Посмотрите отрывок «Обе белые» из фильма «Я и другие». Ответьте на вопрос: Почему человек является социально-биологическим существом?
3. Приведите примеры использования научных методов в вашей профессиональной деятельности.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что включается в понятия «субъективная реальность» и «объективная реальность»?
2. Как различаются духовная и материальная реальности?
3. В чем суть системного подхода к описанию материального мира?
4. Как в философии понимается сущность движения и покоя?
5. Являются ли понятия «развитие» и «прогресс» синонимами?
6. Какое изменение называют развитием?
7. Какую роль в развитии играют количественные и качественные изменения?
8. Применимо ли понятие «прогресс» к процессам, происходящим в природе?
9. Почему синергетику называют наукой о самоорганизации хаоса?
10. В чем отличия диалектического и синергетического подходов к трактовке развития?
11. Как Вы различаете содержание понятий «сознание», «познание» и «знание»?
12. Что включают в себя чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный уровни сознания?
13. По какому критерию в науке различают два типа мыслительной деятельности: гуманитарный и естественнонаучный?
14. Является ли сознание врожденным свойством человека?
15. Какое свойство сознания яв.ляется уникальным, не наблюдаемым ни у одного предмета объективного мира?
16. Что такое духовность?
17. Сводится ли содержание бессознательного исключительно к биологической компоненте?
18. Какие особенности языка делают возможной передачу информации от одного носителя к другому, обеспечивают ее сохранность во времени и пространстве?
19. В каком смысле можно говорить о развитии или деградации национального языка?
20. Всегда ли мышление облечено в языковую форму?
21. Чем понимание отличается от объяснения?
22. Как соотносятся понятия «информация» и «знание»?
23. Какое познание является профессиональным видом общественной деятельности, и каковы критерии профессионализма в познании?
24. Какие результаты познания зависят от субъекта, а какие - от объекта познания?
25. Можно ли однозначно оценить роль заблуждений в познании?
26. Какова природа интуиции и совместима ли она с рациональным познанием?
27. В чем отличие религиозной веры от научной?
28. Почему не каждая научная гипотеза становится теорией?
29. Как объяснить факты подтверждения научных предсказаний, сделанных без или до эмпирических исследований?
30. Возможен ли в будущем абсолютный синтез всех видов и форм познания, их слияние в универсальную познавательную форму?
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные категории онтологии.
2. Назовите основные законы диалектики (гегелевско-марксистского типа) и раскройте их суть и взаимосвязь.
3. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями?
4. В чем специфика понимания бытия в античности?
5. В чем специфика понимания бытия в Средние века?
6. В чем специфика понимания бытия в эпоху Возрождения?
7. В чем специфика понимания бытия в Новое время?
8. В чем специфика современного понимания бытия?
9. Перечислите основные категории гносеологии.
10. В чем специфика рационального познания?
11. Назовите формы рационального познания.
12. В чем специфика чувственного познания?
13. Перечислите формы чувственного познания.
14. Дайте классическое определение истины.
15. Назовите формы знания.
16. В чем специфика научной, преднаучной, донаучной и вненаучной форм знания?
17. Каковы функции научной картины мира?
18. Перечислите основные методы научного познания.
19. В чем заключается специфика современного этапа развития науки?
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?
2. Что такое знание и познание?
3. Какова роль гносеологии в философской науке?
4. Верно ли утверждение, что истина – это процесс?
5. Каковы критерии истины?
6. В чем различие между заблуждением и ложью?
7. В чем специфика технической деятельности как формы практики?
8. Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?
9. Что такое научный факт?
10. Каковы главные составляющие научной теории?
11. Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?
12. Какова взаимосвязь познания и практики?
13. Каково соотношение знания и веры?
14. В чем отличие научного познания от обыденного?
Семинар № 8. Социальная философия и философия истории.
План занятия.
1. Понятие общества.
1.1. Общество как система. Свойства социальных систем.
Своеобразие основных сфер общественной жизни. Сущность и основные черты их взаимодействия.
3. Философские модели социальной реальности. Социальная форма движения материи и ее особенности.