Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При подготовке к проведению занятия в форме тренинга нужно выявить причины социально-экономический кризиса 1921 г. в СССР и введение новой экономической политики, замену продразверстки продналогом, введение нового Земельного кодекса. Студентам следует проанализировать перестройку управления народным хозяйством: учреждение государственных трестов, появление иностранных концессий, отмена трудовых мобилизаций в целях восстановления товарно-денежных отношений и реформы финансовой системы. Затем следует раскрыть причины свертывания советским правительством новой экономической политики. Студентам необходимо сформировать представление о прорыве международной изоляции и признании Советской России мировым сообществом. Уяснить исторический ход создания СССР и принципы построения нового государственного объединения, формирования одностороннего политического режима. Рассмотреть вопросы культура: становление и новые тенденции.

При отработке вопросов по второй теме тренинга студентам следует сформировать представление о восстановлении народного хозяйства страны и цели первого пятилетнего плана, характерных чертах индустриализации и источников ресурсов для неё. Рассмотреть и уяснить успехи и неудачи советской экономики в годы первых пятилеток, влияние индустриализации на положение СССР в мире.

В третьей теме тренинга необходимо уяснить основные задачи коммунистической партии в деревне, политики «сплошной коллективизации» и массовое раскулачивание, сельскохозяйственной артели - главной формы коллективного хозяйства и итоги коллективизации. Рассмотреть основные положения Конституции СССР от 5 декабря 1936 г.

 Для подготовки к отработке вопросов четвертой темы тренинга студенты должны познакомиться с попытками СССР создания антигитлеровской коалиции, а затем с изменением внешней политики государства и подписания советско-германского пакта о ненападении. Рассмотреть подготовку страны к отражению фашистской агрессии: развитию оборонных отраслей промышленности, увеличению ассигнований на вооруженные нужды, росту численности вооруженных сил. Необходимо учесть массовые «чистки» в Красной Армии и ошибки при разработке военной доктрины, присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, прибалтийских государств, Бессарабии. Сформировать представление о советско-финской войне и её итогах.

В пятой теме студенты должны познакомиться с планом «Барбаросса», проанализировать этапы Великой Отечественной войны и Партизанское движение на оккупированной фашистами территории Советского Союза. Следует знать о самоотверженном труде советских людей в тылу, создании и деятельности антигитлеровской коалиции в целях приближении окончания II мировой войны. Сформировать представление об историческом значении победы СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющим?

2. Каковы на Ваш взгляд, объективные и субъективные предпосылки нэпа?

3. Менялись ли в период нэпа основы существовавшей в стране политической системы?

4. Какими новыми чертами характеризовалась международная ситуация 20-е годы?

5. В чем Вы видите объективные предпосылки индустриализации в СССР?

6. В чем Вы видите причины коллективизации сельского хозяйства в СССР?

7. В чем Вы видите необходимость перемен в духовной жизни послереволюционной России?

8. В чем Вы видите истоки и причины второй мировой войны?

9. Каковы, на Ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.?

10. Каковы причины, на Ваш взгляд, привели к оформлению антигитлеровской коалиции?

11. В чем Вы видите истоки победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

Тема 6.2 Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1985)

Социально-экономическое развитие страны в послевоенное время. Укрепление международного авторитета государства. Холодная война – ее причины и ход развития.

Смерть И.В. Сталина и формирование коллективного партийного руководства. XX съезд КПСС и его общественно-политическое значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Н.С. Хрущев-глава партии и правительства. Достижения советской науки и культуры. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Этапы хозяйственных и административных реорганизаций. Изменения в социальной сфере: жилищное строительство, пенсионное обеспечение, отмена платы за обучение. Цель новой программы КПСС. Причины смещения Н.С. Хрущева.

Внешнеполитическая концепция Советского Союза. Создание Организации Варшавского договора и отношения СССР со странами «социалистического лагеря». Курс советского руководства на сотрудничество с ведущими западными странами. Берлинский и Карибский кризисы. Заключение договора об испытаниях ядерного оружия. Решения Хельсинского совещания 1975г. ввод советских войск в Афганистан и его последствия.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития. Нарастание кризисных явлений в советской экономике: жесткая централизация в управлении, гигантомания, преобладание экстенсивных методов развития. Рост топливно-сырьевого экспорта и военно-промышленного комплекса СССР. Конституция от 7 октября 1977 г. изменения в партийном руководстве вначале 80-х гг. Отечественная культура.

Практическое занятие

(очная форма обучения)

 

1. XX съезд КПСС и его историческое значение.

2. Изменения в социально-экономическом развитии СССР в годы «хрущевской оттепели».

3. Социально-экономическое и политическое положение в советском обществе в период «брежневского застоя», 70-80гг.

4. Внешнеполитическая деятельность советского руководства во второй половине 50 – начале 80-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: