ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КУРСА
ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Первобытная культура
- Самый продолжительный период в истории человечества.
- На эту эпоху приходятся три важнейших процесса:
антропогенез – социогенез – культурогенез.
4,5 млн. лет – возраст древнейших останков гоменид (человекообразных существ), живших на земле,
100 тыс. лет – современный биологический вид человека (homo sapiens),
40-45 тыс. лет – зарождение религиозных верований, ранних форм искусства
Почему нужно изучать первобытную культуру?
1). Эпоха «детства человечества»: от понимания истоков зависит понимание явления в целом.
2). Первобытный уклад сохраняется в удаленных местах земного шара, с каждым годом их становится все меньше: цивилизация разрушает традиционный уклад.
3). Мифы первобытной культуры, архетипы коллективного бессознательного - это фундамент, на котором строится здание культуры (Фрейд, Юнг, Леви-Строс)
Периодизация первобытной культуры строится на основе материалов, которые использовались человеком для создания орудий труда:
|
|
- Каменный век (палеолит – мезолит – неолит)
- Бронзовый век
- Железный век
Поскольку первобытность – доисторическая, дописьменная эпоха, её реконструкция опирается на данные:
А) археологии,
Б) этнографии,
В) лингвистики.
Научное изучение первобытной культуры началось в 19 веке, каждое новое открытие заставляло пересматривать прежние представления:
· Хронологический (Каков возраст человека и культуры?)
· Содержательный (Каким был первобытный человек? Чем отличался от современного?)
· Географический (Какова территория распространения первобытной культуры?)
Особенности первобытной культуры:
- Синкретизм
- Мифологическое сознание
- Ритуализация всех сфер жизни
- Преобладание коллективных форм поведения (слабо развитое самосознание).
- Система табу
- Зарождение религиозных верований
- Ранние формы искусства
- Традиционализм
Тема 2. Культура ранних цивилизаций
Ранние цивилизации – понятие собирательное (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Мезоамерика).
Различное:
- природно-климатические условия,
- этнический состав населения,
- языки,
- особенности мифологии и религии.
Общее: в результате неолитической революции они совершили переход
- от охоты и собирательства в земледелию и скотоводству,
- от кочевого образа жизни – к оседлому,
- от присваивающего хозяйства – к производящему,
- от первобытности – к цивилизации.
Цивилизация – уровень развития культуры, который связан с техническим прогрессом, усложнением социальной структуры общества, развитием государственности, распространением законности и гуманных нравов.
|
|
Основные признаки цивилизаций:
- Распад синкретизма.
- Урбаниазция (земледельческие поселки – города – города-государства)
- Строительство храмов и дворцов.
- Социальное расслоение. Возникновение института рабства.
- Развитие специализации внутри хозяйства. Древнейшие ремесла.
- Изобретение письменности – первая информационная революция.
- Деспотическая форма власти.
- Регуляция жизни при помощи законов.
- Мифология и религия как продолжение социального порядка.
- Канонический характер искусства.
Достижения ранних цивилизации – это фундамент всего будущего развития культуры:
Древняя Месопотамия (первые города, монументальное строительство, клинопись, свод законов, эпос о Гильгамеше);
Древний Египет (ирригация, государственность, развитие наук, заупокойный культ и мумификация, монотеистическая религия, иероглифическая письменность, гробницы и храмовые комплексы, расцвет литературы, система канонов в искусстве);
Древняя Индия (урбанистические цивилизации, строгая сословная система, ведическое знание, эпические поэмы («Махабхарата» и «Рамаяна», буддизм, индуизм, скальные храмы, уникальное изобразительное искусство, музыкальная и танцевальная культура);
Древний Китай (почитание предков, многообразие философских течений, в том числе конфуцианство и даосизм, деревянные храмы и дворцы, синтез живописи, каллиграфии и поэзии, традиционная музыка и театр).
Древняя Мезоамерика (сельское хозяйство, сложная система социальной организации, монументальное строительство, декоративное искусство, мифология и религия, искусство войны, своеобразная философия, письменность, Кодексы).
Тема 3. Античность как тип культуры
Античными называют древние культуры на территории Европы
(Древняя Греция + Древний Рим). Их считают колыбелью западной цивилизации.
Территория: средиземноморский регион. Период: с 3 тыс. до н.э. по 5 век до н.э.
Сравнительная характеристика:
Древний Восток | Античность |
Коллективизм, социоцентризм | Индивидуализм, развитое самосознание |
Консерватизм, традиционализм | Инновационность, прогрессивность |
Изоляционизм | Интерактивность |
· Расцвет мифологии (доолимпийская, олимпийская, героический период)
· Выход за рамки мифологического сознания: движение от мифа – к логосу, стремление дать вещам и ялениям рациональное объяснение, создать систему знаний о мире обществе, человеке, истине.
· Развитие научного познания (натурфилософия и антропология, основные течения философии)
· Гражданская община и демократия: права и обязанности гражданина полиса
· Гармоничный идеал человека
· Понятие классического стиля в искусстве
· Литературные жанры, профессиональный театр
Г.С. Кнабе: «Греция – это культура авторов, Рим – культура авторитетов».
Греция | Рим | |
1. Мифология и религия | Поэтичность, пантеон богов, циклы сказаний о богах и героях – источник сюжетов и образов для мировой культуры. | Соединение исконного с заимствованным, прозаичность, обрядность. В поздний период влияние восточных культов, распространение христианства. |
2. Наука | Различные направления науки, множество философских течений. | Прикладной характер наук: военная наука, право, медицина, сельское хозяйство. Популярность эпикурейства и стоицизма. |
3. Социальное устройство | Многообразие полисов: тирания, олигархия, демократия | От республики – к империи, от гражданина – к подданному. |
4. Идеал человека | Калокагатия: гармония физического и духовного начал. | Virtus (доблесть): благочестие, серьезность, твердость. |
5. Искусство | Служит удовлетворению эстетических потребностей. Деление на виды и жанры искусства. Классический стиль в архитектуре. Обобщенно-прекрасный образ человека в скульптуре. | Искусство подчиняется политическим и идеологическим целям. Доминирование архитектуры, т.к. воплощает идею величия империи. Индивидуализированный портрет в скульптуре. |
|
|
Тема 4. Культура европейского Средневековья
(с 5 – по 15 вв.)
Три силы, определившие культуру Средневековья:
- Традиции греко-римской культуры.
- Дух варварства.
- Христианство – новое духовное основание европейской культуры
Основные периоды развития культуры средневековья:
- Раннее средневековье 5-10 вв.:
- встреча варварского и античного миров,
- экономический кризис,
натуральное хозяйство,
упадок ремесел и торговли,
- образование множества государств по типу военных демократий
- христианизация (5-13 вв).
- создание Карлом Великим первой империи Средневековья
- Классическое средневековье 10-14 вв.:
- оживление экономики,
- формирование системы вассалитета,
- строительство церквей и аббатств,
- миссионерство,
- крестовые походы,
- формирование собственно средневековых художественных стилей – романского и готического
- усиление гедонистических начал под влиянием восточных традиций.
- Позднее средневековье 14-15 вв.:
- развитие городской культуры,
- формирование традиций городского самоуправления,
- развитие ремесел, торговли,
- потребность в опытном знании, образованности (ремесленные школы, университеты).
- вызревание предпосылок Ренессанса.
Картина мира опирается на образы и толкования Библии, принцип божественной иерархии.
Особенности средневекового миросозерцания:
- теоцентризм,
- провиденциализм,
- антропологизм,
- ретроспективизм.
Субкультуры Средневековья: сельская, городская, светская (феодальная), церковная.
Особенности средневековой культуры (резюме):
- Восприятие всего через призму религии (Бог превыше всего, монашество – самый почетный труд)
- Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.
- Мистицизм, иррационализм (вера в чудо),
- Культ аскетизма.
- Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление, университеты с XII века, преподавание – на латыни.
- В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви за жизнью общества, разделение «истин разума» и «истин веры».
- Искусство направлено на религиозно-церковные нужды, два новых стиля: романский и готический.
|
|
Тема 5. Культура Нового Времени
17 век – эпоха барокко:
- многозначность и дискуссионность термина «барокко»,
- эпоха противоречий
- формирование буржуазного уклада,
- раздел территорий и сфер влияния между государствами
- становление европейских наций и языков,
- ослабление религиозности,
- научная революция и формирование новой картины мира,
- человек эпохи барокко,
- философия в поиске ответов на новые вопросы бытия,
- полистилевой характер искусства
18 век – эпоха Просвещения:
- содержание Просвещения (Кант),
- социальная основа просветительства,
- зарождение демократической культуры,
- развитие НТП,
- мировоззренческие доминанты Просвещения (рационализм, научность, космополитизм, абсолютизация роли воспитания, утопизм социокультурных проектов),
- особенности Просвещения в разных странах.
Век – буржуазный век
- промышленный переворот и его влияние на жизнь общества,
- ускорение темпов научно-технического прогресса: обострение противоречий между культурой и цивилизацией,
- модернизация социальных институтов (распад связей, традиций), формирование буржуазной этики,
- интеллектуальная и художественная культура 19 века (романтизм – реализм – модернизм).
Итоги:
- Формирование нового, индустриального типа общества.
- Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.
- Повышение авторитета философии, стремление опираться не на веру, а на разум, опыт, логику, факты.
- Признание ценности образования, знания (18 век – век Просвещения).
- Научная революция 17-18 вв. – формирование основ современной науки. 19 век – век классической науки.
- Развитие машинного производства, ускорение темпов НТП.
- Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика.
- Многообразие художественных течений: барокко, классицизм, рококо, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм.
- В 19 веке распространение реализма в искусстве.
- Рубеж 19-20 вв. – кризис рационализма, разочарование в идеалах Просвещения, предпосылки для развития неклассической науки (Шопенгауэр, Ницше), критика буржуазной цивилизации (Шпенглер), декадентство, модернистские течения в искусстве.
Тема 6. Парадигмы развития культуры ХХ века
- Дух предпринимательства, индивидуализма
- Динамичность, быстрая смена условий жизни
- Модернизм и постмодернизм
- Научно-техническая революция
- Компьютеризация – переход к новому типу общества – «информационному».
- Глобализация и мультикультурность
- «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, национализм, терроризм).