Почему нужно изучать первобытную культуру?

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КУРСА

ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Тема 1. Первобытная культура

 

  • Самый продолжительный период в истории человечества.
  • На эту эпоху приходятся три важнейших процесса:

антропогенез – социогенез – культурогенез.

4,5 млн. лет – возраст древнейших останков гоменид (человекообразных существ), живших на земле,

100 тыс. лет –  современный биологический вид человека (homo sapiens),

40-45 тыс. лет – зарождение  религиозных верований, ранних форм искусства

 

Почему нужно изучать первобытную культуру?

1). Эпоха «детства человечества»: от понимания истоков зависит понимание явления в целом.

2). Первобытный уклад сохраняется в удаленных местах земного шара, с каждым годом их становится все меньше: цивилизация разрушает традиционный уклад.

3). Мифы первобытной культуры, архетипы коллективного бессознательного - это фундамент, на котором строится здание культуры (Фрейд, Юнг, Леви-Строс)

 

Периодизация первобытной культуры строится на основе материалов, которые использовались человеком для создания орудий труда:

- Каменный век (палеолит – мезолит – неолит)

- Бронзовый век

- Железный век

Поскольку первобытность – доисторическая, дописьменная эпоха, её реконструкция опирается на данные:

А) археологии,

Б) этнографии,

В) лингвистики.

 

Научное изучение первобытной культуры началось в 19 веке, каждое новое открытие заставляло пересматривать прежние представления:

· Хронологический (Каков возраст человека и культуры?)

· Содержательный (Каким был первобытный человек? Чем отличался от современного?)

· Географический (Какова территория распространения первобытной культуры?)

 

Особенности первобытной культуры:

  • Синкретизм
  • Мифологическое сознание
  • Ритуализация всех сфер жизни
  • Преобладание коллективных форм поведения (слабо развитое самосознание).
  • Система табу
  • Зарождение религиозных верований
  • Ранние формы искусства
  • Традиционализм

 

Тема 2. Культура ранних цивилизаций

Ранние цивилизации – понятие собирательное (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Мезоамерика).

Различное:

  • природно-климатические условия,
  • этнический состав населения,
  • языки,
  • особенности мифологии и религии.

Общее: в результате неолитической революции они совершили переход

  • от охоты и собирательства в земледелию и скотоводству,
  • от кочевого образа жизни – к оседлому,
  • от присваивающего хозяйства – к производящему,
  • от первобытности – к цивилизации.

 

Цивилизация – уровень развития культуры, который связан с техническим прогрессом, усложнением социальной структуры общества, развитием государственности, распространением законности и гуманных нравов.

Основные признаки цивилизаций:

 

  1. Распад синкретизма.
  2. Урбаниазция (земледельческие поселки – города – города-государства)
  3. Строительство храмов и дворцов.
  4. Социальное расслоение. Возникновение института рабства.
  5. Развитие специализации внутри хозяйства. Древнейшие ремесла.
  6. Изобретение письменности – первая информационная революция.
  7. Деспотическая форма власти.
  8. Регуляция жизни при помощи законов.
  9. Мифология и религия как  продолжение социального порядка.
  10. Канонический характер искусства.

 

Достижения ранних цивилизации – это фундамент всего будущего развития культуры:

 

Древняя Месопотамия (первые города, монументальное строительство, клинопись, свод законов, эпос о Гильгамеше);

Древний Египет (ирригация, государственность, развитие наук, заупокойный культ и мумификация, монотеистическая религия, иероглифическая письменность, гробницы и храмовые комплексы, расцвет литературы, система канонов в искусстве);

Древняя Индия (урбанистические цивилизации, строгая сословная система, ведическое знание, эпические поэмы («Махабхарата» и «Рамаяна», буддизм, индуизм, скальные храмы, уникальное изобразительное искусство, музыкальная и танцевальная культура);

Древний Китай (почитание предков, многообразие философских течений, в том числе конфуцианство и даосизм, деревянные храмы и дворцы, синтез живописи, каллиграфии и поэзии, традиционная музыка и театр).

Древняя Мезоамерика (сельское хозяйство, сложная система социальной организации, монументальное строительство, декоративное искусство, мифология и религия, искусство войны, своеобразная философия, письменность, Кодексы).

Тема 3. Античность как тип культуры

Античными называют древние культуры на территории Европы

(Древняя Греция + Древний Рим). Их считают колыбелью западной цивилизации.

Территория: средиземноморский регион. Период: с 3 тыс. до н.э. по 5 век до н.э.

 

Сравнительная характеристика:

 

Древний Восток Античность
Коллективизм, социоцентризм Индивидуализм, развитое самосознание
Консерватизм, традиционализм Инновационность, прогрессивность
Изоляционизм Интерактивность

 

· Расцвет мифологии (доолимпийская, олимпийская, героический период)

· Выход за рамки мифологического сознания: движение от мифа – к логосу, стремление дать вещам и ялениям рациональное объяснение, создать систему знаний о мире обществе, человеке, истине. 

· Развитие научного познания (натурфилософия и антропология, основные течения философии)

· Гражданская община и демократия: права и обязанности гражданина полиса

· Гармоничный идеал человека

· Понятие классического стиля в искусстве

· Литературные жанры, профессиональный театр

 

Г.С. Кнабе: «Греция – это культура авторов, Рим – культура авторитетов».

 

  Греция Рим
1. Мифология и религия Поэтичность, пантеон богов, циклы сказаний о богах и героях – источник сюжетов и образов для мировой культуры. Соединение исконного с заимствованным, прозаичность, обрядность. В поздний период влияние восточных культов, распространение христианства.
2. Наука Различные направления науки, множество философских течений. Прикладной характер наук: военная наука, право, медицина, сельское хозяйство. Популярность эпикурейства и стоицизма.
3. Социальное устройство Многообразие полисов: тирания, олигархия, демократия От республики – к империи, от гражданина – к подданному.
4. Идеал человека Калокагатия: гармония физического и духовного начал. Virtus (доблесть): благочестие, серьезность, твердость.
5. Искусство Служит удовлетворению эстетических потребностей. Деление на виды и жанры искусства. Классический стиль в архитектуре. Обобщенно-прекрасный образ человека в скульптуре. Искусство подчиняется политическим и идеологическим целям. Доминирование архитектуры, т.к. воплощает идею величия империи. Индивидуализированный портрет в скульптуре.

 

 

Тема 4. Культура европейского Средневековья

(с 5 – по 15 вв.)

 

Три силы, определившие культуру Средневековья:

  • Традиции греко-римской культуры.
  • Дух варварства.
  • Христианство – новое духовное основание европейской культуры

 

Основные периоды развития культуры средневековья:

  • Раннее средневековье 5-10 вв.:

- встреча варварского и античного миров,

- экономический кризис,

натуральное хозяйство,

упадок ремесел и торговли,

- образование множества государств по типу военных демократий

- христианизация (5-13 вв).

- создание Карлом Великим первой империи Средневековья

  • Классическое  средневековье 10-14 вв.:

- оживление экономики,

- формирование системы вассалитета,

- строительство церквей и аббатств,

- миссионерство,

- крестовые походы,

- формирование собственно средневековых художественных стилей – романского и готического

- усиление гедонистических начал под влиянием восточных традиций.

  • Позднее средневековье 14-15 вв.:

- развитие городской культуры,

- формирование традиций городского самоуправления,

- развитие ремесел, торговли,

- потребность в опытном знании, образованности (ремесленные школы, университеты).

- вызревание предпосылок Ренессанса.

 

Картина мира опирается на образы и толкования Библии, принцип божественной иерархии.

Особенности средневекового миросозерцания:

  • теоцентризм,
  • провиденциализм,
  • антропологизм,
  • ретроспективизм.

 

Субкультуры Средневековья:   сельская, городская, светская (феодальная), церковная.

 

Особенности средневековой культуры (резюме):

 

  • Восприятие всего через призму религии (Бог превыше всего, монашество – самый почетный труд)
  • Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.
  • Мистицизм, иррационализм (вера в чудо),
  • Культ аскетизма.
  • Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление, университеты с XII века, преподавание – на латыни.
  • В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви за жизнью общества, разделение «истин разума» и «истин веры».
  • Искусство направлено на религиозно-церковные нужды, два новых стиля: романский и готический.

 

Тема 5. Культура Нового Времени

 

17 век – эпоха барокко:

- многозначность и дискуссионность термина «барокко»,

- эпоха противоречий

- формирование буржуазного уклада,

- раздел территорий и сфер влияния между государствами

- становление европейских наций и языков,

- ослабление религиозности,

- научная революция и формирование новой картины мира,

- человек эпохи барокко,

- философия в поиске ответов на новые вопросы бытия,

- полистилевой характер искусства

 

18 век – эпоха Просвещения:

- содержание Просвещения (Кант),

- социальная основа просветительства,

- зарождение демократической культуры,

- развитие НТП,

- мировоззренческие доминанты Просвещения (рационализм, научность, космополитизм, абсолютизация роли воспитания, утопизм социокультурных проектов),

- особенности Просвещения в разных странах.

 

Век – буржуазный век

- промышленный переворот и его влияние на жизнь общества,

- ускорение темпов научно-технического прогресса: обострение противоречий между культурой и цивилизацией,

- модернизация социальных институтов (распад связей, традиций), формирование буржуазной этики,

- интеллектуальная и художественная культура 19 века (романтизм – реализм – модернизм).

 

Итоги:

 

  • Формирование нового, индустриального типа общества.
  • Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.
  • Повышение авторитета философии, стремление опираться не на веру, а на разум, опыт, логику, факты.
  • Признание ценности образования, знания (18 век – век Просвещения).
  • Научная революция 17-18 вв. – формирование основ современной науки. 19 век – век классической науки.
  • Развитие машинного производства, ускорение темпов НТП.
  • Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика.
  • Многообразие художественных течений: барокко, классицизм, рококо, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм.
  • В 19 веке распространение реализма в искусстве.
  • Рубеж 19-20 вв. – кризис рационализма, разочарование в идеалах Просвещения, предпосылки для развития неклассической науки (Шопенгауэр, Ницше), критика буржуазной цивилизации (Шпенглер), декадентство, модернистские течения в искусстве.

 

Тема  6. Парадигмы развития культуры ХХ века

  • Дух предпринимательства, индивидуализма
  • Динамичность, быстрая смена условий жизни
  • Модернизм и постмодернизм
  • Научно-техническая революция
  • Компьютеризация – переход к новому типу общества – «информационному».
  • Глобализация и мультикультурность
  • «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, национализм, терроризм).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: