Общие положения о самостоятельной работе студентов

Основные задачи для российской образовательной системы в целях формирования всесторонне развитого компетентного и конкурентоспособного выпускника касаются и учебных планов, и содержания учебных курсов, и методики преподавания дисциплин, и систем оценки знаний студентов, и новизны в функциях вузовских преподавателей. Один из многих желаемых и первостепенных результатов – активность получаемых студентами знаний и навыков. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное «устарение» (обесценение) полученных ранее знаний и появление новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечивает адаптивность будущих бакалавров к неизбежным переменам в профессии, специальности, специализации.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки бакалавра. В то же время самостоятельная работа студента – объективное условие формирования познавательной активности и самостоятельности, критического мышления, творческих способностей (систематизации, концептуализации, формализации) при развивающем обучении и в последующей трудовой деятельности выпускника. В этом смысле работа должна строиться на учете познавательных способностей студента, задания должны быть адекватны достигнутому уровню развития и обязательно предусматривать повышение уровня развития обучающегося и его творческих способностей, то есть – разумно и максимально индивидуализирована.

Самостоятельная работа и формирование у студентов самостоятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Самостоятельная работа является обязательным условием формирования самостоятельности, но ее результаты прямо зависят от степени сформированности самостоятельности. Задания для самостоятельной работы должны быть такого характера, чтобы усвоение учебного материала приводило к целостному развитию личности и ее способностей, овладению приемами умственной и практической деятельности, самообразования и творчества.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине являются:

· усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения, систематизации, концептуализации, формализации;

· развитие конкретных предполагаемых творческих способностей;

· формирование практических умений по курсу;

· практическое применение знаний, умений, способностей с целью углубления, расширения и приобретения новых знаний, а так же усовершенствования умений и развития способностей;

· научно-исследовательская работа.

Направление самостоятельной работы и ее предполагаемая цель определяют конкретный вид задания, ее форму и контроль-отчет, аттестационный рейтинг.

Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы студентов должен носить систематический характер и может осуществляться в виде рецензирования письменных работ студентов (рефератов, планов, творческих заданий и т.д.); бесед индивидуальных или с группой студентов (фронтальные); проведение контрольных работ по результатам самостоятельной работы; защита на занятиях докладов, обзоров, анализов и др., подготовленных студентами индивидуально или в группе в ходе самостоятельной работы; проведение деловых игр, конкурсов, дискуссий, «круглых столов» и пр.

Контроль может осуществляться в разных формах: устно или письменно; индивидуально или в группе; сплошной или выборочный контроль и др.

Следует отметить примерный ряд требований, которым должен отвечать контроль самостоятельной работы студентов:

· необходимое и достаточное методическое обеспечение;

· наличие четко разработанных критериев оценки в рамках модульно-рейтинговой аттестации результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студентам (своевременная информированность студентов о порядке модульно-рейтинговой системы);

· систематичность проведения контроля;

· максимальная его индивидуализация;

· системность и логичность характера заданий для контроля результатов самостоятельной работы студентов;

· разумное сочетание различных форм и методов контроля;

· выявление уровня знаний, умений, самостоятельно сформированных, оценка развития способностей, а так же установление характера отношения студента к выполнению заданий, степени его ответственности и др. личных качеств.

Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента или группы студентов должна быть прокомментирована преподавателем на занятии или во внеучебное время.

  Сущность модульно-рейтингового обучения заключается в предоставлении обучаемым гораздо более широкие возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. Что позволяет говорить о повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ и о возможности более высокой дифференциации оценки, систематичности контроля и соответствующей коррекции со стороны преподавателя. Использование модульно-рейтинговой системы предполагает более эффективную организацию самостоятельной деятельности студентов, повышение прочности знаний, выработку навыков самоконтроля и самооценки у студентов, увеличение объективности итоговой оценки, повышение уровня здоровой конкуренции среди студентов, обеспечение снятия элементов случайности в оценке знаний, определение индивидуального темпа изучения материала при ориентации на конечный результат.

С положением о рейтинге для студентов, включающим перечисление обязательных и дополнительных видов работ с их оценкой в баллах, преподаватель знакомит студентов на первом занятии и корректирует его при необходимости, как в групповом, так и в индивидуальном порядке.

Положение о модульно-рейтинговой оценке по курсу.

№ п/п Модуль Вид работы и контроля Кол-во баллов Сроки сдачи
  I.   Философия, ее предмет, структура и функции.История философии.   1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа. 3. Дополнительный материал, доклады, сообщения, презентации, тестовый контроль.   Итого по I модулю: 5 – 7   4 – 5   1 – 3 10 – 15 15.10 (15.03) 10.11 (10.03)   15.12 (15.03)
    II.   Учение о диалектике. Философская онтология и гносеология. 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа.   3. Дополнительный материал, доклады, сообщения, тестовый контроль. Итого по II модулю: 10 – 15   3 – 5   3 – 5   15 – 25 20.11 (20.04) 10.11 (10.04) 20.11 (20.04)
  III.   Социальная философия и философия истории.Философская антропология. 1. Работа на семинарских занятиях. 2. Индивидуальная проблемно-аналитическая работа. 3. Использование дополнительного материала, доклады, сообщения, тестовый контроль.   Итого по III модулю: 10 – 15   3 – 5   3 – 5   15 - 25 20.12 (20.05) 15.12 (15.05) 20.12 (20.05)
    IV. Дополнит. и творческий модуль ***Индивидуальные задания ***Творческий рейтинг ***Аналитические работы по темам (письменно с устной защитой): Зачет по курсу «Философия» Выходной рейтинг для зачетной оценки по курсу «Философия»: «удовлетворительно» «хорошо» «отлично» До 10     До 40     51-65 66-80 81-100 До 25.12 (до 01.06) В течение семестра

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: