II. Основные идеи. «Восстание масс»

Тема доклада: Хосе Ортега – и – Гассет. «Восстание масс».

План доклада:

I. Биография Хосе Ортега (1883-1955)

II. Основные идеи. «Восстание масс».

III. Ответы на вопросы.

 

I. Биография Хосе Ортега (1883-1955)

Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Его семья принадлежала к культурной буржуазии времен Реставрации, правления короля Альфонса XII. Отец, Хосе Ортега Мунилья, был публицистом, писателем, вел литературный раздел в газете "Импарсиаль". Мать, Долорес Гассет Чинчилья, была дочерью основателя и владельца этой либеральной газеты, в прошлом дипломата.

Хотя к религии родители Ортеги были достаточно равнодушны, учиться его отдали вместе с братом в иезуитский колледж в возрасте 8 лет (в Мирафлорес-дель-Пало, под Малагой). Чувства благодарности к учившим его шесть лет отцам-иезуитам Ортега не испытывал.

Не многим отличалось от среднего и высшее образование. В 15 лет Ортега поступил в университет, год учился на отделении права, философии и литературы в иезуитском университете в Бильбао, затем три года в Мадриде. Сносно учили только древним языкам. Недостатки школьного и университетского образования восполнялись самостоятельным чтением: в домашней библиотеке наряду с испанской классикой было множество книг на французском языке: он читает лучших французских поэтов и философов. По собственному признанию Ортеги, он "с детства был пропитан французской культурой". С английской литературой и философией Ортега познакомится много позже; она не сыграет сколько-нибудь значительной роли в развитии его идей.

Интерес к немецкой философии не ограничивался вошедшим в моду по всей Европе ницшеанством. Защитив в 1904 году докторскую диссертацию "Ужасы тысячного года. Критика одной легенды", Ортега отправляется в 1905 году в Германию. Пробыв один семестр в Лейпциге, он занимался физиологией и психологией, штудировал три кан-товские "Критики". Затем он ненадолго вернулся в Испанию, чтобы выхлопотать государственную стипендию для более длительного пребывания в Германии. В 1906-1907 годах он в течение одного семестра занимался в Берлине и около года - в Марбурге. В Берлине Ортега в основном работал в библиотеке, восполняя пробелы в познаниях, по 10-12 часов в сутки. В начале века Марбург оказался местом паломничества европейской молодежи, желающей получить настоящее философское образование. Университетские годы в Марбурге - он был учеником Когена и Натор-па – подарили ему, по его собственным словам, по меньшей мере половину его чаяний и почти все его научное образование, приведя его в соприкосновение с наследием Канта.

С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и последователей быстро растет, к началу 1930-х годов образуется "мадридская школа", просуществовавшая несколько десятилетий и сыгравшая огромную роль в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки (куда эмигрировали после поражения Республики многие ученики Ортеги). Когда Ортега начинал свою деятельность, философии в испанских университетах попросту не существовало В этих условиях ему было не до "технических" сложностей: он занимался просветительством, пропагандой философии и в небольших университетских аудиториях, и в огромном здании театра (здесь он прочитал при огромном стечении публики курс "Что такое философия?"). Ортега своей задачей считал обратить этих "язычников" в философию - этому служили и газетные статьи, и организация переводов, издательская деятельность. Им были основаны доныне существующие журнал и издательство "Ревиста де оксиденте", где в 1920-1930-х годах и стали публиковаться лучшие произведения зарубежных философов и ученых.

Многие работы Ортеги представляют собой либо собранные вместе газетные статьи ("Восстание масс"), либо запись курса лекций ("Тема нашего времени", "Вокруг Галилея", "Что такое философия?", "Человек и люди").

В 1932 году в предисловии к собранию собственных сочинений он сообщил, что для него наступает время "второго плавания" - отныне он намерен писать не только блестящие эссе, но и строго логичные трактаты, фундаментальные исследования. Однако написать задуманный трактат "Заря жизненного разума" ему не удалось, как не удалось завершить самое "техническое" свое исследование - "Идея принципа у Лейбница и эволюция дедуктивной теории".

Лишь на треть, если судить по сохранившемуся плану, была написана главная работа по социологии - "Человек и люди" Помешали политические события, прервавшие труды за письменным столом и в университетской аудитории.

Начало испанской гражданской войны в июле 1936 года застало Ортегу больным. Через три дня после начала противостояния к нему в дом явился отряд вооруженных коммунистов, которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку правительства Народного фронта и с осуждением «государственного переворота». Ортега отказался их принять, и во время жесткого разговора между ними и его дочерью ей удалось убедить пришедших, что надо составить более короткий и менее политизированный текст, который в результате Ортега и подписал вместе с другими интеллектуалами (впоследствии Ортега описал этот эпизод в своей статье «En cuanto al Pacifismo»). В том же месяце Ортега покинул Испанию и удалился в изгнание — сначала в Париж, затем в Нидерланды, Аргентину и Португалию.

По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым критиком франкизма и коммунизма.

II. Основные идеи. «Восстание масс».

Ортега своей задачей считал обратить этих "язычников" в философию - этому служили и газетные статьи, и организация переводов, издательская деятельность.

Новое учение – позднее Хосе Ортега назвал его рациовитализмом, чтобы подчеркнуть тесную связь между мышлением и жизнью, - вырастало на скудной почве. В книге "Испания без позвоночного столба" представлен анализ процесса разложения. Сепаратизм провинций Каталонии, Бискайи и партикуляризм классов - все это было концом долгого пути к упадку, на котором торжествуют массы, оставшиеся без руководства. Прогноз для Испании расширяется до прогноза для всей европейской культуры Ортега признает свое единомыслие со Шпенглером, Сорокиным, Тойнби в том, что культуры созревают и гибнут. И вместе с этими философами он применяет свой анализ к современному положению. Его социально-политический этюд о массовом восстании вызвал обсуждение во всей Европе, равное по значению спорам вокруг "Заката Европы".

Для него характерен утопический рационализм - стремление развить критическую способность за счет "биологической" непрерывности жизни. Мы должны, считает Ортега, научиться рассуждать "исторически", то есть определять нашу умственную деятельность в границах, созданных временем и пространством, в котором мы живем. Несколько чрезмерно обобщая, он говорил до последних своих дней, что во всяком человеческом начинании есть нечто утопическое. Человек стремится к знанию, но ему никогда не удается действительно познать хоть нечто. Человеческие намерения никогда не осуществляются так, как они задуманы, судьба человека - быть лишь обещанием, живой утопией.

Философия Хосе Ортега-и-Гассета основывается на жизни, на непосредственном переживании, на времени, понятом как история. Он не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для него выступает в роли творца мировоззрений.

Основным произведением Х. Ортеги-и-Гассета считается «Восстание масс». В современной общественной жизни Европы есть один важный факт — вся власть в обществе перешла к массам. Т. к. массы не должны и не могут управлять даже собственной судьбой — Европа переживает кризис. Имя этого кризиса — восстание масс. Именно об этом и идет речь в одноименном произведении Ортега-и-Гассета. Автор говорит о том, что теперь человеку труднее найти себе место в мире, т. к. в нем все «скучено».

Скученность возникла не случайно. Массы внезапно стали видны. Толпа — понятие количественное и видимое. Всякое общество — это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство — это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса — это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе — чисто психологический признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он — «точь-в-точь», как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный — тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим. Масса воспринимает технический прогресс, но совершенно отсутствует прогресс духовный. Таким образом, деления общества на массы и на избранное меньшинство — это деление на типы людей.

Основные черты массового человека: 1. Беспрепятственный рост потребностей, экспансия собственной натуры, неблагодарность ко всему, что облегчает жизнь. Массу заботит собственное благополучие, но не истоки. Благополучие воспринимается как что-то естественное.

2. Массовый человек ощущает себя совершенным, так как не умеет сравнивать себя с другими, поэтому он духовно закупорился от мира. Он живет прописными истинами и навязанными мыслями. И поэтому ныне господствует тирания интеллектуальной пошлости. Идеи массового человека — это не культура, а то, что ставит культуру в тупик.

3. Кроме «скученности» негативное воздействие масс вызвано подъемом исторического уровня: массы выполняют сейчас те общественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство; массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам. После долгой подземной подготовки заурядный человек поднялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение. Человеческая жизнь в целом поднялась. Это значит, что уровень жизни поднялся. И благо, и зло современности и ближайшего будущего, считает автор, — в этом повышении исторического уровня.

4. Говоря о полноте времени, автор пишет о том, что современная эпоха: решительный разрыв настоящего с прошлым. «Мы чувствуем, что мы как то внезапно остались одни на земле; все остатки традиционного духа исчезли. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия прошлого». Автор говорит о том, что «наша эпоха чувствует себя выше всех предыдущих эпох. Сильна и бесспорна, и не уверена в своей судьбе». «Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой».

Итог: вырвавшиеся на свободу «плебеи», не умеющие сравнивать и поэтому считающие, свои убеждение общественными, неспособные руководить, не способные пойти в оппозицию государству — это то, что сейчас представляет современную ситуацию. Две основных черты в психологии масс — это безудержный рост низменных вожделений и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Чтобы создать идею, надо верить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея идеи, люди обращаются к высшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: «Хватит дискуссий». Прямое движение — единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит оппозицию. Восстание масс может привести к катастрофе. Большевизм и фашизм — движения, типичные для человека массы.

Если быстро не принять меры в связи со сложившейся ситуацией — это может закончиться полным крахом культуры и жизни вообще, массы погубят друг друга, считает Ортега-и-Гассет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: