Германия - федеративное государство

Тема 18. Основной Закон ФРГ 1949 г. и система государственных органов ФРГ

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

Особенности регулирования правового статуса личности

Германия - федеративное государство

Особенности законодательной власти ФРГ

Исполнительная власть ФРГ

Глава государства

Судебная система ФРГ

 

Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В Германии продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного Закона 1949 года.

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

Исходя из Основного закона ФРГ 1949, в его сегодняшней редакции, можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которые характеризуют сегодняшнюю Германию:

  • Германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;
  • земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;
  • Германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;
  • федеральное право имеет приоритет над правом земель;
  • общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;
  • законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;
  • Германия признает основополагающие права и свободы человека;
  • важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;
  • в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент - бундестаг, а также особый орган представительства земель - бундесрат;
  • исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями ("сильным") канцлером - главой правительства и фактически первым лицом государства;
  • в стране существует разветвленная система судов;
  • значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;
  • олицетворяет немецкое государство федеральный президент, избираемый особой коллегией играющий церемониальную роль;
  • германия является демократическим и социальным государством.

Особенности регулирования правового статуса личности

Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, поставивший права и свободы человека на первое место среди вопросов конституционного регулирования. Этому примеру в дальнейшем последовал ряд других государств.

Среди прав и свобод, закрепленных Основным Законом, наиболее главенствующее положение занимают:

  • право на достоинство, которое лежит в основе многих иных прав;
  • равенство всех немцев. Оно подразумевает:
    • равенство всех перед законом;
    • равенство мужчины и женщины;
    • равенство независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;
    • равенство детей, родившихся в браке и вне брака;
    • равенство доступа ко всякой государственной должности;
    • равенство каждого немца в каждой земле.
  • право на жизнь и физическую неприкосновенность;
  • право на свободное развитие своей личности;
  • свободу совести;
  • свободу поиска и получения информации;
  • свободу преподавания, науки и искусства;
  • право матери на поддержку и защиту со стороны общества;
  • право на объединения;
  • свободу шествий и демонстраций;
  • тайну переписки, почтовой связи иной коммуникации;
  • право на свободу передвижения;
  • запрет принудительного труда;
  • право собственности и свободу наследования;
  • право петиций;
  • обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.

Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:

  • свободу печати;
  • свободу преподавания;
  • свободу собраний;
  • свободу объединений;
  • тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;
  • право собственности;
  • право убежища.

для борьбы против демократического строя, могу быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.

Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:

  • на свободу собраний;
  • на подачу коллективных петиций;
  • на выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод вообще оказалось за пределами конституционного регулирования.

Германия - федеративное государство

Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии - ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин - как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз).

Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них - Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая - Бавария - превосходит в 176 раз, а самая населенная - Северный Рейн-Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.

Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

  • исключительной компетенции федерации;
  • совместной компетенции;
  • компетенции земель.

В исключительной компетенции федерации находятся:

  • международная политика ФРГ;
  • оборона;
  • гражданская оборона;
  • гражданство;
  • валюта;
  • режим мер и весов, точного времени;
  • таможня;
  • воздушное сообщение;
  • почта и телекоммуникации;
  • авторские права и иная интеллектуальная собственность;
  • федеральная государственная службу;
  • статистика.

Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:

  • гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;
  • акты гражданского состояния;
  • гражданство в землях;
  • трудовое право;
  • сельское хозяйство;
  • экология;
  • судоходство;
  • дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

Каждая земля имеет однопалатный парламент - ландтаг (в Баварии - двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер-министром.

Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

  • немец в любой земле имеет равные права;
  • конституционный строй земель должен соответствовать конституционному строю ФРГ, основным принципам республиканского, демократического, социального государства;
  • государство стремится к обеспечению единого уровня жизни на всей территории земель;
  • в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель;
  • все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;
  • федерация и каждая земля раздельно ведут финансовые расходы.

Важной особенностью немецкой федерации является возможность федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрением бундесрата.

При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях. Однако не может быть предметом пересмотра федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: