Структура философского знания – онтология, гносеология, методология, праксиология и аксиология.
Современная философия изучает окружающий мир как многомерную и многоуровневую систему. Структурные элементы, онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная философия – учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой является наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира.
Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово) – учение о ценностях как положительная или отрицательная значимость для человека изучаемых им предметов окружающей действительности.
Аксиология представлена теориями ценностей 4 видов:
1. объективно-идеалистические теории (неокантианство, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
|
|
2. субъективно-идеалистические теории (логический позитивизм) рассматривают ценность как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного настроя человека к оцениваемым им объектам.
3. натуралистические теории трактуют ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. Что определяет ту или иную нашу склонность к предметам и явлениям действительности, их оценку? Не свойства самих предметов, а наше внутреннее психическое состояние, определяемое, прежде всего, чувством удовольствия или неудовольствия (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).
4. диалектико-материалистическая (марксистская) теория лишает проблему ценности универсализма. Она строится на диалектике субъекта и объекта, которая основы свои имеет в практической деятельности людей. Ценности не представляют собой ни физической, ни психической реальности, это область объективных явлений, осмысленных с точки зрения целей, интересов, потребностей субъекта. Философы – марксисты связывают ценности с социальным бытием, с практической деятельностью людей и на этом пути пытаются обосновать объективный, социально-исторический характер ценностей. Заслуги марксизма, в первую очередь, связаны с историческим подходом к изучению ценностей, выявлением их изменчивого, относительного характера.
Методология –
- учение о научном методе познания
- принципы и способы организации теоретической и практической деятельности;
- совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке.
Функции методологии:
|
|
- она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это философская проблематика.
- методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основы.
Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово). Под онтологией или «первой философией» в философии понималось учение о бытие вообще, бытие как таковом, независимом от его частных видов.
Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – философская наука, занимающаяся исследованием феномена практики, обычно входит в состав гносеологии как ее важнейшая сторона. Основана польским ученым Т. Котарбиньским и является одним из методов современных социологических исследований. Существо этого метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера.
Гносеология или теория познания – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Все варианты гносеологии, прежде всего, делятся на идеалистические и материалистические.
Задача философской гносеологии состоит в том:
- Обосновать сам принцип познаваемости мира, доказать, что разум способен выработать достоверные знания о мире.
- Показать, чем стимулируется развитие знания, что побуждает людей во все исторические эпохи выходить за рамки познанного, т.е. объяснить причины развития знания.
- Сам факт развития знания говорит о том, что люди каждую эпоху обладают ограниченным знанием о мире. Если это так, то зачем определять границы знания? Поскольку знания есть деятельность, то естественно возникает вопрос о средствах и способах достижения истинного знания, а вместе с тем и о причинах, приводящих к заблуждению.
Логика – учение о формальных признаках или условиях правильного знания, при более пристальном изучении является зависимой частью теории знания или приложением общей гносеологии к частным вопросам методологии наук.
Понятие мировоззрения, его структура