Тема 10. Арбитражные суды в Российской Федерации

 

План

1. Становление арбитражных судов Российской Федерации

2. Система арбитражных судов

3. Задачи арбитражных судов

4. Виды и полномочия арбитражных судов

 

1. Становление арбитражных судов Российской Федерации

 

Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно разви­ваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конститу­ции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органом, не входившим в судебную систему, но осуществ­лявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рас­сматривал споры, но и разнообразными методами должен был содейство­вать оптимальному функционированию народного хозяйства. Природа этого органа носила, таким образом, двойственный характер: правоохрани­тельный и управленческий одновременно. Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа. Споры между организациями одной подчиненности рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, а споры между организациями разного подчи­нения, разных республик были отнесены к компетенции Государственного арбитража.

Государственные арбитражи были специальными органами, призван­ными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юри­дических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способство­вать оптимальному действию экономической системы в целом и организа­ции надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникаю­щих в хозяйственном обороте в различных отраслях. Ведомственный ар­битраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определенной отраслью.

До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитра­жа, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не сво­им вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики.

Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органа­ми государства, осуществляющими судебную власть. Эта ветвь судебной власти осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, рассмотрения других категорий дел, отнесенных к компетенции арбитраж­ных судов (ст. 19 Закона о судебной системе, ст. 4 Закона об арбитражных судах).

Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом Российской Федерации 4 июля 1991 г.2 Порядок деятельности и компетенции арбитражного суда опреде­лялись также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Феде­рации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992 г. и введенным в действие с 15 апреля 1992 г. Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегули­ровал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления. В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика. Вместе с тем практика применения АПК 1992 г. очень скоро выявила несовершенство данного акта. Потребовалось переосмыслить слабые стороны, использовать для совершенствования АПК РФ опыт дореволюционной России, других государств, так как в экономическом обороте страны и в арбитражном процессе появились и иностранные организации - инвесторы.

Все это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная фор­ма разрешения именно экономических споров может и должна совершен­ствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой, Общей части ГК Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 1995 г. Было уделено боль­шое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. А в апреле 1995 г. появились и с 1 июля того же года вступили в силу новый Федеральный конституцион­ный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Положения Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» были направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, расположенными в различных регионах России, а также споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы».

Изменение структуры и многих положений АПК 1992 г. при подготовке проекта АПК 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан-предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Этот процесс был продолжен.

14 июня 2002 г. был принят Государственной Думой третий Арбитражный процессуальный кодекс2. Работа по дальнейшему совершенствованию арбитражного процессуального законодательства была предопределена несколькими факторами. Пятилетний опыт применения АПК РФ 1995 г. выявил существенные его пробелы при регламентации отдельных процедур и стадий арбитражного судопроизводства; противоречия, нестыковки в тексте ряда норм, требовавшие уточнения толкования арбитражно-процессуальных норм со стороны Высшего Арбитражного Суда.

Кроме того, после 1995 г. произошел ряд изменений в материальном законодательстве, применяемом арбитражными судами. Это касалось появления Федеральных законов «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)», Налогового, Бюджетного кодексов и т. д. Естественно, что новеллы материального права требовали отражения в процессуальном законодательстве.

В феврале 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы, 30 марта 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Теперь уже международные стандарты стали служить критерием в организации порядка отправления правосудия.

Создатели нового АПК стремились максимально обеспечить защиту прав субъектов экономической деятельности, создать условия для эффек­тивного, оперативного и справедливого рассмотрения конфликтов в этой сфере, усилению в ней правопорядка. В целом новый АПК РФ направлен на повышение доступа к правосудию, в нем предусмотрены упрощенные процедуры по простым и бесспорным категориям дел, что позволит снизить нагрузку на суды и повысить их оперативность.

В АПК 2002 г. много новелл, основные из них касаются изменений подведомственности по ряду категорий экономических споров; включения в состав арбитражного суда, действующего по первой инстанции, арбитражных заседателей, являющихся одновременно представителями народа и специалистами в области, например, банковского или страхового дела; изменения правил возбуждения производства в порядке надзора; повышены требования к лицам, которые могут быть представителями в арбитражных судах, ими могут быть адвокаты и работники спорящих сторон.

АПК 2002 г. вступил в действие с 1 сентября этого года, за исключением норм о подведомственности, которые должны применяться по истечении десяти дней с момента опубликования АПК, и новелл о надзоре, срок вступления в действие которых 1 января 2003 г.

АПК исходит из существующей системы судоустройства, установленной Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», не меняет концепции формирования структурных элементов системы арбитражных судов, числа судебных инстанций, компетенции каждого уровня в этой системе.

Однако на этом преобразования были незакончены. В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 6 августа 2014 г) в арбитражный процесс были внесены значительные поправки.

В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: