Этап: теоретическое объяснение результатов, полученных в ходе эксперимента

Для построения теории проводится структурный анализ результатов, то есть изучение, описание и объяснение как отдельных частей целого, так и их взаимосвязи. Мы рассмотрим методику проведения структурного анализа на примерах из литературы.

1) Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков). Например, характерные черты героев «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью и т.п.

2) Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа. Через характерные черты героев дается типичный образ (например, образ помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).

 

 

3) Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам. Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.

4) Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни».

 

 
   

 

 

При теоретическом объяснении могут использоваться два способа исследования - это индукция и дедукция. Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.

Задание: в примерах, приведенных выше, найдите примеры дедукции и индукции (дедукция – анализ и сравнение, дедукция – синтез и обобщение).

 

Именно на стадии теоретического осмысления формулируются ключевые законы той или иной науки. А з наете ли вы, что такое законыМерфи? По аналогии с законами в естествознании была предпринята попытка в шутливой форме выявить некоторые закономерности случающихся с нами неприятностей. Эти закономерности получили название законов Мерфи по имени американского инженера-исследователя Эдварда Мерфи, который впервые их сформулировал. Этих законов достаточно много, но мы познакомимся лишь с теми из них, которые имеют отношение к научному познанию. В русском языке эти явления получили название «закон бутерброда» или «закон подлости».

 

6 этап: проверка теоретических выводов на практике. Как правило, она всегда порождает новые вопросы. Это можно продемонстрировать на примере русских народных сказок.

1) Борьба Ивана-Царевича со Змеем Горынычем. Задача Ивана – победить Змея, а для этого надо отрубить ему голову. Герой проводит многочисленные эксперименты - зайдет то слева, то справа; только снесет голову, как на ее месте сразу же вырастает другая. После проверки своей гипотезы на практике Иван задается другим вопросом: как отрубить голову и сделать так, чтобы она больше не вырастала?

2) Задание: проследите все этапы познания на примере борьбы Ивана-царевича с Кощеем Бессмертным.

§ Наблюдение: следил за Кощеем, выспрашивал у других о том, где он находится и как его можно обезвредить.

§ Выдвижение гипотезы: булатом и палицей добраться до Кощея. Неудача заставила Ивана выдвинуть новую гипотезу: «погибель Кощея» заключается не в нём самом, а в другом месте.

§ Построение модели: нужно искать иголку – в яйце – в селезне - в сундуке – на дереве – на острове за тридевять земель.

§ Проверка гипотезы на практике

§ Постановка новых вопросов. Где находится остров? Как свалить дуб? Как открыть сундук? Как догнать зайца, если будет убегать? Как поймать селезня, если он попытается улететь? Не случайно говорят: «Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается».

3) Задание: проследите, как этот алгоритм проявляется в криминалистике, например, в работе.

 

4) Домашнее задание: проследите, как алгоритм процесса познания проявляется при выборе спутника жизни. Какие этапы порой пропускаются?

Докажи, что в ХХI веке наука переживает бурное развитие. Запиши  2 доказательства-примера.

 

Вывод: проверка теоретических знаний на практике порождает новые вопросы, то есть речь идет о повторяемости процесса познания, но уже на другом уровне.

Можно представить этот процесс графически: круг – это наши исходные данные об исследуемом объекте, квадрат – то, что мы не знаем о нем и размеров этой области пока не представляем. Наши вопросы лежат на окружности – линии соприкосновения знания и незнания. Увеличивается «площадь» наших знаний, но, соответственно, увеличивается и длина окружности. Точек соприкосновения становится больше, вопросов больше и выше степень их сложности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: