Одной из главных задач предприятий швейной промышленности и предприятий сферы быта и услуг является повышение производительности труда.
Приспособления малой механизации позволяют без капитальных затрат снизить затраты времени на выполнение операций, повысить производительность труда и улучшить качество обрабатываемых деталей на отдельных операциях на 60... 80 %, а на потоке в целом — на 20...30 %.
До недавнего времени часть приспособлений изготовлялась машиностроительными заводами и в механических мастерских швейных предприятий. Сейчас все приспособления малой механизации выпускаются централизованно Подольским механическим заводом (ПМЗ), Оршанским заводом «Легмаш» и Московским опытно-механическим заводом (МОМЗ).
По классификации ОАО ЦНИИШП все приспособления малой механизации для процессов производства швейных изделий разделены на шесть групп:
I — направляющие приспособления (линейки-ограничители, лапки для соединения деталей и прокладывания строчек без подгибки края);
II — приспособления для подгибки края детали без соединения ее с другой деталью;
III — приспособления для соединения двух или более деталей без подгибки, с подгибкой края одной из них или нескольких деталей, которые подаются из рулона в виде полоски материала;
IV — приспособления для окантовывания открытых срезов;
V — приспособления к машинам-полуавтоматам для прикрепления фурнитуры;
VI — приспособления и устройства, улучшающие условия труда работающих.
Смазочные материалы и системы смазывания механизмов швейных машин.
В швейных машинах применяются три основные системы жидкого смазывания: индивидуальная, централизованная и смешанная.
Индивидуальная система смазывания характеризуется подачей масла в каждую пару трения от отдельного источника. Используя масленку, масло закапывают в отмеченные красной краской отверстия на подвижных соединениях деталей машины, заливают в специальные масленки в машине или картеры для смазывания отдельных механизмов.
Индивидуальное капельное смазывание по отверстиям в деталях (по 3...4 капли масла на пару трения) применяют для машин, которые работают при небольших нагрузках и средних скоростях скольжения в трущихся парах (1000... 1500 мин'1). Такой способ требует повышенного внимания от обслуживающего персонала к выполнению периодичности смазывания. Пара трения при таком способе работает то с избытком масла, то с его отсутствием.
При использовании масленок для равномерного расхода масла в ее нижней части устанавливают фетр или войлок.
Еще более равномерную подачу масла обеспечивают фитили и войлочные подушки. Для фитильного смазывания рекомендуется использовать масла «Велосит», «Швейное», «Вазелиновое» и «Индустриальное-^». Уровень масла для смачивания фитилей должен быть не менее 1/3 высоты резервуара. Войлочные подушки используют для удержания масла во фронтальной части рукава машины и в местах контакта с низкоскоростными узлами трения. Так же, как и масло, фитили и войлочные подушки нужно периодически менять. При замене фитилей необходимо сохранять их пропускную способность, которая зависит от материала, из которого они изготовлены, диаметра, длин горизонтальных и вертикальных участков. Чем больше ниспадающий участок в фитиле, тем больше масла он пропускает.
Масло может также подаваться к трущимся парам разбрызгиванием из резервуара подвижными деталями механизма, помещенного в герметически закрытом корпусе. Однако для высокоскоростной машины такой способ может вызвать вспенивание и окисление масла. Соблюдая герметичность картера, необходимо предусматривать отвод тепла и снижение избыточного давления.
Поступление масла в пару трения может быть достигнуто под действием центробежной силы вращения деталей. Масло выдавливается под действием центробежной силы от центра вращения детали к ее поверхности. Для этого в деталях выполняют винтовые канавки, конические поверхности и отверстия, расположенные под углом к оси вращения детали.
Централизованная система предполагает смазывание деталей машины от единого смазочного устройства. Смазочное устройство при централизованной системе обеспечивает смазывание нескольких механизмов одновременно. Так, в машинах челночного стежка смазывают механизмы двигателя ткани и челнока; масло при работе машины разбрызгивается и попадает на детали механизмов.
При эксплуатации машины с такой системой смазывания необходимо строго следить за наличием масла в резервуаре и поступлением масла к парам трения (по отражению масла в колпачке), а в высокоскоростных машинах за давлением и температурой. Высокая температура свидетельствует о неисправности машины, вызванной работой механизма и его нагреванием или недостаточным (отсутствием) поступлением масла в данную пару трения.
Наиболее распространена в современных швейных машинах смешанная система смазывания, которая сочетает свойства индивидуальной и централизованной систем смазывания и используется для смазывания деталей машины, работающих в различных силовых и скоростных режимах (от 3000 до 6000 мин'1).
Задание:
Внимательно прочитайте материал.
2. Письменно ответьте на следующие вопросы:
- Какое оборудование называют «швейной машиной»?
- По каким признакам классифицируют швейные машины?
- Зачем необходим электропривод швейной машине?
- Назовите типы электроприводов.
- Назовите назначения приспособлений малой механизации.
- Назовите классификацию ОАО ЦНИИШП приспособлений малой механизации для процессов производства швейных изделий.
- Какие системы смазывания механизмов швейных машин вы знаете?