ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Оксана Беляева Ксения Кафтаева
РУССКИЙ ЯЗЫК 2020
Сборник тренировочных тестов.
Часть 1.
ЕГЭ-2020. Сборник тренировочных вариантов по русскому языку. Ч.1 / Беляева О.Н., Кафтаева К.А.
В Сборнике представлены тесты для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, ответы к ним, разбор заданий тестовой части и примерный круг проблем текстов. Все задания соответствуют новой демоверсии ЕГЭ-2020.
Задания подобраны на основе открытого банка заданий ФИПИ http://ege.fipi.ru. По уровню сложности тесты максимально приближены к реальным вариантам ЕГЭ по русскому языку. Тексты и задания 22-27 взяты из реальных вариантов прошлых лет. Ко всем заданиям подготовлены ключи и пояснения решений.
При подготовке рекомендуем самостоятельно изучить теорию по тестовой части. Найти все необходимые материалы можно в нашей группе ВКонтакте ОК ЕГЭ.
Составители пособия получили на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов. Оксана Николаевна Беляева – кандидат филологических наук, доцент,
репетитор по русскому языку, автор разборов заданий ЕГЭ для ряда популярных сайтов, соавтор книг по подготовке к ЕГЭ.
Ксения Александровна Кафтаева – репетитор по русскому языку, автор разборов заданий ЕГЭ для ряда популярных сайтов, эксперт-консультант проекта-миллионника в ВК.
По всем вопросам обращайтесь в группу ОК ЕГЭ или в личные сообщения авторов пособия: vk.com/ot252791, vk.com/ksenia.kaftaeva
Распространяется бесплатно.
Все права защищены, разрешается копирование и использование в образовательных некоммерческих целях с указанием авторов.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий.
Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
| Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
| (1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете. |
| Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
Часть 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.
3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете вследствие деятельности человека.
4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.
5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что вызывает беспокойство учёных.
Ответ: .
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: .
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДМЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом
(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДМЕТ, -ы, м.
1) Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
2) чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.
3) Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.
4) чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.) Для чего, с какой целью.
Медицинское обследование на п. диспансеризации.
Ответ: .
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дозвонЯтся отозвалА сверлИшь цЕпочка жилОсь
Ответ: .
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Нынешний снегопад надо просто ПЕРЕТЕРПЕТЬ.
Зрители со ВЗДОХОМ отвели глаза, и только один человек проводил её взглядом.
Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами. Ответ: .
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?
Ответ: .
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРИОБРЁВ мебель ПОЛОЖИ на полку КЛАДИ в сумку нет СПЛЕТЕН ИСПЕКИ пирог
Ответ: .
Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
| А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза. 2) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах. 3) А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. |
| Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 4) Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному искусству. 5) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы. 6) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных. 7) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области. 8) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места. 9) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу. |
Ответ: .
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
Запишите номера ответов.
1) воссоед..нение, ж..стикулировать, гориз..нтальный
2) предпол..гать, бл..стяще, прин..мать
3) взап..рти, изл..жение, водор..сли
4) д..станционный, т..снота, возр..стать
5) дезор..ентировать, гиг..енический, изб..ратель Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..сеять, в..балтывать, бе..голосый
2) без..ндукционный, меж..гровой, с..мпровизировать
3) пр..бинтовать, пр..морский, пр..бывать (на станцию)
4) непр..будный, нед..варить, п..завчера
5) по..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноздр..ватый, расплывч..тый (силуэт)
2) отво..вавший, претерп..вая
3) проста..вая, доверч..вый
4) миндал..вый, ненавид..вший
5) исслед..вать, раздум..вать Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) закле..шь, выстрел..вший
2) взглян..шь, подстрел..нный (хищник)
3) присво..шь, незыбл..мый
4) поразмысл..шь, купл..нный
5) наде..щийся, (травы) колебл..тся Ответ: .
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по- дружески.
Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов. (НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Ответ: .
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно
секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА)ТО тренера найти так и не удалось.
Я закончил ТО(ЖЕ) училище, что и отец, но работать на завод не пошёл: началась война, и, ТАК(ЖЕ) как все, я пошёл на фронт.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
А.П. Чехов был обычно в бодром расположении духа, (НЕ)СМОТРЯ на то что (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет страдал от болезни.
Ответ: .
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Увлечё(1)ый Пушкиным, Коровин написал этюды цветущего у развалин ханского дворца сада: золочё(2)ые вазы с цветами из воска в






