Внутрення среда организации и ее характеристики

Дисциплина «Менеджмент»

ППРС, 2 курс, ОФО

Тема 2 Внутренняя и внешняя среда организации

(лекция 2 ч.)

Литература:

Маслова, Е. Л. Менеджмент: учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 332 с. - ISBN 978-5-394-03547-0. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1091511

Вопросы

1.Внутрення среда организации и ее характеристики

2 Внешняя среда организации и ее характеристики

 

Внутрення среда организации и ее характеристики

Любая организация располагает внутренней и внешней средой.

Внутренняя среда организации формируется руководством в соответствии с их представлениями о том, какие именно элементы обеспечат его эффективное функционирование и развитие. Его интерпретируют как универсальное, независимое от организационно-правовой формы предприятия, объединяет все функциональные сферы деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, исследования и развитие.

Внутренняя среда организации - это совокупность факторов, которые являются объектом контроля, регулирования руководством. Именно они формируют прибыльность предприятия и имеют на него непосредственное влияние. Выделяют основные элементы (составляющие) внутреннего окружения (рис. 1.).

 

 

Рисунок 1-  Основные элементы внутренней среды организации

 

Цель - это конкретный конечный результат, к которому стремится добиться группа людей, работающих вместе. Руководство разрабатывает цели и знакомит с ними всех работников предприятия. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, что дает возможность работникам узнать к чему они должны стремиться. Цель всегда предшествует осознанной деятельности людей, является мотивом, побуждающим их к действию, поскольку формируется на основе их потребностей, интересов. Цель выбирают, конструируют в виде идеальной модели состояния системы в будущем.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе достижения целей. Задачи более конкретные и имеют не только качественные, но и количественные, пространственные и временные характеристики.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи делят на три категории:

а) работа с людьми

б) работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);

в) работа с информацией).

Следующим элементом внутренней среды является структура организации, в которой надо понимать логические отношения уровней управления и функциональных единиц, построенные в такой форме, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей. На формирование структуры предприятия влияет большое количество факторов, основными из которых являются: специфика деятельности, размеры предприятия, технология, масштабы деятельности, стратегия.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Существуют две основные концепции структуры:

1. Специализированное разделение труда

2. Сфера контроля

 

 

Рисунок 2 - Взаимозависимость должностей, структуры и целей

 

Специализированное разделение труда

В большинстве современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. В зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда, соответственно говорят о производственной структуре, структуре аппарата управления и организационной структуре управления (рис..3).

 

 

Рисунок 3 - Виды структур предприятия в зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда

 

Распределение задач, связанных с машинами, оборудованием, инструментами, сырьем и другими средствами труда формирует производственную структуру предприятия. Она в наибольшей степени, из перечисленных выше факторов, зависит от выбранного типа технологии.

Производственная структура - это группировка конкретных задач в рамках производственных подразделений (цехов, участков), которые между собой связаны единой технологической цепочкой.

Структура аппарата управления - это форма распределения власти и ответственности между управленческими работниками и совокупностью формальных отношений между ними по поводу этого распределения

Центральной характеристикой управленческой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Менеджер высшего уровня непосредственно руководит несколькими подчиненными среднего звена, работающих в различных функциональных сферах. Этим менеджерам, в свою очередь, подчиняется определенное количество линейных руководителей более низкого уровня и так далее, вплоть до уровня простых исполнителей.

Объединяющую роль рассмотренных выше структур играет организационная структура управления. При построении организационной структуры в первую очередь определяются функции, которые должен осуществлять персонал данной организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работники, выполняющие работу в рамках одной функции, объединяются в специализированные отделы.

 

 

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля.

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.

Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления.

Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.

Сфера контроля имеет свои ограничения. При избыточном количестве подчиненных способность менеджера рационально направлять их действия уменьшается. Но сфера контроля может быть увеличена за счет выделения однотипных видов работ. В зависимости от сферы контроля структура управления может быть многоуровневой (так называемая высокая структура) или имеющей мало уровней (плоская структура).

Технология является одним из основных факторов, обусловливающих конкурентные преимущества предприятия.

Технология - это способ преобразования входных элементов (материалов, сырья, информации и т.п.) в выходные (продукты, услуги).

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала.

 

 

Рисунок 4 -  Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

 

Основная характеристика современных технологий - изменчивость. Известный американский специалист в области стратегического менеджмента Игорь Ансофф выделил три уровня изменчивости технологии:

- Стабильная технология, которая практически остается неизменной в течение всего жизненного цикла;

- Плодотворная технология, которая постоянно совершенствуется;

- Переменная технология, по которой в период жизненного цикла привлекают новые базовые технологии.

Следует при этом заметить, что выбор типа технологии зависит от того, в какой сфере организация осуществляет свою деятельность.

Так, существуют существенные различия между производственными технологиями и технологиями обслуживания. В первом случае преобладают многозвенные технологии, во втором - посреднические и двусторонние (интенсивные).

В промышленном производстве выделяют индивидуальные, мелкосерийные, крупносерийные, массовые и массово-текущие технологии. Что же касается непроизводственной сферы, то для нее более характерны интенсивные (индивидуальные) технологии, а в последнее время широкое применение получили посреднические технологии, особенно в сфере финансов и торговли.

 

Стержнем внутренней среды предприятия являются человеческие ресурсы.

.

Три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:

а) поведение отдельных людей;

б) поведение людей в группах;

 

в) характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Рисунок 5 -Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности

 

Понимание и управление человеческими ресурсами выступает наиболее важной частью всего процесса управления и стратегического анализа в частности. Оно зависит от определенного количества факторов, основными из которых являются:

Способности - это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству (интеллектуальные способности и некоторые физические данные), а также приобретаются с опытом. Предрасположенность и одаренность тесно связаны со способностью. Способности проявляются и формируются в деятельности.

Ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, или что безразлично в жизни. Приобретаются посредством обучения.

Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо.

Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение.

Восприятие - это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие определяет, испытывает ли человек потребность, и каковы его ожидания в данной ситуации.

Предрасположенность, одаренность тесно связаны со способностью. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Организационная культура - совокупность норм, ценностей, традиций, взглядов, обеспечивает гармонизацию коллективных / индивидуальных интересов работников, мобилизует их инициативу, воспитывает преданность организации, улучшает коммуникационные процессы, морально-психологический климат.

Из сказанного следует, что между составляющими внутренней среды предприятия существует тесная взаимосвязь. Изменение в одной составляющей обязательно вызовет изменения в других, причем не всегда в желаемом русле. Так, внедрение новой технологии сопровождается ростом требований к компетенции работников, ее обслуживать. Возникнет потребность в специалистах с соответствующими знаниями, это приведет к изменению структуры персонала и полномочий отдельных сотрудников. Такое может негативно повлиять на поведение работников, они будут сопротивляться нововведениям.

 

 

 

 

Рисунок 6 - Взаимосвязанность внутренних переменных

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: