Вопрос 3. Предмет и задачи культурологии

Предметом культурологии является содержание, структура, динамика, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики; определение роли культуры в социальной самоорганизации общества; исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.

Задача культурологи - построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе - управлять им.

Выделяют следующие периоды становления культурологии:

-этнографический (1800-1860);

- эволюционистский(1860 - 1895);

-исторический(1895 -1925).

В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.

Вклады различных научных направлений:

1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологи позволяет провести границу между ними;
2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;
3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам;
4) культурология, занята конкретно - историческими формами общественного бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно - исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности.

Изучаемое наукой явление принято называть объектом изучения. Обозначить культуру как объект изучения культурологии будет недостаточно. Культуру изучают историки, философы, искусствоведы, причем каждый обращает внимание, только на те, стороны изучаемого объекта, которые значимы для его науки. Историка будут интересовать изменения, происходящие со временем в той или иной сфере культуры. Искусствоведы обратят внимание на формирование художественных принципов, направлений и стилей, их особенности. Ни одна из этих наук не изучает культуру в целом, не дает целостное представление и поэтому не в состоянии, глубоко и всесторонне представить внутренние закономерности ее развития, а также проанализировать взаимодействие между культурой и другими сферами жизни общества. Это является предметом, специфической стороной объекта специальной отрасли знания, отдельной науки. Следовательно, предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры.

 

Задачи современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Перед культурологией как самостоятельной наукой стоят следующие задачи:

- всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры;

- обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития;

- описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры;

- создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры;

- разработка фундаментальных проблем.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук. Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе. Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках.

В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т. д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь. Специфика науки определяет и ее проблемное поле:

- изучение отдельных форм существования культуры, таких, как наука, техника, искусство, религия и т. д., их взаимодействия, их места в системе культуры и их исторического развития;

- сравнительное описание различных типов культуры, изучение их исторического развития;

- исследование вариантов взаимодействия и взаимовлияния между культурами как во времени - между этапами, сменяющими друг друга, так и в пространстве - между культурами, сосуществующими одновременно;

- изучение процессов, происходящих в современной культуре, что дает возможность научного прогнозирования дальнейшего развития мировой культуры и отдельных форм культуры.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: