Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем – философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia – мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

Семинар № 2. Философия Древнего мира.

План занятия:

1. Предпосылки возникновения восточной философии. Основные проблемы и понятия древневосточной философии.

2. Проблема кругооборота бытия и Человеческая жизнь как цепь перерождений в учениях Древней Индии и проблема идеального человека в философии Древнего Китая. Проблема постижения истины в древнекитайских и древнеиндийских учениях.

3. Основные философские учения Древнего Китая. Этико-политическая концепция Конфуция.

4. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода. Бытие, субстанция, материя в античной философии.

5. Раннегреческая философия. Сократ и софисты. Платон: учение об идеях. Аристотель: учение о материи и форме. Основные категории Аристотеля. Учение о государстве Платона и Аристотеля.

6. Социально-философская проблематика у античных философов. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов.

7. Философия эпохи эллинизма: общая характеристика, основные направления.

 

Основные понятия: атман, ахимсы, Будда, буддизм, брахман, Варны, веды, гунн, Дао, даосизм, карма, мокша, нирвана, пракрити, раджас, сансара, саттва, ян, инь. атом, апейрон, апория, логос, идеи, майевтика, метафизика, стоицизм, эллинизм, ноумен, софистика, натурфилософия, эпикуреизм, первоматерия.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

2. Буддизм как философия этического совершенствования.

3. Антропоцентризм философии Конфуция.

4. Учение о брахмане и Атмане.

5. Поиск первоосновы мира в античной философии.

6. Суть принципа софистов «человек есть мера всех вещей».

7. Учение Платона об «идеях».

8. Философия Аристотеля – энциклопедическое учение.

9. Значение категорий «Инь» и «Ян» в китайской философии.

10. «Четыре благородные истины» Будды.

11. Принцип ахимсы в индийской философии.

12. Принцип «у-вэй» (не-деяния) в даосизме.

13. Конфуцианское учение о «благородном муже».

14. Греческая мифология как основа для зарождения философского знания.

15. «Семь мудрецов» античной философии.

16. Апории Зенона: диалектика или метафизика.

17. Перипатетизм в эллинистическо-римский период.

18. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. Какие вопросы ставили перед людьми философы Древнего мира? В чем предпосылки их философских знаний?

2. «Человек в поисках истинного предназначения: просветление или служение?» ( Задание к дискуссии: Изучите философские традиции Древней Индии и Древнего Китая. Определите, какая точка зрения ближе к вашей мироззренческой позиции: идея просветления (например, буддизм, даосизм, джайнизм и т.д.) или идея служения (например, конфуцианство, легизм и т.д.). Обоснуйте свою точку зрения в споре.)

3. «Что есть наилучшее?» ( Комментарий к заданию: Рассмотрите концепции первоначала у философов Древней Греции (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Пифагора, Гераклита, Платона и т.д.). Выберите одну из концепций, которая на ваш взгляд лучше других объясняет истоки бытия. Объясните, почему вы поддерживаете древнего философа.)

4. Догонит ли Ахиллес черепаху и летит ли стрела (существует ли движение)? ( Комментарий к заданию: Изучите апории Зенона "Ахилл и черепаха" и "Стрела". Каким философским проблемам посвящены эти апории?)

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «карма» в древнеиндийской философии?

2. Какая школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической?

3. Какое исходное понятие лежит в основе буддизма?

4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?

5.Что тренирует йог в первую очередь – тело или дух? Кто такой йог – спортсмен или философ?

6. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

7. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, почему атомизм является философской концепцией.

8. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно форма играет ведущую роль?

9. Какие добродетели Вы цените выше всего?

10. Как Аристотель аргументировал свое несогласие с платоновским разделением мира на «мир идей» и «мир теней»?

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Как понимался путь нравственного самосовершенствования в Упанишадах?

2. Почему и каким образом в VI в. до н.э. в Индии усиливается критика ведического брахманизма?

3. Почему философию чарваки (локаяты) называют попыткой борьбы с догматизмом?

4. Как понималась сущность личности и ее отношения с материальным миром в джайнизме?

5. Какой характер носит проповедь аскетической жизни в джайнизме: эгоистический или эгоцентристский?

6. В чем выразилась этико-практическая направленность философии буддизма?

7. Чем отличаются трактовки Дао в конфуцианстве и даосизме?

8. Каким образом в конфуцианстве сочетаются антропоцентризм и утверждение коллективизма?

9. Как даосы представляли бессмертие и пути его достижения?

10. Каким образом легисты обосновывали несовместимость политики и морали?

11. Почему возникновение философии связывают с представителями милетской школы? Почему именно Милет стал «колыбелью» античной философии?

12. Что объединяет всех досократиков при решении онтологических проблем?

13. Каково изменение акцентов при решении вопроса об устройстве мира от периода ранней античной философии к этапу ее расцвета?

14. Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?

15. Как изменилось понимание смысла человеческой жизни от эллинского периода к эллинистическо-римскому этапу?

16. Что заставило Платона создать свой проект идеального государства?

17. Какова была основа столь широкого охвата Аристотелем в книге «Политика» существующих форм государственно­го устройства?

18. Какой из проектов государственного устройства более реалистичен: Платона или Аристотеля? Почему?

19. Какие философские методы зародились в античной философии при познании окружающего мира?

20. Какова обшая тенденция эволюции гносеологической проблематики в античной философии?

 

Контрольные задания. Выберите правильный ответ:

1.Основателем даосизма считается: а) Конфуций; б) Лао Цзы; в) Мо Цзы; г) Мэн Цзы.

2. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным»? а) Махавира Вардхамана Джина; б) Тит Лукреций Кар; в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни.

3. Общественный идеал Конфуция - а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети; б) общественная собственность и демократическое управление; в) возврат к «золотому веку предков» - натуральному хозяйству и отсутствию государства; г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.

4. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание;

б) причина страданий – жажда жизни;

г) путь избавления от страданий – жажда жизни;

д) у страдания есть причина.

5. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

6. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 7) вайшешика; 8) веданта; 9) йога; 10) джайнизм.

7. Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

Конфуцианство Строгий аскетизм и следование принципу ахимсы
Буддизм Религиозное освящение логико-философского мышления
Джайнизм Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует
Даосизм Совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека
Санкхья Главное средство спасения – психический тренинг
Йога Мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, безличным все определяется принципом мира
Ньяя Принцип «не – деяния»
Легизм Идеал человека – «благородный муж» - «человек политический»
Чарвака (локаята) Учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение

8. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;

3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;

4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;

6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;

8) ориентация в основном на нравственные проблемы;

9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;

10) религиозное освещение логико-философского мышления;

11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;

12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

13) гуманистический настрой философской мысли;

14) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.

9. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

1) Вещи – тени идей 1) Аристотель 1) материализм
2) Человек – мера всех вещей 2) Демокрит 2) идеализм
3) В одну и ту же реку нельзя войти дважды 3) Фалес 3) антропоцентризм
4) Все тела состоят из атомов 4)Анаксагор 4) скептицизм
5) Я знаю, что я ничего не знаю 5) Сократ 5) стоицизм
6) Человек – общественное животное 6) Зенон 6) метафизика
7) Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях 7) Платон 7) диалектика
8) Многознание не научает быть мудрым 8) Гераклит 8) натурфилософия
9) Познай самого себя 9) Протагор 9) атомизм
10) Минимум потребностей, максимум совершенства 10) Сенека 10) дуализм
  11) Эпикур 11) аскетизм
  12) Анаксимен 12) прагматизм

10. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы;

в) атомы делимы до бесконечности;

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.

3. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) теоцентризм; в) пантеизм;

б) космоцентризм; г) эмпиризм

11. Поиском первоосновы бытия, «праматери», из которой произошло все сущее, в античной философии занимались…

а) Парменид, Платон, Аристотель;

б) Сократ, Протагор, Горгий;

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.

12. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель.

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.

13. Взгляды, каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида;

б) Демокрит и Левкипп;

в) Платона и Аристотеля;

г) Фалеса и Протагора.

14. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

15. В чем Аристотель видел сущность вещей?

16. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

17. Прокомментируйте слова философов.

Гераклит:

- «Многознание уму не научит».

- «Лучшие люди одно предпочитаю всему, вечную славу – бренным вещам, а большинство объедаются, как скоты».

- «Все течет, все изменяется».

Демокрит:

- «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

- «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

- «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

Фалес:

- «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

Пифагор:

- «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

- «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами».

Семинар № 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

План занятия:

1. Специфика средневекового мышления. Основные этапы средневековой философии: апологетика, схоластика, патристика. Философские проблемы средневековой философии: вера и разум; проблема человека; реализм и номинализм.

2. Классическая философия Ф. Аквинского. Учение А. Августина.

3. Особенности ренессансного мышления. Основные принципы и отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, индивидуализм, антиклерикализм.

4. Формирование новой картины мира: философия политики Н. Макиавелли; социальный утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы; натурфилософия Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника, И. Кеплера.

5. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения.

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, теоцентризм, креационизм, антропологизм, провиденциализм, мистицизм, томизм, эсхатология, рационализм, традиционализм, секуляризация, эстетизм.

Темы докладов и сообщений:

1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

3. Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.

4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

5. Соотношение разума и веры в средневековой философии.

6. Спор о природе универсалий (номинализм и реализм).

7. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ион Рошда).

8. Теория двойственности истины в философии Средневековья.

9. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

10. Проблемы онтологии и гносеологии в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании».

11. Научная революция XVI в. и ее влияние на изменение картины мира.

12. Философское наследие Эразма Роттердамского.

13. «Человек-машина» Ж. Ламетрн.

14. Концепция правового государства в воззрениях мыслителей эпохи Просвещения.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. «Почему у всего есть начало, и это начало есть Бог?» (Комментарий к заданию: Каковы основные черты средневековой философии? В чем значение идей теоцентризма и креационизма для философии Средневековья.

2. Почему высшим достижением средневековой философии принято считать классическую арабо-мусульманскую философию? В чем сущность научных идей фальсафы (Ибн Сина, Аль Фараби, Ибн Рушд и др.)

3. " Возможен ли Город Солнца или Утопия?" (Комментарий к заданию: Рассмотрите утопические идеи Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Охарактеризуйте значение их идей для современной философии.)

4. "Человек венец творенья!" ( Комментарий к заданию: Какой новый идеал человека предлагают гуманисты? В чем сущность и причины ренессансного антропоцентризма? Для ответа воспользуйтесь концепциями Ф. Петрарки, М. Монтеня, Л. Валлы, Э. Роттердамского, Л. да Винчи).

 

Контрольные вопросы:

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики Средневековья и Возрождения?

2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)?

3. В каком смысле следует понимать выражение: «В средневековой философии произошло открытие человеческой личности»?

4. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы и человека?

5. Почему только в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением?

6. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?

7. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

8. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

9. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

10. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

1) практический и теоретический индивидуализм;

2) движение цивилизации против дикости (средневековья);

3) время безбожия и язычества;

4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

5) светский дух религии с тенденцией к язычеству;

6) движение культуры против бескультурья и варварства;

7) освобождение от власти авторитетов;

8) особенное внимание к истории;

9) чрезвычайный вкус к искусствам;

10) обновление духовной жизни.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем отличия понимания Бога в античной и средневековой философии?

2. Каким образом Августин Блаженный понимал свободу воли?

3. Как изменилось понимание человека в философии средневековья по сравнению с античными антропологическими концепциями?

4. Какие доказательства бытия Бога были сформулированы в средневековой философии?

5. Как отличить средневековые философские взгляды от теологических?

6. Какие уровни выделял Фома Аквинский в мире, сотворенном Богом?

7. Как в философии средневековья проявилось внимание к проблемам внутренней, духовной жизни личности?

8. Каким образом в средневековой философии традиции античной философии соединились с христианским откровени­ем?

9. В каких арабо-мусульманских направлениях и каким образом особое внимание уделялось трактовке идей Аристоте­ля?

10. Каковы были взаимоотношения философии и науки в средневековой культуре?

11. Какие идейные основы объединяют периоды Ренессанса и Просвещения?

12. Почему в этот период большинство философов выступало преимущественно только против церкви, а не против ре­лигии вообще?

13. Изменилось ли мышление обычного европейца в это время? Почему?

14. Почему Бог по-прежнему присутствовал в философских исканиях мыслителей указанного периода?

15. Объясните значение терминов «теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм» в свете происходившей в то время научной революции?

16. Каким образом происходившая в то время научная революция повлияла на развитие натурфилософии изучаемого периода?

17. Почему проблема человека выходит на первое место в философских исканиях мыслителей эпохи Возрождения?

18. Какова общая тенденция в развитии философской антропологии в периоды Возрождения и Просвещения?

19. Почему в период Ренессанса возникла потребность в создании утопических проектов?

20. Почему в эпоху Возрождения социально-философской проблематике большинство мыслителей отводили второсте­пенную роль, а в период Просвещения она выходит на одно из первых мест?

Контрольные задания:

1.Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

а) схоластика е) скептицизм б) догматизм ж) примат веры над разумом в) софистика з) созерцательность г) диалектика

и) примат знания над верой д) креационизм к) строгая логика.

2. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

3. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1) рационализм; 2) креационизм; 3) откровение; 4) формализм.

4. «Ангельским доктором» называли впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского; 2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля; 4) Марка Аврелия.

5. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм; 2) рационализм; 3) откровение; 4) креационизм

6. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского; 2) Августина Блаженного;

3) Пьера Абеляра; 4) Боэция.

7. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

1) идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей»;

3) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

4) идея идентична вещи

Семинар № 4. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия.

План занятия:

1. Предпосылки и основная проблематика философии Нового времени.

2. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Становление научного метода познания Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

3. Обоснование новой картины мира и ее динамика (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм, Т. Гоббс).

4. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

5. Условия возникновения немецкой классической философии. Основные проблемы немецкой классической философии.

6. Особенности философии И. Канта: теория познания, этика.

7. Философия Гегеля: система и метод; диалектика; философия истории.

8. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Его значение и ограниченность.

Основные понятия: атрибут, деизм, пантеизм, эмпиризм, монады, рационализм, дуализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, монизм, модусы, естественное право, равенство, свобода, гражданское общество, космогоническая теория, формальная логика, «вещь в себе», трансцидентальный идеализм, ноумен, тезис – антитезис – синтез, антиномия, императив, «чистое бытие», сущность, субъективный и объективный дух, абсолютный дух, диалектика, категории, антропология.

Темы докладов и сообщений:

1. Научная революция ХУП века и ее воздействие на философию.

2. Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и особенное.

3. Философские идеалы эпохи Просвещения.

4. Свобода и необходимость в философии Просвещения.

5. «Идолы» познания Фрэнсиса Бэкона.

6. Интеллектуальная интуиция Рене Декарта.

7. Бенедикт Спиноза: «Свобода есть познанная необходимость».

8. Основы теории либеральной демократии в учении Джона Локка.

9. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества.

10. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

11. «Категорический императив» И. Канта.

12.  Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

13. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. «Sapere aude!» Выделите типы и виды познания по Р. Декарту, Б. Спинозе, Й. Лейбницу, И. Ньютону, Дж. Локку, Дж. Беркли.

2. Каково значение идей Просвещения для европейской культуры и философии?

3. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Каковы по Гегелю основные этапы развития Абсолютной идеи? Какие триады выделяет в своей философии Гегель для объяснения сущности диалектического развития?

4. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его». Каковы основания марксистской философии?

Контрольные вопросы

1. Можно ли получить математические понятия точки, прямой непосредственно из наблюдений реальных предметов?

2. Как Вы оцениваете мысли Ж..Ж. Руссо о противоречии цивилизации и преимуществах «естественной» жизни людей?

3. Почему считается, что идеи Вольтера, Ш. Монтескье легли в основу идеологии будущих революционеров Франции?

4. Каким образом Р. Декарт доказывал первичность разума по отношению к бытию и познанию?

5. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

6. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

7. Каковы общественно – политические идеалы Просвещения?

8. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

9. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона «Vivere est cogito» («Жить, значить мыслить») и Р. Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).

10. В чем состоял «коперниканский переворот» в философии, совершенный Кантом?

11. Чем отличается этика долга Канта от этики добродетелей Аристотеля?

12. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г. В.Ф. Гегеля?

13. В чем смысл знаменитой гегелевской метафоры: «…Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек»?

14. В чем видел сущность религии Л. Фейербах?

15. Чем классическая философия отличается от неклассической философии?

16. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем Ф. Бэкон видел цель научного познания?

2.Как проявился переход многих философов Нового времени на позиции пантеизма и деизма во взаимоотношениях с религией?

3. Какое значение придавал Р. Декарт принципу сомнения?

4. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах?

5.Как понять утверждение субъективных идеалистов о том. что в познании мы имеем дело лишь с совокупностью на­ших оглушений?

6. В чем смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать - значит быть воспринимаемым»?

7. Что является причиной и взаимосвязью двух субстанций в учении Р. Декарта?

8. Каковы особенности понимания Бога в философии Б. Спинозы?

9. Какова иерархия монад в онтологии Г.В. Лейбница?

10. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Т. Гоббса «Человек человеку - волк»?

11. Почему немецкая классическая философия выделяется в отдельный этап в развитии мировой философской мысли?

12. Каковы общие черты немецкой классической философии и философии периода Нового времени?

13. Докажите, что философское наследие немецких классиков укладывается в «прокрустово ложе» основных структур­ных элементов философии.

14. Почему И. Канта называют агностиком? На конкретных примерах покажите разницу «явлений» и «вешей в себе» в творчестве И. Канта.

15. В чем особенность «практической» философии И. Канта?

16. Продемонстрируйте действие трех законов диалектики на понятиях «Я», «не-Я» и «сверх-Я» в философии И. Фихте.

17. В чем различие понятия «интеллектуальная интуиция» у Р. Декарта и Ф. Шеллинга?

18. Каково основное противоречие между системой и методом Г. Гегеля?

19. Сравните взгляды на религию И. Канта и Л. Фейербаха.

20. Каково значение немецкой классической философии д.ля развития философского знания в целом?

Контрольные задания

1. Укажите основные философские направления Нового времени:

1) Диалектический материализм; 6) Рационализм;

2) Диалектический идеализм; 7) Метафизический материализм;

3) Эмпиризм; 8) Механицизм; 4) Гилозоизм;

9) Объективный идеализм; 5)Пантеизм; 10. Дуализм

2. Рационализм – это понятие, означающее в философии:

1) область математики; 2) научное знание вообще;

3) теоретическое познание, основанное на разуме;

4) опытное знание.

3. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон; 2) Декарт; 3) Спиноза; 4) Лейбниц.

4. Учение Декарта о субстанции называется:

1) дуализм; 2) монизм; 3)плюрализм; 4) универсальная математика.

5. Для философии эпохи Просвещения характерно:

1) метафизичность; 2) теоцентризм; 3)рационализм; 4) креационизм.

6. Теорию естественного права разработал:

1) Гельвеций; 2) Ламетри; 3) Гердер; 4) Локк.

7. Индукция – это понятие, означающее в философии:

1) область математики; 2) научное знание вообще;

3) теоретическое познание, основанное на разуме;

4) опытное знание.

8. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:

1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) Поступай так, как считаешь нужным;

3) Все поступки должны быть направлены на общее благо;

4) Все поступки должны быть целесообразными;

5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;

6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

9. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

1) Тождество; 2) Противоречие; 3) Количество; 4) Качество;

5) Мера;  6) Абсолютная идея; 7) Относительная идея;

8) Пространство; 9)Различие; 10) Материя.

10. «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность; 2) скрытый смысл вещи;

3) закон; 4) сущность.

11. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления; 2) со свободы; 3) с природы; 4) с общества.

12. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: 1) Ньютон; 2) Фейербах; 3) Шеллинг; 4) Гегель.

13. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория: 1) мышление; 2) любовь; 3) самосознание нации; 4) долг.

 

Семинар № 5. Философия марксизма. Русская философия: особенность и традиции.

План занятий:

1.Социально-исторические, политические, естественно-научные предпосылки, теоретические источники возникновения философии марксизма.

2.Проблемы онтологии и гносеологии в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

3.Диалектический материализм: теория и методология.

4. Социальная философия марксизма: понятие человека, личности, общества. Учение об обществе.

1. Основные этапы и характерные черты русской философии. Развитие русской философии ХI - XVIII вв.

2. Русская философия ХIХ в. Славянофилы и западники. Революционный демократизм.

3. Материализм в русской философии (ХIХ – нач. ХХ вв.).

4. Русская религиозная философия. Русский космизм.

Основные понятия: производительные силы и производственные отношения, общественно-экономическая формация, революция, диалектический метод и методология, отражение, общественное сознание и общественное бытие, научный метод познания, пролетариат, процесс отчуждения, прибавочная стоимость, базис и надстройка, анархизм, религиозное мировоззрение, революционно-демократическая идея, либеральное направление, русское почвенничество, имперская идея, добро, зло, община, космизм, философия всеединства.

Темы докладов и сообщений:

1. Диалектический материализм в марксизме.

2. Исторический материализм в марксизме.

3. Всесторонне и гармонически развитая личность как цель будущего человечества.

4. Действие основных законов диалектики в развитии общества.

5. Значение для русской философии творчества.

6. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

7. Философская система Вл. Соловьева.

8. Русский космизм как философское направление.

9. Проблема «Запад – Россия – Восток», ее философские аспекты.

10. Образы славянской мифологии в русской философии.

11. Идеи соборности и всеединства в русской философии.

12. Философские идеи в русской художественной литературе.

13. Проблема «Восток – Запад – Россия» в трудах русских философов.

14. Творчество философов – выходцев из Тамбовского края.

15. Религиозно-философские поиски русского послеоктябрьского Зарубежья.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. Каково влияние революционно-демократических идей в России (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) на социально-политическое развитие России и мира?

2. Почему творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на Западе считается «ключом» к таинственной русской душе?

 

Контрольные вопросы:

1. Что лежит в основе теории познания К.Маркса?

2. Какое соответствие между «общественным бытием» «общественным сознанием»?

3. Что лежит в основе перехода общества от одной к другой общественно-экономических формаций?

4.Какова роль практики в марксистской философии?

5. Назовите и дайте характеристику основных идей социальной диалектики марксизма.

6. Что Вам больше всего импонирует в философии марксизма?

7. Материалистическое понимание истории в философии марксизма, на Ваш взгляд, имеет преемственность с предыдущей философской мыслью или это результат совершенно нового подхода к исследованию истории человечества?

8. Какие философские идеи русских мыслителей ХIХ – ХХ вв. оказали влияние на развитие мировой философской мысли?

9. Какие отличительные признаки характеризуют развитие русской философии в ХI – ХVII вв.?

10. Взгляды русских просветителей ХVIII в..

11. Раскройте содержание философии русского почвенничества.

12. В чем заключается сущность философии всеединства?

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Как в русской философии проявились идеи «соборности» и «всеединства»?

2. Почему «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве» считаются первыми проявлениями русского национального самосознания?

3. Что Вам известно о русском исихазме?

4. Каким образом в учении Григория Сковороды соединились античная и христианская традиции?

5. Какие философские традиции отразились в творчестве М.В. Ломоносова?

6. В творчестве каких русских мыслителей XIX – XX вв. прослеживается влияние немецкой идеалистической филосо­фии?

7. Какова судьба марксистских идей в русской философии?

8. Почему формой существования философской мысли в России нередко становилась публицистика и художественная литература?

9. Как Вы объясните преобладание антропоцентрнстских и моральных установок в творчестве русских философов?

10. В чем, по Вашему мнению, состоит отличие выражений: «русская философия» и «философия в России»?

Контрольные задания:

1. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии:

1) Открытие клетки

2) Учение Дарвина

3) Закон инерции

4) Закон сохранения и превращения энергии

5) Возникновение пролетариата

6) Научная революция

7) Промышленная революция

8) Немецкая классическая философия

9) Рациональная философия Декарта

10) Метафизический материализм

2. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

3. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применению в разных контекстах.

- «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

- «…Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

4.Укажите направления в русской философии Х1Х – начала ХХ вв.:

1) космизм 2) антропологический материализм 3) прагматизм

4) экзистенциализм 5) интуитивизм 6)славянофильство 7) религиозная философия 8) марксизм 9) философия жизни 10) западничество

5. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловека так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В. С. Соловьев).

6. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

- «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской церкви (священству отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

- «Евразия это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия – это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

- «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет»

(Н. А. Бердяев, Г. Флоренский).

7. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм; 2)позитивизм; 3) нравственно-религиозный характер; 4) рационализм.

8.Социальную историю рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3)как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

9. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на общину;

4) увлеченность языковой культурой.

10. принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство; 2) западничество; 3) позитивизм; 4) народничество.

11. «Всеединство» в философии означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и единство человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

12. В основу мира, согласно взглядам, заложено:

1) иррациональное начало, существующее раньше бога;

2) стремление к свободе; 3) Бог; 4) София.

13. Термин «ненасилие» в мировоззрении следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) середина между добром и злом;

4) непричинение зла другому.

14. Причина русского коммунизма, согласно:

1) в мессианстве; 2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в продолжение западнической политики Петра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: