Основные задачи для российской образовательной системы в целях формирования всесторонне развитого компетентного и конкурентоспособного выпускника касаются и учебных планов, и содержания учебных курсов, и методики преподавания дисциплин, и систем оценки знаний студентов, и новизны в функциях вузовских преподавателей. Один из многих желаемых и первостепенных результатов – активность получаемых студентами знаний и навыков. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное «устарение» (обесценение) полученных ранее знаний и появление новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечивает адаптивность будущих бакалавров к неизбежным переменам в профессии, специальности, специализации.
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки бакалавра. В то же время самостоятельная работа студента – объективное условие формирования познавательной активности и самостоятельности, критического мышления, творческих способностей (систематизации, концептуализации, формализации) при развивающем обучении и в последующей трудовой деятельности выпускника. В этом смысле работа должна строиться на учете познавательных способностей студента, задания должны быть адекватны достигнутому уровню развития и обязательно предусматривать повышение уровня развития обучающегося и его творческих способностей, то есть – разумно и максимально индивидуализирована.
|
|
Самостоятельная работа и формирование у студентов самостоятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Самостоятельная работа является обязательным условием формирования самостоятельности, но ее результаты прямо зависят от степени сформированности самостоятельности. Задания для самостоятельной работы должны быть такого характера, чтобы усвоение учебного материала приводило к целостному развитию личности и ее способностей, овладению приемами умственной и практической деятельности, самообразования и творчества.
Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине являются:
· усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения, систематизации, концептуализации, формализации;
· развитие конкретных предполагаемых творческих способностей;
· формирование практических умений по курсу;
· практическое применение знаний, умений, способностей с целью углубления, расширения и приобретения новых знаний, а так же усовершенствования умений и развития способностей;
· научно-исследовательская работа.
|
|
Направление самостоятельной работы и ее предполагаемая цель определяют конкретный вид задания, ее форму и контроль-отчет, аттестационный рейтинг.
Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы студентов должен носить систематический характер и может осуществляться в виде рецензирования письменных работ студентов (рефератов, планов, творческих заданий и т.д.); бесед индивидуальных или с группой студентов (фронтальные); проведение контрольных работ по результатам самостоятельной работы; защита на занятиях докладов, обзоров, анализов и др., подготовленных студентами индивидуально или в группе в ходе самостоятельной работы; проведение деловых игр, конкурсов, дискуссий, «круглых столов» и пр.
Контроль может осуществляться в разных формах: устно или письменно; индивидуально или в группе; сплошной или выборочный контроль и др.
Следует отметить примерный ряд требований, которым должен отвечать контроль самостоятельной работы студентов:
· необходимое и достаточное методическое обеспечение;
· наличие четко разработанных критериев оценки в рамках модульно-рейтинговой аттестации результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студентам (своевременная информированность студентов о порядке модульно-рейтинговой системы);
· систематичность проведения контроля;
· максимальная его индивидуализация;
· системность и логичность характера заданий для контроля результатов самостоятельной работы студентов;
· разумное сочетание различных форм и методов контроля;
· выявление уровня знаний, умений, самостоятельно сформированных, оценка развития способностей, а так же установление характера отношения студента к выполнению заданий, степени его ответственности и др. личных качеств.
Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента или группы студентов должна быть прокомментирована преподавателем на занятии или во внеучебное время.
Сущность модульно-рейтингового обучения заключается в предоставлении обучаемым гораздо более широкие возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. Что позволяет говорить о повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ и о возможности более высокой дифференциации оценки, систематичности контроля и соответствующей коррекции со стороны преподавателя. Использование модульно-рейтинговой системы предполагает более эффективную организацию самостоятельной деятельности студентов, повышение прочности знаний, выработку навыков самоконтроля и самооценки у студентов, увеличение объективности итоговой оценки, повышение уровня здоровой конкуренции среди студентов, обеспечение снятия элементов случайности в оценке знаний, определение индивидуального темпа изучения материала при ориентации на конечный результат.
С положением о рейтинге для студентов, включающим перечисление обязательных и дополнительных видов работ с их оценкой в баллах, преподаватель знакомит студентов на первом занятии и корректирует его при необходимости, как в групповом, так и в индивидуальном порядке.
Положение о модульно-рейтинговой оценке по курсу.
№ п/п | Модуль | Вид работы и контроля | Кол-во баллов | Сроки сдачи |
I. | Философия, ее предмет, структура и функции.История философии. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа. 3. Дополнительный материал, доклады, сообщения, презентации, тестовый контроль. Итого по I модулю: | 5 – 7 4 – 5 1 – 3 10 – 15 | 15.10 (15.03) 10.11 (10.03) 15.12 (15.03) |
II. | Учение о диалектике. Философская онтология и гносеология. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа. 3. Дополнительный материал, доклады, сообщения, тестовый контроль. Итого по II модулю: | 10 – 15 3 – 5 3 – 5 15 – 25 | 20.11 (20.04) 10.11 (10.04) 20.11 (20.04) |
III. | Социальная философия и философия истории.Философская антропология. | 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа. 3. Использование дополнительного материала, доклады, сообщения, тестовый контроль. Итого по III модулю: | 10 – 15 3 – 5 3 – 5 15 - 25 | 20.12 (20.05) 15.12 (15.05) 20.12 (20.05) |
IV. | Дополнит. и творческий модуль | ***Индивидуальные задания ***Творческий рейтинг ***Аналитические работы по темам (письменно с устной защитой): Зачет по курсу «Философия» Выходной рейтинг для зачетной оценки по курсу «Философия»: «удовлетворительно» «хорошо» «отлично» | До 10 До 40 51-65 66-80 81-100 | До 25.12 (до 01.06) В течение семестра |
|
|