субъектно-субъективной педагогической реальности; способ выявления, осмысления, прогнозирования гуманитарных аспектов педагогического процесса. Гуманитарные аспекты связаны с диалогическими формами взаимодействия участников образовательного процесса, экологичностью образовательных технологий, обеспечением формирования родовых, базовых способностей человека (Братченко С.Л,)
|
|
Цель — определить потенциальные риски и угрозы для человека или сообщества и проанализировать, насколько оправдан этот риск, значимостью нововведений. Какими бы значимыми не были результаты определѐнной деятельности, какие бы выгоды и привилегии они не сулили, внедрение таких новшеств должно быть только «на благо человека». Именно гуманитарная экспертиза должна выступить в качестве «защитного механизма» всех, кто так или иначе связан с этим процессом.
Компоненты овладения опытом гуманитарной экспертизы: (3 слайд)
‒ готовность руководствоваться гуманитарными ценностями образования,
‒ представления о методе гуманитарной экспертизы, владение экспертной деятельностью,
‒ прогнозирование перспектив развития условий образования детей в образовательном пространстве организации,
‒ способность осуществлять комплексную экспертизу качества образования. (Залевская А.М.)
4 слайд, образ идеального эксперта. По своей природе гуманитарная экспертиза человекоцентрична, поэтому при ее проведении решающее значение приобретает не технологическая составляющая, а личность эксперта. Образ идеального эксперта, по характеристики С.Л. Братченко, можно разделить на 4 группы:
Первая группа содержит личностные качества эксперта: личностную зрелость, толерантность, креативность и эвристичность, критичность, «внутреннюю погруженность» в оцениваемые явления, готовность к работе в новых условиях, способность к видению ситуации с разных точек зрения, наблюдательность, интуицию, способность «чувствовать» гуманитарные проблемы, независимость, способность слушать и слышать, принципиальность, коммуникативную гибкость, способность работать в команде и др.
|
|
Ко второй группе отнесли характеристики, связанные с профессиональной подготовкой эксперта: гуманитарное образование, знание законов, регламентирующих образовательную сферу, понимание современной педагогической реальности, психологическую грамотность, знание инновационных тенденций в образовании, сформированную инновационную культуру, «экспертную мудрость» и.т.п.
Третья группа объединяет характеристики эксперта, которые свидетельствуют о его методологической и методической грамотности: знание методологии проведения экспертизы, понимание специфики гуманитарной парадигмы, владение основными методами гуманитарного познания, способность выбирать, модифицировать и развивать методы исследования с учетом конкретных задач и условий экспертизы.
Четвертая группа характеристик отражает его практический опыт: опыт работы в сфере образования, опыт проведения психолого-педагогических исследований, применение гуманитарных методов, опыт участия в экспертизах и др.
Принципы проведения ГЭ в колледже: (5 слайд)
Важнейшее условие эффективности и корректности проведения гуманитарной экспертизы заключается в соблюдении ряда принципов, которые задают её стратегию и определяют тактику.
Первую группу образуют принципы, описывающие общие требования к проведению экспертных процедур, на которые должны ориентироваться организаторы экспертизы и эксперты:
- принцип экологичности – экспертиза не должна наносить никакого вреда участникам образовательного процесса, не должна искажать содержание и естесвенное течение образовательного процесса;
- принцип диалога и сотрудничества – экспертизы и авторы образовательных программ взаимодействуют непосредственно в общении, только в этом случае экспертам легче понять замысел, смыслы и ценности авторов, то, какой помощи авторы ждут от экспертизы;
- принцип добровольного участия в экспертизе – авторы образовательной программы должны быть мотивированы к диалогу и сотрудничеству, только тогда экспертиза получится полноценной и гуманистической по своим целям и гуманитарной по форме и средствам её организации;
6 слайд Основное отличие гуманитарной экспертизы от других методов оценки состоит в том, что для оформления итоговой оценки и заключения решающее значение имеют субъективные оценки и представления эксперта. Поэтому организаторы экспертизы особое внимание должны обратить на проблему подбора экспертов и соблюдать вторую группу принципов, которая определяет их подбор:
- принцип междисциплинарности – в идеале каждый эксперт должен быть носителем такого знания о содержании образовательного процесса, в котором целостно должны быть представлены научно – предметная, дидактическая, психологическая, социологическая, философская и другие составляющие любой образовательной программы. Междисциплинарность экспертизы достигается включением в группу коллетива экспертов, специалистов разных профилей, так обеспечивается многообразие позиций и диалог разных точек зрения.
- принцип практической ориентированности – эксперт соединяет в себе теоретическую и практическую позиции.Для того, чтобы эксперт был компетентен и смог успешно провести такую экспертизу, как сочетание научной и эмпирической оценки, он должен быть знаом с образовательной практикой, в которой востребована и применяется анализируемая образовательная программа.
|
|
- принцип разносторонности и плюраизма
7 слайд Третья группа принципов ориентирует экспертов на самореализацию в работе с образовательным учреждением:
- принцип креативности – экспертиза и её результат создаются неповторимым сочетанием целей, задач, зависят от особенностей образовательной программы, личностей её авторов и экспертов.
- принцип конструктивности – экспертиза направлена не на выявление ошибок, а на поиск путей развития и совершенствования образовательной программы.
- принцип незавершенности – гуманитарную экспертизу образовательной программы можно понимать лишь как этап на пути творческой работы автора в диалоге с экспертами.
- принцип личной ответственности – каждый эксперт выражает свою личную позицию и несёт за свои суждения, аналитические и оценочные действия ответственность, осознавая возможные последствия.
8 слайд Этапы проведения гуманитарной экспертизы:
На первом этапе преподаватель проводит самообследование своей профессиональной деятельности за последний межаттестационный период и заполняет матрицу, разработанную на основе требований профессионального стандарта. Самообследование проводится по пяти разделам («Профессиональное образование»; «Профессиональная деятельность»; «Результаты профессиональной деятельности»; «Профессиональное развитие»; «Перспективы развития профессиональной деятельности».)
На втором этапе проводится заседание с участием преподавателя, методиста и представителя администрации колледжа. Преподаватель выступает с сообщением о самообследовании (эссе), после которого происходит сравнение оценочных матриц, обсуждение причин в случае несовпадения количества баллов. В результате продуктивного диалога составляется сводная ведомость оценок профессиональной деятельности и план действий, способствующих профессиональному совершенствованию преподавателя. В сводную ведомость заносится результат оценки каждого субъекта, а также причины расхождения данных результатов.
|
|
На третьем этапе перед аттестационной комиссией колледжа ставится задача оценки соответствия профессиональной компетенции преподавателя его должностным требованиям и подготовки заключения внутриколледжной аттестационной комиссии по результатам оценки.
Результат экспертных оценок должен показать, что профессиональное образование соответствует требованиям профессионального стандарта
Слайд Особенности ГЭ
¾ нормативно-ценностное содержание;
¾ персонологический характер;
¾ ориентация на обеспечение баланса интересов и консолидации общества;
¾ ориентация на обеспечение возможности социально ответственного личностного выбора (самоопределения);
¾ комплексность и междисциплинарностность;
¾ обеспечение аргументативности вероятностно-интерпретативными средствами. (Г.В. Тульчинский)
Слайд Функции ГЭ
¾ диагностика;
¾ оценка;
¾ идентификация (атрибуция, квалификация);
¾ прояснение и объяснение сложившейся ситуации;
¾ консультирование;
¾ определение оснований;
¾ обоснование реальности осуществления (Бакштановский В.И,)
Заключение
Принципиально важно, чтобы гуманитарное сопровождение распространялось на все этапы и исследования и технологического его воплощения для оценки факторов риска, которые потенциально несет в себе данный проект, и возможностей провести корректирующие действия. Но не менее важно, чтобы эксперты оценили и новые возможности для развития участников исследования, заложенные в проекте. Таким образом, результатом экспертизы должен стать «итоговый баланс положительных и отрицательных эффектов различных аспектов технологии с представлением возможных корректирующих воздействий» опережающее реагирование. Не менее важен и еще один результат – разработка программ профилактики, программ согласованного взаимодействия, а также развитие самих участников этого взаимодействия, осознающих и умеющих использовать его конструктивные возможности.
Подводя итоги, мы пришли к выводу о том, что гуманитарная экспертиза призвана объединять усилия всех участников образовательного процесса в решении проблемы повышения качества образования. Она должна быть ориентирована на то, чтобы вырабатывать взвешенную оценку как позитивных эффектов инноваций, так и возможных негативных последствий их применения с целью создания оптимальных условий для обеспечения целостного развития всех участников образовательного процесса.