Система государственного управления и формы государственного устройства

В настоящее время формы государственного устройства клас­сифицируются по критериям:

• по форме правления — монархия, народовластие, теократия;

• по государственно-политическому устройству — демократия, авторитаризм, тоталитаризм;

• по государственно-территориальному устройству — конфедерация, федерация, унитарное государство.

Формы правления

Монархия является довольно распространенной формой государственного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет. Он отвечает за государство, ни от кого не зависит, кроме своего внутреннего долга, не представля­ет никаких партий. При монархе радикальных поворотов не проис­ходит, государственный аппарат работает спокойно и уверенно. Власть монарху может передаваться различными путями:

• народом на выборах — народная монархия;

• избранными представителями — аристократическая монархия;

• соборно всеми сословиями — самодержавная монархия;

• духовенством — теократическая монархия;

• по наследству — наследственная монархия.

(Страны с монархическим устройством: Великобритания, Испания, Швеция, Япония, Австралия, Норвегия и др.)

Если одно лицо исполняет функции главы государства, то такое правление приобретает в гораздо большей степени монархи­ческие черты.

Республика - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 имеют республиканскую форму правления. Выборы являются основным инструментом республиканской вла­сти. Республика служит олицетворением народовластия, соединяет государственность с самоуправлением народа. Различают парла­ментскую и президентскую республики.

Парламентская республика предполагает наличие партийного большинства в высшем представительном органе власти, взаимозависимость исполнительной и законодательной власти. Парламент поддерживает правительство, но может выразить ему недоверие; высшая исполнительная власть может распустить парламент. Парламентская система открыта, гибка, маневренна, многопартийна. Большинство государств — парламентские республики.

Недостатком парламентской республики считается чрезмерная коллегиальность, вносящая разноголосицу в управление. (Страны с парламентским устройством: Германия, Венгрия, Болгария, Израиль, Турция, Индия и др.).

В президентской республике все ветви власти независимы друг от друга. Президентство допускает многопартийность. При отсутствии поддержки в парламенте прези­дент управляет посредством указов. Парламент может объявить им­пичмент потерявшему доверие президенту.

Президентская республика допускает два варианта:

1) роль президента ограничивается чисто представительскими функциями;

2) президент включается в структуру исполнительной власти.

Преимуществами президентской республики являются прямые выборы и раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторитаризму и мо­нархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия ста­новятся опасными для демократии.

Для нейтрализации негативных сторон президентского правле­ния создаются страховочные механизмы: мажоритарные избира­тельные округа, гражданский контроль над военными, ротация го­сударственных служащих, верховный суд как арбитр между испол­нительной и законодательной властью. (Страны с президентским устройством: США, Франция, Аргентина, Казахстан и др.).

Притеократическом правлении реальным главой государства является религиозный лидер. Теократические институты рассматриваются как порождение духа, национального характера и отражают идеалы, ценности, нормы и стандарты поведения, охватывая политическую сферу, право, культуру, этику, религию и отчасти экономику.

Духовный (религиозный) лидер больше, чем глава государства, он — символ и государства и религии. Если выборных государственныхлидеров, которые находятся под народным контролем, можно подвергнуть критике, то в отношении духовного лидера этого делать нельзя. Конституция гарантирует ему неограниченную власть: утверждение результатов выборов президента, назначение руководителей силовых ведомств, объявление войны и т.д.

Теократия постепенно превращается в автократию, когда рели­гиозный лидер берет в свои руки и политику, формирует ее, а ло­яльность лидеру становится основным условием успеха.

Например, в Иране за аятоллой последнее слово по всем государственным и религиозным вопросам, он — верховный лидер. За­коны ислама превалируют над властью светского правителя (прези­дента Исламской республики Иран). Аятолла представляется по­томком пророка Мухаммеда, но избран экспертным советом, кото­рый в свою очередь избирается населением.

Формы государственно-политического устройства

Государственно-политическая система складывается в зависимости от исторических традиций, уровня экономического развития, социальных структур общества и других факторов. Она служит важной характеристикой общественной системы в целом и государ­ства в частности, раскрывает состояние с правами и свободами че­ловека и гражданина, легитимность власти, взаимодействие органов власти с неправительственными организациями, структурами граж­данского общества, методы обеспечения социальной справедливо­сти и ответственности.

В настоящее время политические режимы принято делить на демократические и недемократические.

Основными критериями демократической политической системы выступают соответствующее законодательство, использование вы­борных технологий для формирования органов власти, число поли­тических партий, наличие оппозиции и др. Базовыми ценностями признаются демократические свободы и социальная справедли­вость, т.е. рыночное производство и справедливое распределение, при этом средний класс, не владеющий крупными состояниями, является преобладающим в структуре общества.

За точку отсчета демократичности в основном берется опыт ев­ропейских стран и США Он представляется в качестве образца полити­ческого устройства демократической направленности. При этом разли­чают варианты демократических систем: социал-демократическую, ли­берально-демократическую, христианско-демократическую и др.

Основой политической системы западных демократий является на­личие сильных, влиятельных партий, которые, становясь правящими, контролируют и парламент, и исполнительную власть. При этом в каж­дой стране функционируют две и более равносильные партии, каждая из которых может из оппозиционной превратиться в правящую.

Недемократические политические системы выделяют методом от противного: если система не соответствует западным стандартам, то она признается недемократической, нарушающей права человека. Недемократические системы характеризуют такими чертами, как господство одной идеологии или партии; отсутствие политиче­ских свобод, акцент на меры принуждения при решении государственных вопросов; кастовость, сословность социальной структуры общества. К недемократическим системам относят многие их раз­новидности — от мягкого авторитаризма до тоталитаризма и диктатуры.

В чистом виде как недемократической, так и демократической политической системы не существует, поскольку политическая сис­тема находится под воздействием разделяемой большинством чле­нов общества идеологии: консервативной, либеральной, социали­стической, анархистской и др.

Демократия как форма государственно-политического устрой­ства базируется на свободе выбора, системе сдержек и противовесов, праве (все, начиная с президента, живут по одним законам).

Общими элементами являются свободные выборы (голосование), разделение властей, независимый суд, эко­номические и политические свободы, контроль за исполнительной властью, подчинение меньшинства большинству при сохранении прав меньшинства, цивилизованные отношения власти и оппозиции.

Демократия вовсе не гарантирует равенства возможностей и не является универсальным средством решения всех проблем. Даже в (ООН есть постоянные и непостоянные члены Совета Безопасности; и МВФ, ВБ, любом акционерном обществе влияние определяется долей в капитале.

Авторитаризм это система управления на основе концентра­ции реальной власти в руках первого лица (лиц), режим личной власти. Исполнительная власть становится единственным субъек­том самостоятельной политики, все другие публичные политики превращаются в ее приводные ремни, стремятся быть ближе к ли­деру. Партия власти обеспечивает переизбрание лидера сколько угодно раз. Способами его выдвижения могут быть продление сро­ка полномочий, отмена выборов, пропаганда в СМИ и др.

Авторитаризм измеряется количеством указаний, исходящих от руководителя, в общей их величине и проявляет себя в атрибутике демонстрации власти: построение ореола непогрешимости, чинопо­читание, восторженные отклики и овации по поводу заурядных вы­сказываний и т.д. Авторитаризм подпитывается, с одной стороны, психологическим настроем людей на приход харизматического лиде­ра, способного разом решить все трудные проблемы (желание «силь­ной руки»), а с другой — получаемыми лидером неограниченными полномочиями, фактическим его господством над обществом.

Авторитаризму способствуют надпартийность лидера, отсутствие парламентского контроля, власть бюрократии.

Сам по себе авторитаризм ни хорош, ни плох; он вырастает из любой формы власти и в том обществе, где люди убеждаются в бес­смысленности проводимой демократической политики, где инсти­туты власти не могут согласовать интересы, достигнуть компромис­са и ждут чуда от энергичного лидера.

Если он действует в интересах всех, а не кучки олигархов, вер­хушки, «семьи», то такой мягкий авторитарный режим будет при­ветствоваться народом.

Авторитарная власть способна формулировать высокие и силь­ные идеи и цели, эффективно проявлять себя в чрезвычайных си­туациях, когда необходимо решать сложные национальные задачи, а элита расколота и сеет в народе разброд. И если удается сплотить нацию, достигнуть общезначимых целей, то авторитарные правите­ли высоко ценятся народом при жизни и занимают в истории по­добающее место.

В авторитаризме скрываются и некоторые угрозы. Он страдает односторонностью, тяготением к монополизму, однопартийности, нетерпим ко всему, что ограничивает личную власть по закону или вне закона, сужает правовое поле, сферу деятельности демократических институтов. В странах с непрочными демократическими традициями авторитаризм легко перерастает в диктатуру. Угрозы, однако, не обязательно реализуются. Чаще жесткая форма авторитаризма сменяется более мягкой, как будто новый правитель не устает повторять непопулярные действия своего предшественника.

В конституциях государств предусматриваются гарантии против узурпации власти: альтернативные выборы, ограничение срока пол­номочий, отрешение от должности и др. Авторитаризм не укореняется там, где сильна парламентская и судебная власть и существует независимое в финансовом отношении местное самоуправление. (Ирак, ОАЭ, Белоруссия и др.).

Тоталитаризм предполагает полную интеграцию государства и общества, слияние государственных и общественных институтов, при котором государство получает всеобщий контроль над всеми сторонами жизнедеятельности при ограничении роли представительных институтов и оппозиции. Питает тоталитаризм равноду­шие, люмпенизация населения, отсутствие у людей опоры независимого существования, например собственности, государственной защиты. Основные проявления заключаются в следующем:

• жесткая централизация власти;

• культ вождя, который вместе с бюрократией контролирует общественную систему;

политические движения действуют только на поле партии власти;

• мышление граждан трансформируется в соответствии с пред­начертаниями власти;

общественное мнение контролируется, стабилизируется и из­меняется только с согласия высшей власти;

• подавление всего, что тормозит реализацию идеалов, наме­ченных планов.

В экономической сфере тоталитаризму свойственна централиза­ция капитала, вертикальная интеграция производства, ограничение самостоятельности регионов. Капитал функционирует через единый финансовый центр, истощая инвестиционные ресурсы регионов.

Однако тоталитаризм редко оформляется в завершенную систе­му, оставаясь политической тенденцией. (Куба, Иран, КНДР).

Диктатура — власть, не ограниченная законами и опирающая­ся непосредственно на насилие. Она зарождается в недрах испол­нительной власти, но формируется при массовой осознанной или неосознанной поддержке снизу. Диктатура рядится в разнообраз­ные одежды. В форме грубой военной или полицейской силы она проявляется роспуском парламента, проведением репрессий, чис­ток. Такая форма является результатом узурпации власти незакон­ными средствами. Другая форма — перерождение исполнительной власти, полная нейтрализация законодательной и судебной власти, т.е. злоупотребление властью до пределов, ограничиваемых только возможностями диктатуры.

Диктатура может быть личной, коллективной, классовой. Сис­тема власти при диктатуре обеспечивает господство отдельному ли­цу, группе лиц или социальному слою (классу).

Хотя диктатура есть власть персон, а не закона, возможна и диктатура в рамках закона. В условиях диктатуры можно принять любой закон в зависимости от того, чьи интересы она выражает. Поэтому диктатура закона может быть и благом, и злом. Но дикта­тура мирится только с такими законами, которые ей не противо­стоят. Она легко уживается с рыночными отношениями. (Довоенные Германия, Италия, СССР, в современной истории - Парагвай, Аргентина, Греция).

Олигархия представляет собой политическую систему, при которой реальная власть принадлежит узкой группе лиц (миллиардеры, воен­ные и др.). В ее основе сращивание крупного капитала и чиновничествана базе личных уний, участия чиновников высшего ранга в орга­нах управления частными компаниями, земляческого родства и других способов. Политика персонифицируется, что позволяет олигархам по­ручать бюджетные средства и льготы, повышать вместе с чиновниками свой уровень жизни за счет остальных членов общества.

Формы государственно-территориального устройства

Унитарное государство представляет собой единое государственное образование, состоящее из административно-территориаль­ных единиц. Административно-территориальные единицы имеют хозяйственную, социально-культурную самостоятельность, но не обладают политической самостоятельностью. Ими управляют цен­тральные органы власти в меру своей компетенции. На территории унитарного государства действуют общее законодательство, одно гражданство, единая денежная, кредитная и налоговая система.

Взимание налогов, как правило, одноканальное: платежи поступают в центр, а потом распределяются по регионам.

Характерными чертами унитарного устройства являются:

• сильная президентская власть с правом назначения и смещения губернаторов или других местных руководителей;

однопалатный парламент;

• единый уровень государственной власти;

• централизация исполнительной власти;

• равное правовое положение всех граждан.

В зависимости от степени автономии административно-терри­ториальных единиц унитарное государство может быть централизо­ванным, децентрализованным и смешанным. При централизован­ном управлении во главе местных органов стоят назначаемые из центра чиновники. В децентрализованном государстве местные органы власти избираются населением и обладают относительно вы­сокой степенью самостоятельности.

Число ступеней административно-территориального деления зави­сит от численности населения, размеров территории. Но эта зависи­мость не жесткая. Так, в Великобритании три уровня территориаль­ного деления, а во Франции — четыре.

Унитарное устройство государства оказывается востребованным в качестве защитной меры от распада и других угроз стране; оно также чаще имеет место в странах с неустойчивыми демократиче­скими традициями. В развитых странах Европы преобладание унитарных государств обусловлено размерами территорий, историческими и другими специфическими условиями (Швеция, Финлян­дия, Италия, Турция и др.).

Федерацией является добровольное объединение нескольких са­мостоятельных государственных образований в одно государство. В новом государстве его участники становятся субъектами федера­ции. В свою очередь, субъекты федерации состоят из администра­тивно-территориальных единиц. Субъекты федерации имеют не только хозяйственную, но в определенной степени и политическую самостоятельность.

Характерные черты федерации:

• двухуровневая система органов государственной власти;

• компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором;

• верховенство федеральных законов;

• двухпалатное построение парламента;

• двухканальная система налогов;

• отсутствие права выхода из федерации.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Они же выступают на международной арене от имени федерации. Вооруженные силы едины.

Субъекты федерации образуют свои органы представительной, ис­полнительной и судебной власти, принимают конституции, уставы, постановления и другие акты. Но они не являются государствами, не имеют прямого представительства в международных организациях.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Одни пол­номочия переходят исключительно центру, другие находятся в сов­местном ведении; применяется также взаимное делегирование пол­номочий.

Федерациями согласно конституциям являются Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США, Ка­нада, Мексика, Венесуэла и др.

Выбор в пользу федерализма или унитаризма никак не затрагива­ет местное самоуправление. Местный уровень власти одинаково не­обходим при любой форме государственного устройства. Он факти­чески и присутствует везде независимо от наличия среднего уровня, кроме государств с одним уровнем власти (карликовые Андорра, Сан-Марино и др.).

Конфедерация — это союз государств, образованный для обеспе­чения их общих интересов. Определенные полномочия делегируются центру, а по другим приоритет полностью остается за государст­вами. Союз между государствами может заключаться на срок или быть бессрочным. Участники союза полностью самостоятельны, ограничение суверенитета касается только предметов добровольного объединения. Основными признаками конфедерации являются:

• отсутствие общих законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти;

• создание совместных единых органов управления для решения лишь определенных экономических, оборонных и других задач;

• установление «прозрачных» границ между входящими в союз государствами, т.е. для пересечения границы не требуется специ­альных документов;

• возможность сохранения единой денежной системы и кре­дитной политики, таможенных правил;

• необсуждение вопросов гражданства входящих в конфедерацию государств;

• право выхода из союза на основе одностороннего волеизъявления, но в соответствии с установленной процедурой.

Как свидетельствует мировая практика, уровень развития и ме­ждународный авторитет страны не зависят от формы территориаль­ного устройства. Япония, страны Западной Европы в основном унитарные, США — федеративное государство, а Швейцария — конфедерация. Выбор формы государственно-территориального устройства является прерогативой исключительно самого государства.

Формы взаимодействия государства с гражданским обществом

Функционирование государства предполагает наличие граждан­ского общества, независимых объединений граждан, склонных к проявлению ини­циативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации. Государственное управление и граждан­ское общество находятся в состоянии сообщающихся сосудов: если недостаточно развито гражданское общество, то общественные функции вынужденно берет на себя государственная власть.

Представители разных слоев общества создают партии, ассо­циации, союзы, клубы и другие общественные институты, чтобы участвовать в государственных делах, влиять на управление и государством, и обществом в целом. Но чтобы такое влияние было действительным, необходимы критическая масса личностей, готовых служить обществу, и способность элиты консолидироваться.

Партии являются основой политической системы демократиче­ского государства. Партия создается для защиты интересов соответ­ствующей части населения всеми доступными способами, в том числе путем взятия власти на очередных выборах органов власти. Партия выступает перед властью от имени социальных групп, уча­ствует в демократических процедурах, продвигает своих членов во властные структуры. Свою программу партия может реализовать, только имея рычаги воздействия на высший орган власти.

После 1991 г. число партий вначале быстро увеличивалось как реакция на длительно существовавшую однопартийную систему. Многие из них появились и исчезли с политической арены, не оставив никакого следа. Границы партий размыты. В парламенте представлены четы­ре партии, однако их влияние на государственную политику даже са­мой крупной из них незначительное.

Повышение роли партий возможно лишь при изменении всей конфигурации политической системы.

В демократическом обществе всегда находится место для оппозициидействующей власти, в том числе верховной. Наличие оппо­зиции служит показателем полноты прав и свобод граждан. Какой бы радикальной оппозиция ни была, демократическая власть не может ее отменить, не может с ней не считаться.

Различают оппозицию системную и внесистемную. Системная оппозиция действует в интересах существующего общественного строя, а внесистемная борется за его замену другим общественным устройством. Для правящего класса системная оппозиция не опас­на, так как сам класс, в конечном счете, определяет, кто будет за­щищать его интересы во власти. Для персональных носителей вла­сти, в том числе и для высшего лица государства, опасна как сис­темная, так и внесистемная оппозиция, поскольку в случае победы оппозиционной партии они могут потерять властные полномочия связанные с ними привилегии. Внесистемная оппозиция опасна для правящего класса, и для власть имущих.

В России системная оппозиция представлена правыми партия­ми — СПС, «Яблоко», внесистемная — КПРФ.

Власть имущие больше опасаются харизматических лидеров системной оппозиции и реально борются с ними. Это не исключает внедрения в период выборных кампаний ложных дилемм вроде «демократы или коммунисты», исход противостояния по которым предрешен.

Профсоюзы являются самыми демократическими по своей при­роде объединениями, которые призваны решать задачи улучшения условий труда и жизни наемных работников с помощью давления на работодателей в различных формах и разными методами. Непо­средственно с властью у профсоюзов точек взаимодействия нет, за исключением возможного посредничества в конфликтах между ра­ботниками и работодателями. Полем деятельности профсоюзов яв­ляются рабочие места, заработная плата, условия труда.

Теперь профсоюзы действуют в условиях иного общественного строя, обрели независимость от правящей партии, но при этом ли­шились права законодательной инициативы, влияния на решения администрации предприятий, связанные с увольнением. Они вклю­чаются в систему социального партнерства через деятельность трех­сторонних комиссий и другими способами. При этом функции со­циального страхования переданы исполнительной власти.

На новых предприятиях профсоюзы, как правило, отсутствуют. Создать профсоюз на частном предприятии практически невоз­можно. Остановка предприятий, бесконечные их реорганизации вымывают почву из-под профсоюзов. На всю страну приходится несколько сотен предприятий, где заключены коллективные дого­воры. Допускаются массовые нарушения в сфере оплаты труда и трудовых отношений, но профсоюзы этого как будто не замечают или занимают соглашательскую позицию. Права трудящихся не защищены, хотя под синими знаменами маршируют миллионы де­монстрантов.

Гражданское общество ассоциируется со свободными и незави­симыми средствами массовой информации. СМИ свободны и неза­висимы лишь в той мере, в какой осознают и отражают интересы читателя, зрителя, слушателя. Признается зависимость только от читателя. Поэтому для обретения самостоятельности, в том числе и финансово-экономической, необходим поворот СМИ к читателю как подлинному хозяину прессы.

После 1991 г. основная часть всех направлений СМИ сменила хозяина; государственные СМИ оказались в собственности частных компаний и отдельных лиц. Разрушено единое информационное пространство, появились информационные империи. СМИ служат финансово-промышленным группам, манипулируют общественным мнением, диктуют правила и нормы политической жизни в интере­сах хозяев.

Государственные СМИ оказались в глухой обороне. Государству отказывают в праве на собственные СМИ, приводя в пример США, где единственный государственный канал «Голос Америки» не мо­жет вещать на территорию своей страны, чтобы воспрепятствовать манипулированию сознанием (как будто частные СМИ этим не занимаются).

Однако государству нужны собственные СМИ. Оно не может опираться только на силовые структуры; без СМИ сложно обеспе­чивать вертикаль и горизонталь власти, реализовать принципы де­мократии. Доктрина информационной безопасности России преду­сматривает меры по повышению роли государственных СМИ, устранение допущенных прежде просчетов в этой сфере.

В последнее время все большее влияние на общество оказывает Русская православная церковь (РПЦ), возвращается из небытия нацио­нальная идея Российской империи: «православие, самодержавие, на­родность» (в СССР православие заменяла коммунистическая идея).

В основу взаимоотношений церкви с властью положено поня­тие греха. Круг греховных деяний определяет сама церковь. Со­гласно доктрине РПЦ духовная власть первична, светская — вто­рична, поэтому она вправе оценивать действия власти. В случае погружения светской власти во грех церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению. По узловому вопросу бытия — делению общества на богатых и бедных — у церкви и государствен­ной власти разногласий нет.

Восполнить некоторые отсутствующие у парламента функции и теряемый авторитет призвана Общественная палата Российской Фе­дерации. Она является элементом гражданского общества с четко обозначенными полномочиями не для оппонирования государст­венной власти, а в целях обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления.

С одной стороны, Общественная палата стоит на страже инте­ресов граждан при выработке государственной политики и законо­творческой деятельности парламента, а с другой — осуществляет общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Речь идет об общественно значимых интересах, решении наи­более важных вопросов экономического и социального развития, национальной безопасности, защите прав и свобод граждан и об­щественных объединений, поддержке гражданских инициатив об­щероссийского значения, привлечении граждан и общественных объединений к реализации государственной политики.

В составе методов работы Общественной палаты наиболее важ­ное значение имеют:

• проведение публичных слушаний по общественно важным проблемам;

• направление запросов в органы власти всех ветвей и уровней;

• приглашение руководителей органов власти на пленарные за­седания;

• делегирование членов Общественной палаты для работы в комитетах, комиссиях палат парламента, в заседаниях коллегий органов исполнительной власти;

• проведение экспертизы проектов законов, нормативно правовых актов органов государственной власти и местного само­управления;

• представление в компетентные государственные органы заключений о нарушениях законодательства органами исполнительной власти.

Общественная палата формируется в составе 126 человек, в том числе — 42 человека утверждаются Президентом РФ непосредственно, остальные члены — представители межрегиональных и региональ­ных общественных объединений.

Постоянно действующим органом является Совет Обществен­ной палаты. Избирается также секретарь Общественной палаты.

Общественная палата ежегодно публикует в своем периодиче­ском издании доклад о состоянии гражданского общества в России. Срок полномочий членов Общественной палаты составляет два года.

Форма государственного устройства России

Конституция Российской Федерации провозгласила страну де­мократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека, coгласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Признаются и защищаются равным образом частная, государствен­ная, муниципальная и иные формы собственности, осуществляются беспрепятственное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Государственная власть реализуется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Главой государства является Президент РФ, избираемый насе­лением. Он не является, как в США, главой исполнительной вла­сти, но имеет достаточно широкие возможности воздействия на нее: назначает премьер-министра, определяет состав правительства. Сложилась президентская республика особого вида.

Регулярно проходят выборы Президента РФ, депутатов парла­мента. Сформированы органы государственной власти и местного самоуправления, судебная система. В Государственной Думе пред­ставлено в соответствии с Законом о выборах политическое много­образие страны. Провозглашено равноправие всех субъектов РФ, что означает переход к единой форме федеративного устройства (хотя в качестве исторической преемственности сохраняются шесть видов субъектов РФ — республики, края, области, автономная об­ласть, автономные округа, города федерального значения). Споры и конфликты между органами власти разрешаются путем апелляции к Конституции РФ, правовым путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: