Юные геологи (Юношеское геологическое движение)

Родословие

Задачи Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие интереса к истории рода.

Содержание Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Летопись родного края

Задачи Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Содержание История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного края.

Исчезнувшие памятники России

Задачи Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.

Содержание Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них целые города, деревни и села, театры и музеи, архивы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.

Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.

Исторический некрополь России

Задачи Выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России

Содержание Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материальности, духовности и мемориальности. Некрополь - это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, памятников у всех народов считалось и считается величайшим кощунством.

Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количество старых кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгробия пошли на переплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разрушены, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, другие элементы некрополей были использованы для оформления могил других людей. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям.

Земляки

Задачи Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Содержание Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа "землячеств", выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

Археология

Задачи Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.

Содержание Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Совокупность приемов их изучения на месте - это полевая археология. Изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходимостью фиксации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологией вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами, способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по истории и культуре народов России.

Природное наследие

Задача Изучение и охрана природного наследия.

Содержание Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края - растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т.п., как сохранившуюся в естественном виде, так и измененную в процессе деятельности человека, со всеми экономическими, экологическими, социально-культурными проблемами.

Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти всегда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явлений культуры, связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памятника истории и культуры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процессы и явления способствовали этому.

Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, определили формирование традиций землепользования, развития промыслов и промышленности, строительства, организацию быта и др. Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д. Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полезное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края Это могут быть собранные в процессе полевых исследований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.

 

Экология

Задачи Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.

Содержание Смысл экологической культуры - уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространения различных животных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в области экологии по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявляют различные экологические нарушения, участвуют в их ликвидации.

Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты, проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, туристских биваков, родников; организуют экскурсии; выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу в ходе изучения литературных, архивных и иных источников, путем изучения народных традиций взаимоотношения человека и природы; создают постоянно действующие экологические посты; составляют экологические карты и картосхемы на отдельные регионы, районы города, поселки, села, деревни и другие объекты с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.

В круге интересов всех экологов - проблемы выживания и жизнедеятельности человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благоприятных и опасных мест для человека.

Юные геологи (Юношеское геологическое движение)

Задачи Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии.

Содержание Рожденное содружеством педагогов и геологов юношеское геологическое движение накопило уникальный опыт воспитания геологией. На его счету открытые юными геологами тысячи проявлений и месторождений полезных ископаемых, новых минералов.

Геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у значительной части детей возникает желание более глубокого осмысления происходивших на Земле геологических процессов и более основательных знаний о таких составляющих геологической науки, как минералогия, петрография, палеонтология. Связанное с этим коллекционирование минералов и ископаемой флоры и фауны уже является начальным этапом научных исследований.

Юные исследователи изучают геологию родного края, участвуют в экспедициях научных организаций, формируют коллекции школьных музеев, выступают с сообщениями о результатах своей работы на конференциях и слетах юных геологов.

 

 

Культурное наследие

Задачи Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание Термин "культурное наследие" необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.

В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: