Утомление, теории механизма его развития

Среди множества теорий развития утомления до сих пор нет универсальной. Наиболее признана сейчас центрально-нервная теория Сеченова, Ухтомского, Введенского. Основную роль в утомлении играет снижение работоспособности клеток коры головного мозга, при этом нарушаются процессы возбуждения и торможения в ЦНС. При этом в ЦНС возникают стойкие очаги возбуждения или торможения – теория рассогласования. Эта теория в последние годы дополнена теорией ретикулярной формации – расстройство связей между высшими и низшими отделами ЦНС.

Раньше были признаны гуморально-локалистические теории:

- теория истощения – истощение в мышцах энергетических запасов (АТФ и др.)

- теория отравления – накопление в мышцах недоокисленных продуктов (молочной, пировиноградной кислот и даже яда – «кенотоксина»).

Ошибочность этих теорий доказана экспериментально, кроме того, они не объясняют развитие утомления при умственном труде. Однако эти процессы играют некоторую роль в развитии утомления.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ

                             И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

У здорового человека основные причины развития утомления можно объединить в 3 основные группы:

1) Нарушение гигиенических условий на производстве (неоптимальный микроклимат, освещение, наличие вредных факторов)

2) Неправильная организация трудового процесса – очень длительный, тяжелый труд, монотонность труда и др.

3) Неоптимальное психо- физиологическое состояние работающего – негативное отношение к труду, плохой моральный климат на производстве и др.

Исходя из этих причин – 3 основных направления профилактики утомления:

Научное обоснование и соблюдение гигиенических требований к условиям труда

2) Научная организация трудового процесса с учетом динамики работоспособности, использование эргономики и др.

3) Психо-физиологические меры.

Изменения в организме в процессе труда.

Изменения ЦНС.

Первая система, реагирующая на труд – ЦНС – отмечается повышение тонуса. Формирование трудовых навыков происходит за счет условно-рефлекторных реакций, при этом в процессе обучения формируется динамический производственный стереотип. Он состоит из основных элементов и микропауз. При адекватной нагрузке наблюдаются благоприятные сдвиги нервных процессов, снижается скрытое время реакций, при чрезмерно напряженной работе временное улучшение показателей ЦНС сменяется их ухудшением – ослабление рефлексов, преждевременное утомление и др.

Изменения дыхания.

При работе меняется как внешнее, так и тканевое дыхание. Повышенная доставка кислорода к тканям и удаление СО2 достигается учащением и углублением дыхания (в покое частота дыхания 7 – 22 раз в мин, при работе – 50 и более раз в мин, объем легочной вентиляции повышается в 5 – 10 раз).

Максимальное поступление О2 с дыханием – 3-4 л/мин – кислородный потолок. Поступление кислорода в организм нарастает постепенно и в начале работы создается кислородный долг (задолженность), во время которого накапливаются недоокисленные продукты обмена, при тяжелом неадекватном труде кислородный долг очень большой и требуется несколько дней для окисления образовавшихся в тканях метаболитов.

Феномен Лингарда. Немецкий физиолог Лингард установил, что при тяжелом статическом физическом труде у части людей после окончания работы вновь повышается потребность в кислороде за счет выхода недоокисленных продуктов обмена из тканей в кровь, что вызывает стимуляцию газообмена.

Изменения сердечно-сосудистой системы.

Повышенный обмен веществ в работающих тканях требует усиления кровообращения. При работе увеличивается частота сердечных сокращений, систолический объем сердца, в результате чего повышается минутный объем крови. При этом он у тренированных людей увеличивается за счет повышения систолического объема, у нетренированных – за счет увеличения частоты пульса. Также повышается артериальное давление, особенно максимальное, что ведет к росту пульсового давления. После адекватной работы АД через 5-10 мин возвращается к норме.

Изменения в крови.

При работе увеличивается объем циркулирующей крови за счет выхода ее из депо. За счет сгущения крови ввиду потоотделения наблюдается эритроцитоз, миогенный лейкоцитоз (в основном за счет нейтрофилов и лимфоцитов). Повышается кислотность крови за счет молочной и пировиноградной кислот, меняется содержание глюкозы.

ЛЕКЦИЯ № 19. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

    Профессиональные вредные факторы (профвредности) – факторы, воздействующие на работающих людей и способные вызывать нарушения здоровья – профессиональные заболевания.

         Изучением диагностики, клиники и лечения профзаболеваний занимаются врачи лечебного профиля – профпатологи, работающие в медико-санитарных частях (МСЧ) предприятий, в цеховых поликлиниках или в специальных клиниках профпатологии.

    Основные задачи гигиены труда в отношении профвредностей:

1. Изучение источников, условий возникновения и показателей профвредностей на производстве

2. Изучение закономерностей действия профвредностей на организм

3. Расследование случаев профзаболеваний и предотвращение их распостранения

4. Разработка профилактических мер по предотвращению профзаболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: