Структура и содержание семинарских занятий, методические указания к ним

Семинар № 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

План занятия.

1. Философия, как разновидность мировоззрения.

2. Предмет и методы философии. Специфика философского знания.

3. Функции философии.

4. Основной вопрос философии и основные направления.

Основные понятия: философия, мировоззрение мироощущение, миросозерцание, миропонимание, мировосприятие, мифология, религия, материализм, идеализм, метод, онтология, гносеология, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, скептицизм, материя, сознание, антропология, логика, этика, эстетика, основной вопрос философиидуализм.

Темы докладов и сообщений:

1. Философия и религия: общее и особенное.

2. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

3. Философия и наука: общее и особенное.

4. Мифы в древности и в наше время: влияние на сознание человека.

5. Философия и религия: взаимовлияние и возможные противоречия.

6. Специфика философского мышления на Востоке и Западе: противопоставление или взаимодополнение.

7. Философия и искусство: точки пересечения и различия в восприятии мира.

8. Философия и искусство.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. Что дает человеку изучение философии и чем она является для системы его мышления?

2. Почему во все исторические времена существует основной вопрос философии?

Контрольные вопросы:

1. Назовите уровни отражения действительности.

2. Сформулируйте один из основных вопросов философии.

3. Философия и религия: общее и особенное.

4. Назовите философские концепции бытия.

5. Как соотносятся между собой философия и наука?

6. В чем заключается философский метод?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. На одном из предметов, которые Вас окружают, покажите специфику каждого из исторических типов мировоззре­ния.

2. Каким образом любой из предметов, которые Вас окружают, познается на теоретическом и жизненно-практическом уровнях мировоззрения?

3. Какие направления включает в себя основной вопрос философии? Какой позиции придерживаетесь Вы при решении основного вопроса философии  «Почему»?

4. Какова общая тенденция в развитии предмета философии?

5. Определите последовательность возникновения основных разделов философии и объясните логику этого процесса.

6. На примере любого из предметов, которые Вас окружают, покажите специфику философских дисциплин.

7. Продемонстрируйте особенности философских методов на любом конкретном примере.

8. Чем философские методы отличаются от научных?

9. Как соотносятся между собой понятия «философия» и «культура»?

10. Можно ли проранжировать функции философии? Почему?

Контрольные задания. Выберите правильный ответ:

1. Философия переводится буквально как…

а) мудрость;

б) любовь к мудрости;

в) наука о познании;

г) стремление к истине.

2. Как Вы думаете? В зависимости от того, какая субстанция - материальная или духовная – признается первоначалом бытия, философские учения разделяются на…

а) материализм метафизический и диалектический;

б) материализм и идеализм;

в) рационализм и эмпиризм;

г) объективный идеализм и субъективный идеализм.

3. В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия…

а) монизм, плюрализм, и дуализм;

б) агностицизм и скептицизм;

в) антропоцентризм и теоцентризм;

г) оптимизм и пессимизм.

4. Какие из приведенных ниже положений носят материалистический, а какие – идеалистический характер. Поясните, к каким «разновидностям» материализма и идеализма можно их отнести.

а) Все существующее – проявление безличного духовного активного начала – «абсолютной идеи».

б) Исторический процесс направляется Провидением.

в) Участвуя в процессе производства и вступая в определенные отношения, друг с другом, люди творят историю.

г) Потенциальная материя становится действительностью под воздействием разумного начала.

д) Общественное сознание определяется общественным бытием.

е) Мысль вырабатывается мозгом так же, как желчь печенью.

ж) Исходный принцип мира – бессознательное творческое начало, жизненный порыв.

з) Материальный мир никем не создавался, но существует вечно, меняя формы своего существования.

и) Реально лишь сознание человека, а все, что его окружает – иллюзорно и проблематично.

к) Первоосновой всего сущего является независимая от сознания вещественная, «телесная» реальность.

л) Химические процессы – универсальная основа объяснения духовной сферы.

м) Природные закономерности объективны и доступны человеческому познанию.

н) Сознание нельзя свести только к его материальному носителю – мозгу, поскольку оно является продуктом и условием функционирования и развития общества.

5. Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения. Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор.

а) мифологического; в) философского; б) религиозного; г) научного?

1) Яркое, образное мышление.

2) Опора на разум.

3) Опора на веру.

4) Поиск универсальных объективных закономерностей.

5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.

6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.

7) Наличие ценностного компонента.

8) Использование предельно обобщенных категорий.

9) Сохранение традиции в меняющихся условиях

10) Единство мировоззрения, переживания и действия, основанное на вере в священное.

11) Логическая непротиворечивость знания и его согласованность с ранее накопленными знаниями.

12) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.

13) Использование принципов творения и откровения.

14) Использование принципа порождения.

6. Как Вы думаете, какая особенность философского мировоззрения заключена в словах Роберта Зенда: «Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: