Лекция по дисциплине Философия
Дл я группы 2 курса 1003 ПК
Преподаватель Пересторонина М.Г.
Раздел 1. Предмет философии и ее история
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
Понятие и предмет философии
Философия– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления человека. Появилась на заре человечества и сыграла решающую роль в становлении и формировании общества. Несмотря на свой древний возраст философия как область знания до сих пор не имеет единства в истолковании своих проблем и общих методов исследования различных направлений.
Тем не менее, научная литература и учебники по философии фактически едины для всех стран и народов. Все археологические и исторические источники – мифологические, письменные и художественные – трактуются мировым научным сообществом однозначно. Оно солидарно в том, что все известные памятники далекого прошлого демонстрируют попытки человечества отобразить себя и воспринимаемую природу в определенном единстве, что у человечества исторически изначально появилась форма рассуждения и мышления, названная лишь в VI веке до н. э., словом – «философия». Все согласны с тем, что в философии есть особые принципы осмысливания любых проблем.
Философия включает в себя
· учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика),
· учение о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории),
· учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология),
· теорию познания (гносеология),
· проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю.
Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости».
Платон (428/427-348/347) | Философия—это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир. Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории философии по Платону: мудрость и разумность. Разумность—действие со знанием дела. Философия имеет свою точность, меру. Философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. |
Аристотель (384-322) | Философия – это наука о наиболее общем, это мышление о мышлении (абстрактное и научное). |
Шлегель (1772-1829) | «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» |
Гегель (1770-1831) | Философия – целая эпоха, но схваченная в мысли. |
Н. Бердяев (1874-1948) | «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе» |
Семен Людвигович Франк (1877-1950) | «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» |
Рассматривая вопрос о предмете философии, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что представляет собой философская потребность?
- Откуда возникает философия как таковая (каково место философии в мире)?
- Как появляются философские системы?
- Что такое философия?
- Зачем она нам нужна?
- Как она соотносится со всем другим?
По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека – субъекта познания – к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир – человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Кант (1724-1804) предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих сущность философского знания:
1. что я могу знать?
2. на что я могу надеяться?
3. что я должен делать?
4. что такое человек?
Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих.
Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы:
- соотношение мышления и материи
- что первично – материя или сознание
- как соотносятся душа и тело
- есть ли жизнь после смерти и т.д.
Функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
Название (функция) | Содержание (смысл функции) |
Мировоззренческая | состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром; способствует формированию целостного взгляда на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в мире принципов взаимодействия природы, общества, человека. |
Методологическая | заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; выражается в разработке философией всеобщих методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных наук, а обосновывает подходы к их разрешению) |
Гносеологическая | заключается в адекватном отражении действительности, осмыслении природы познания и его возможностей, выявлении условии его истинности, т.е. философия учит концептуально мыслить и теоретизировать. |
Общекультурная | функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества. |
Аксиологическая | заключается в ценностном, морально-нравственном, этическом, эстетическом, социальном, идеологическом и др. восприятии явлений окружающего мира, т.е. философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. |
Социальная | способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, причины его возникновения, развития. Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, источники и движущие силы, способы и формы его существования. Т.е. философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества. |
Критическая | выражается в критическом осмыслении достигнутых знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении границ познания, т.е. философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания. |
Интеграционная | заключается в интеграции наук, разрешении возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на новый уровень знания) |
Воспитательная | способствует социализации личности, ее воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни, т.е. философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали. |
Прогностическая | состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества; выражается в прогнозировании тенденции развития природы, общества, человека на основе философских знаний об окружающем мире |
Практическая | заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений. Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества. |
Таким образом, философия основываясь на теоретическом и практическом отношении человека и действительности, выявляет наиболее общие идей, представления, формы, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом; берет на себя задачу перевода в понятную форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах; в системе культуры берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи последующим периодам истории.