Необходимость отмены крепостного права в России: социальные и экономические причины. Подготовка крестьянской реформы и её авторы. Правовое положение бывших крепостных крестьян. Решение земельного вопроса. Введение крестьянского самоуправления. Распространение реформы на другие категории зависимых крестьян. Преобразование в области местного самоуправления: земская и городская реформы. Создание новой судебной системы. Проведение военной реформы и перевооружение русской армии. Издание нового университетского устава и реформа народного образования. Отмена предварительной цензуры в периодической печати. Историческое значение буржуазных реформ.
Ликвидация института временно обязанных крестьян. Учреждение Крестьянского и Дворянского земельных банков. Отмена подушной подати. Разработка правительством рабочего законодательства. Денежная реформа С.Ю.Витте. Завершение промышленного переворота и его влияние на дальнейшее развитие России. Манифест Александра III о незыблемости самодержавной власти и его последствия. Закон о земских начальниках. Усиление зависимости земских учреждений от местной администрации. Ограничение городского самоуправления. Новая политика в области народного образования. Возвращение к предварительной цензуре в периодической печати.
Задачи внешней политики Российской империи. Этапы присоединения Средней Азии к России. Влияние Российского государства на дальнейшее развитие среднеазиатских народов. Выход России из и международной изоляции и ликвидация «крымской системы». Возвращение Российскому государству права держать военный флот на Черном море. Русско-турецкая война: причины и ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Решения Берлинского конгресса. Заключение Тройственного союза и его цели. Причины создания русско-французского военно-политического блока. Дальневосточная политика Российской империи в отношении Китая, Японии и США.
Роль дворянской интеллигенции в развитии российской культуры в начале XIX в. Влияние на неё Отечественной войны 1812 г. становление реализма в русской литературе: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.национальная тематика в русской музыке. Переход от академизма к реализму в русской живописи. Классицизм - главное направление в русской архитектуре первой половины XIX в. крупные успехи русской науки: в математике, физике, химии, медицине, географии, сфере гуманитарных исследований. Особенности развития российской культуры в период реформ. Вклад российских ученых и изобретателей в мировой научно- технический прогресс. Критический реализм в русской литературе: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенева, А.П.Чехов. Просветительская деятельность русских художников-передвижников. Расцвет русского музыкального искусства. Своеобразие русской архитектуры в конце XIX в. роль театра в жизни российского общества.
Практическое занятие
(очная форма обучения)
1. Отмена крепостного права в России: причины, содержание и значение.
2. Преобразования Александра II в сферах государственного управления и социального устройства: земская, судебная, городская, военная и образовательная реформы.
3. Промышленный переворот в экономической политики Российской империи в 70-80х годах XIX в.
4. Контрреформы Александра III.
5. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XIX в.
6. Культура Российской империи во второй половине XIX в.
Задания для самостоятельной работы
1. Выявите феодальные пережитки, сохранившиеся в российском обществе в данный период.
2. Сформулируйте особенности общественного развития России во второй половине XIX в.
3. Сделайте доклад об изменениях в социальной структуре населения России.
4. Выявите особенности развития промышленности России в пореформенной период.
5. Подготовить презентацию на тему «Отмена крепостного права в России: причины, содержание и значение».
6. *Изучить основные преобразования Александра II в сферах государственного управления и социального устройства: земская, судебная, городская, военная и образовательная реформы.
7. Подготовить презентацию на тему «Контрреформы Александра III»
8. Рассмотреть основные направления внешней политика России в 60-90-е гг. XIX в.
9. Подготовить презентацию на тему «Культура Российской империи во второй половине XIXв.».