План занятия.
1. Проблема человека в философии. Философский и естественнонаучный подходы к изучению проблемы человека, их принципиальное отличие. Человек как многомерное существо.
Роль сознательных, подсознательных и бессознательных факторов в человеке. Самосознание. Сущность и существование человека. Смысл жизни.
3. Диалектика исторической необходимости и свобода личности. Проблема свободы и ответственности, их диалектика. Роль народных масс и личности в истории.
4. Философский анализ терминов «человек», «индивид», «персона», «индивидуальность», «личность».
5. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество и государство.
6. Политические, правовые, нравственные и другие аспекты человеческого бытия. Ценностная проблематика жизни людей. Основополагающие ценности человеческого бытия.
7. Будущее человечества: переход к цивилизации нового типа через разрешение глобальных проблем и противоречий.
Основные понятия:
Философская антропология, антропоцентризм, антропосоциогенез, человек, индивид, инидивидуальность, личность, социализация, историческая необходимость, свобода и социальная ответственность личности. Общественный прогресс, критерий общественного прогресса, эволюция, революция, гуманизм, демократия, глобальная проблема.
|
|
В поисках истоков современного экологического кризиса постарайтесь заглянуть как можно глубже в историю человечества – ведь наша планета испытывала разного рода экологические катастрофы задолго до индустриальной эры. Обратите внимание не только на развитие производства, но и на характерные для той или иной эпохи идеологические установки, которые не могли не повлиять на отношение общества к природе. Сравните обоснованность оптимистических и пессимистических позиций относительно возможностей выхода из кризиса. Обсуждая этот вопрос, невозможно обойти вниманием деятельность В.И. Вернадского, который понимал ноосферу как результат человеческой деятельности, направленной на преобразование биосферы и природы в целом. Попробуйте показать, каким образом эта деятельность связана с нравственным и экологическим императивом.
Обратите внимание на взаимосвязь социальных и природных аспектов в современных глобальных проблемах. Чтобы Ваш ответ не превратился в подобие отчета о состоянии дел, постарайтесь классифицировать глобальные проблемы, выбрав для этого определенный критерий, покажите причины их возникновения и возможные пути решения. Один из возможных вариантов ответа – разделение современных глобальных проблем (ГП) на ннтерсоциальные ГП (сохранение мира между государствами, остановка гонки вооружений, устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной нестабильности); ГП, возникшие в результате взаимодействия природы и общества (проблемы природных ресурсов, освоение Мирового океана и космоса); ГП, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования и пр.). Некоторые проблемы могут «располагаться» на пересечении различных номинаций, что вполне объяснимо, если иметь в виду их тесную взаимосвязь.
|
|
Темы сообщений и докладов:
1. Человек как предмет философского познания.
2. Соотношение социального и индивидуального в личности.
3. Образ человека в истории философской мысли.
4. Понимание человека: западная и восточная культура.
5. Соотношение рационального и иррационального в человеке.
6. Природа человеческой индивидуальности.
7. Назначение человека в русской философии.
8. Проблема смысла человеческой жизни.
9. Человек в информационно-техническом мире.
10. Будущее человека перед лицом глобальных проблем современности.
11. Проблема смысла человеческой жизни в философии.
12. Смертность и бессмертие человека.
13. Проблема «Маугли».
14. Проблема Богочеловека и Человекобога в философии.
15. Эвтаназия: «против» и «за».
16. Философские аспекты проблемы клонирования человека.
17. Гуманизм: сущность и исторические формы.
18. Свобода общества и свободы личности.
19. Человек как субъект истории.
20. Человек как центр глобальных общественных проблем.
21. Будущее мировой цивилизации, и её антиномии.
22. Проблема войны и мира в современных условиях.
23. Проблема глоболизации и отчуждения человека.
Проблемные вопросы для дискуссии:
1. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»
2. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?
3. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем основные отличия цивилизационного подхода в осмыслении истории от формационного?
2. Как соотносятся философия истории и социальная философия?
3. В чем смысл теории конвергенции социальных систем?
4. В чем суть феномена глобализации?
5. Укажите положительные и отрицательные стороны глобализации.
6. В чем смысл проблемы «конца» человеческой истории?
7. Назовите основные концепции общественного развития.
8. Назовите глобальные проблемы современности.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что имеют в виду, когда человека называют микрокосмом?
2. Как Вы понимаете высказывание Б. Паскаля: «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья»?
3. Продолжается ли биологическая эволюция человека?
4. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?
5. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?
6. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?
7. Возможна ли смерть при жизни?