Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Раскрытие и усвоение вопросов  практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы о российских реформах в контексте общественного развития в начале XX века.  Особого внимания заслуживают все рекомендованные книги, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Рассмотрение первого вопроса следует с выявления проблемы экономического роста и модернизации России в начале XX века; объективной потребности индустриального развития. Во внешней политике студентам знать события о борьбе ведущих мировых держав за влияние на Китай и Корею, русско-китайские договоры 1896 г. и 1898 г. и подготовка России и Японии к войне. Выявить причины, ход и итог русско-японской войны 1905 года. Студентам следует исследовать внутренние и внешние причины, характер первой русской революции, а затем дать характеристику ее этапов с 1905 по 1907 годы. Студентам следует подробно остановиться на событиях «Кровавое воскресенье» и его последствиях, историческом значении Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г., формировании общественно - политических движений и партий. Отметить рост крестьянских выступлений и реакцию на них правительства в период политической стачки; работу I Государственной Думы: избирательный закон, содержание аграрных проектов, причины роспуска. Студенты должны знать о политической борьбе между правительством Российской империи и II Государственной думой, её роспуске и издании нового избирательного закона. В конце следует подвести итоги о результатах первой русской революции 1905-1907 гг. Студентам следует рассмотреть события, связанные с «третьеиюньской монархией», политикой П.А.Столыпина - главной политической фигурой данного перехода. Знать деятельность III Государственной Думы: расклад политических сил и взаимодействие с правительством, причины аграрной реформы.

При подготовке второго вопроса нужно определить причины возникновения мирового конфликта и состав его участников, развязывание I мировой войны. Затем надо раскрыть ход военных действий на Восточном фронте и положение в тылу. Влияние революционных событий 1917 г. на завершение I мировой войны. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Закончить следует общими выводами о социально-экономическом положении России к 1917 г.

Ответ на третий вопрос надо начать с выявления внутренних и внешних причин Февральской революции 1917 г. Затем нужно рассмотреть ход и характер ее развития. Следует проанализировать массовые забастовки рабочих и переход воинских частей на сторону восставшего народа; образование Петроградского Совета и формирование Временного правительства, падение самодержавия в России. Исследовать сущность двоевластия, углубление общенационального кризиса и подготовки большевиков к вооруженному восстанию.  Закончить следует анализом итогов Февральской революции 1917 г.

При изучении четвертого вопроса, прежде всего, необходимо исследовать причины общенационального кризиса осенью 1917 г., II Всероссийского съезда советов: формирования новых органов государственного управления и первые декреты советской власти. Утверждение Советской власти в центре и на местах.

При подготовке практическому занятию и участию в ролевой игре определите наиболее яркие черты политической ситуации в России после крушения самодержавия. Какие политические силы оказывали в это время наибольшее влияние на жизнь страны и почему именно они? Как было создано Временное правительство? Почему оно называлось именно так и какие задачи было призвано решить? Проанализировав его партийный и социальный состав, выясните, п о ч е м у он был именно таким. Чего конкретно ожидал от «министров-капиталистов» народ, и какой в реальности была их внутренняя и внешняя политика? Могла ли она быть иной? Как изменилась тактика большевиков после возвращения из-за границы В.И. Ленина?

Чем были вызваны кризисы Временного правительства и как они протекали? Проследив развитие ситуации в России от июля до конца августа, дайте оценку действиям генерала Л.Г. Корнилова и А.Ф Керенского. Назовите последствия корниловского «мятежа». С какой целью Временное правительство создало Предпарламент? Каков был его состав, и чем закончилась эта затея? Был ли закономерным такой результат?

При подготовке к ролевой игре выясните, что представляла из себя к концу октября 1917 года экономика страны и какие политические настроения преобладали тогда в российском обществе? Опишите события 24-25 октября в Петрограде. Был ли штурм Зимнего дворца? Проанализировав решения Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, определите их роль в процессе утверждения нового строя. В частности, объясните, п о ч е м у созданное на съезде новое правительство страны (Совет Народных Комиссаров) первоначально официально именовалось «временным»?

Выделите причины, хронологические рамки и этапы гражданской войны в России и иностранной военной интервенции. В процессе изучения программных установок противоборствующих сторон (цели, будущее государственное устройство, аграрная и национальная политика) и хода военных действий особое внимание следует обращать на внутренние и внешние факторы, обусловившие победу большевиков.

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1.В чем вы видите специфику создания и развития политических партий в России?

2. В чем Вы видите причины революции 1905-1907 гг.?

3. Какими причинами была вызвана необходимость реформирования России в начале XX в.?

4. Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в начале XX в.?

5. Что общего и в чем различие в реформах С.Ю.Витте, П.Д. Святополк-Мирского, П.А.Столыпина?

6. Какие последствия для страны имела первая мировая война?

7. В чем причины слабости царской власти в России в начале ХХ в?

Контрольные вопросы для самопроверки:

 

1. В чем причины отступления русской армии в 1915 году.

2. Что такое «позиционная война» и как она характеризовала соотношение сил в войне?

3. Почему Россия была не готова к войне?

4. Когда и почему вступили в войну США?

5. Какой была реакция наиболее влиятельных политических партий страны на факт вступления России в войну и почему она была именно такой?

6. В чём суть лозунга большевиков «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую»?

7. Почему победа Февральской революции была почти бескровной?

8. Какие партии вошли в состав первого Временного правительства?

9. Какие причины привели к появлению двоевластия после победы Февральской революции и в чём состояла его сущность?

10. Как менялся смысл лозунга «Вся власть Советам» с апреля по сентябрь

191 7 года?

11. В чём причины постепенной радикализации широких масс весной – осенью 1917 года?

12. Был ли приход к власти большевиков закономерным?

13. Что бы Вы сделали для предотвращения Октябрьской революции?

14. Какое влияние оказали решения Второго Всероссийского съезда Советов на последующее развитие политической ситуации в России?

15. В чём заключалась политическая цель разгона Учредительного собрания? Объясните смысл положения Конституции 1918 г. о полновластии Советов.

16.. Конкретизируйте позиции В.И. Ленина, Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого по вопросу заключения Брестского мира.

17. Охарактеризуйте действия большевиков по созданию боеспособной Красной Армии и превращению страны в «единый военный лагерь». Какое значение в этом вопросе имела политика большевиков по отношению к крестьянству?

18. Каковы, наш взгляд, причины победы большевиков в гражданской войне?

 

РАЗДЕЛ 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: