Семинар № 9. Философская антропология

План занятия.

1. Проблема человека в философии. Философский и естественнонаучный подходы к изучению проблемы человека, их принципиальное отличие. Человек как многомерное существо.

Роль сознательных, подсознательных и бессознательных факторов в человеке. Самосознание. Сущность и существование человека. Смысл жизни.

3. Диалектика исторической необходимости и свобода личности. Проблема свободы и ответственности, их диалектика. Роль народных масс и личности в истории.

4. Философский анализ терминов «человек», «индивид», «персона», «индивидуальность», «личность».

5. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество и государство.

6. Политические, правовые, нравственные и другие аспекты человеческого бытия. Ценностная проблематика жизни людей. Основополагающие ценности человеческого бытия.

7. Будущее человечества: переход к цивилизации нового типа через разрешение глобальных проблем и противоречий.

 

Основные понятия:

Философская антропология, антропоцентризм, антропосоциогенез, человек, индивид, инидивидуальность, личность, социализация, историческая необходимость, свобода и социальная ответственность личности. Общественный прогресс, критерий общественного прогресса, эволюция, революция, гуманизм, демократия, глобальная проблема.

 

В поисках истоков современного экологического кризиса постарайтесь заглянуть как можно глубже в историю человечества – ведь наша планета испытывала разного рода экологические катастрофы задолго до индуст­риальной эры. Обратите внимание не только на развитие производства, но и на характерные для той или иной эпохи идеоло­гические установки, которые не могли не повлиять на отношение общества к природе. Сравните обоснованность оптимисти­ческих и пессимистических позиций относительно возможностей выхода из кризиса. Обсуждая этот вопрос, невозможно обойти вниманием деятельность В.И. Вернадского, который понимал ноосферу как результат человеческой деятельности, направленной на преобразование биосферы и природы в целом. Попробуйте показать, каким образом эта деятельность свя­зана с нравственным и экологическим императивом.

Обратите внимание на взаимосвязь социальных и природных аспектов в современных глобальных проблемах. Чтобы Ваш ответ не превратился в подобие отчета о состоянии дел, постарайтесь классифицировать глобальные проблемы, выбрав для этого определенный критерий, покажите причины их возникновения и возможные пути решения. Один из возможных вариантов ответа – разде­ление современных глобальных проблем (ГП) на ннтерсоциальные ГП (сохранение мира между государствами, остановка гонки вооружений, устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной нестабильности); ГП, возникшие в результате взаимодействия природы и общества (проблемы природных ресурсов, освоение Мирового океа­на и космоса); ГП, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, обра­зования и пр.). Некоторые проблемы могут «располагаться» на пересечении различных номинаций, что вполне объяснимо, если иметь в виду их тесную взаимосвязь.

 

Темы сообщений и докладов:

1. Человек как предмет философского познания.

2. Соотношение социального и индивидуального в личности.

3. Образ человека в истории философской мысли.

4. Понимание человека: западная и восточная культура.

5. Соотношение рационального и иррационального в человеке.

6. Природа человеческой индивидуальности.

7. Назначение человека в русской философии.

8. Проблема смысла человеческой жизни.

9. Человек в информационно-техническом мире.

10. Будущее человека перед лицом глобальных проблем современ­ности.

11. Проблема смысла человеческой жизни в философии.

12. Смертность и бессмертие человека.

13. Проблема «Маугли».

14. Проблема Богочеловека и Человекобога в философии.

15. Эвтаназия: «против» и «за».

16. Философские аспекты проблемы клонирования человека.

17. Гуманизм: сущность и исторические формы.

18. Свобода общества и свободы личности.

19. Человек как субъект истории.

20. Человек как центр глобальных общественных проблем.

21. Будущее мировой цивилизации, и её антиномии.

22. Проблема войны и мира в современных условиях.

23. Проблема глоболизации и отчуждения человека.

Проблемные вопросы для дискуссии:

1. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»

2. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?

3. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?

Вопросы для самоконтроля:     

1. В чем основные отличия цивилизационного подхода в осмыслении истории от формационного?

2. Как соотносятся философия истории и социальная философия?

3. В чем смысл теории конвергенции социальных систем?

4. В чем суть феномена глобализации?

5. Укажите положительные и отрицательные стороны глобализации.

6. В чем смысл проблемы «конца» человеческой истории?

7. Назовите основные концепции общественного развития.

8. Назовите глобальные проблемы современности.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что имеют в виду, когда человека называют микрокосмом?

2. Как Вы понимаете высказывание Б. Паскаля: «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья»?

3. Продолжается ли биологическая эволюция человека?

4. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?

5. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?

6. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и напол­ненной?

7. Возможна ли смерть при жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: