В чем заключается сущность мысленного эксперимента Дж. Сёрля «Китайская комната»? Какие возможности интеллекта иллюстрирует этот пример?

Посмотрите отрывок «Обе белые» из фильма «Я и другие». Ответьте на вопрос: Почему человек является социально-биологическим существом?

3. Приведите примеры использования научных методов в вашей профессиональной деятельности.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что включается в понятия «субъективная реальность» и «объективная реальность»?

2. Как различаются духовная и материальная реальности?

3. В чем суть системного подхода к описанию материального мира?

4. Как в философии понимается сущность движения и покоя?

5. Являются ли понятия «развитие» и «прогресс» синонимами?

6. Какое изменение называют развитием?

7. Какую роль в развитии играют количественные и качественные изменения?

8. Применимо ли понятие «прогресс» к процессам, происходящим в природе?

9. Почему синергетику называют наукой о самоорганизации хаоса?

10. В чем отличия диалектического и синергетического подходов к трактовке развития?

11. Как Вы различаете содержание понятий «сознание», «познание» и «знание»?

12. Что включают в себя чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный уровни сознания?

13. По какому критерию в науке различают два типа мыслительной деятельности: гуманитарный и естественно­научный?

14. Является ли сознание врожденным свойством человека?

15. Какое свойство сознания яв.ляется уникальным, не наблюдаемым ни у одного предмета объективного мира?

16. Что такое духовность?

17. Сводится ли содержание бессознательного исключительно к биологической компоненте?

18. Какие особенности языка делают возможной передачу информации от одного носителя к другому, обеспечивают ее сохранность во времени и пространстве?

19. В каком смысле можно говорить о развитии или деградации национального языка?

20. Всегда ли мышление облечено в языковую форму?

21. Чем понимание отличается от объяснения?

22. Как соотносятся понятия «информация» и «знание»?

23. Какое познание является профессиональным видом общественной деятельности, и каковы критерии профессиона­лизма в познании?

24. Какие результаты познания зависят от субъекта, а какие - от объекта познания?

25. Можно ли однозначно оценить роль заблуждений в познании?

26. Какова природа интуиции и совместима ли она с рациональным познанием?

27. В чем отличие религиозной веры от научной?

28. Почему не каждая научная гипотеза становится теорией?

29. Как объяснить факты подтверждения научных предсказаний, сделанных без или до эмпирических исследований?

30. Возможен ли в будущем абсолютный синтез всех видов и форм познания, их слияние в универсальную познаватель­ную форму?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные категории онтологии.

2. Назовите основные законы диалектики (гегелевско-марксистского типа) и раскройте их суть и взаимосвязь.

3. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями?

4. В чем специфика понимания бытия в античности?

5. В чем специфика понимания бытия в Средние века?

6. В чем специфика понимания бытия в эпоху Возрождения?

7. В чем специфика понимания бытия в Новое время?

8. В чем специфика современного понимания бытия?

9. Перечислите основные категории гносеологии.

10. В чем специфика рационального познания?

11. Назовите формы рационального познания.

12. В чем специфика чувственного познания?

13. Перечислите формы чувственного познания.

14. Дайте классическое определение истины.

15. Назовите формы знания.

16. В чем специфика научной, преднаучной, донаучной и вненаучной форм знания?

17. Каковы функции научной картины мира?

18. Перечислите основные методы научного познания.

19. В чем заключается специфика современного этапа развития науки?

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?

2. Что такое знание и познание?

3. Какова роль гносеологии в философской науке?

4. Верно ли утверждение, что истина – это процесс?

5. Каковы критерии истины?

6. В чем различие между заблуждением и ложью?

7. В чем специфика технической деятельности как формы практики?

8. Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?

9. Что такое научный факт?

10. Каковы главные составляющие научной теории?

11. Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?

12. Какова взаимосвязь познания и практики?

13. Каково соотношение знания и веры?

14. В чем отличие научного познания от обыденного?

Семинар № 8. Социальная философия и философия истории.

План занятия.

1. Понятие общества.

1.1. Общество как система. Свойства социальных систем. 

Своеобразие основных сфер общественной жизни. Сущность и основные черты их взаимодействия.

3. Философские модели социальной реальности. Социальная форма движения материи и ее особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: