Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Рассмотрение первого вопроса начинается с анализа изменений политического курса М.С Горбачева на «ускорение», «гласность», «демократизация» в СССР. Следует отметить, что декларация нового политического курса, введение госприемки и борьба с нетрудовыми доходами были попытками реформаторов перехода к рыночной экономике. Необходимо отметить причины ухудшения положения в народном хозяйстве: сокращение производства, рост инфляции, массовые забастовки рабочих.

Курс М.С Горбачева на «ускорение», «гласность». «Демократизация» в СССР. Введение госприемки и борьба с нетрудовыми доходами. Попытки перехода к рыночной экономике. Ухудшение положения в народном хозяйстве: сокращение производства, рост инфляции, массовые забастовки рабочих. Формирование новых органов власти.

При изучении второго вопроса студентам следует рассмотреть вопросы внешней политики. Поворот во внешней политике Советского Союза непосредственно связан с деятельностью Э.А. Шеварднадзе. Министр иностранных дел - проводник «нового политического мышления». Новый курс внешней политики был непосредственно связан с советско-американскими договорами о сокращении ядерных вооружений, выводом советских войск из Афганистана и стран Восточной Европы, распадом «социалистического лагеря», роспуском СЭВ и ОВД, падением международного влияния СССР.

  При обсуждении третьей темы необходимо учитывать моноидеология марксизма, возведенного в догму, цензура в СМИ и отказ от восприятия иных мировоззренческих концептов привели в брежневскую эпоху к самоизоляции. «Новое мышление», предложенное Горбачевым, не означало отказа от марксизма как ведущей идеологической системы, но требовало большей открытости по отношению к миру. Фактически оно вылилось в резкую критику прошлого страны, отказ от гордости за ее достижения и некритическое восприятие Запада, который, как тогда казалось, готов к равноправному сотрудничеству с СССР.

    При подготовке к обсуждению вопросов четвертой студентам необходимо уяснить центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику; некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачёвские демократические реформы для разрушения основ государства и общества; глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем можно объяснить кризисное состояние советской экономики в 1985 г.?

2. В каком направлении эволюционировала КПСС в 1990 – 1991 гг.?

3. Какие существовали альтернативы при реформировании страны в 1985 – 1991 гг.?

4. Чем можно объяснить резкое ухудшение социально – экономической ситуации в СССР к 1991г.?

5. В чем Вы видите причины обострения межнациональных отношений в СССР?

6. Как вы понимаете тезис «парад суверенитетов»?

7. В чем вна ваш взгляд основные причины распада СССР? 

8. Какие изменения произошли в международных отношениях после распада СССР?

9. Перечислите основные преобразования произошедшие в политической, экономической и социальной сферах в России в начале 90-х годов ХХ века.

Тема 7.2 Российская Федерация в 90-е годы

Основные положения Конституции от 12 декабря 1993г. Первая «Чеченская война» и её последствия. Президентские выборы 1996 г. причины финансового кризиса 17 августа 1998 г. Начало второй «Чеченской войны». Отставка Б.Н. Ельцина. Президентские выборы 2000г. Первые шаги второго президента РФ В.В.Путина.

Демонтаж плановой экономики, внедрение институтов рыночного регулирования социально экономической сферы. Обвальное падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и тотальная приватизация. Опережающий характер разрушения высокотехнологичных и наукоемких сфер производства. Новая трехуровневая структура экономики: сырьевые кампании - гиганты, естественные монополии. Стремительное социально-имущественное расслоение общества. Укрепление российской государственности в 2000-е годы. Приведение конституций и законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией и законодательством РФ. Введение новой интегрирующей структуры власти – семи федеральных округов. Россия и мировой экономический и финансовый кризис.

 Попытки российского руководства наладить партнерские отношения с ведущими западными странами. Россия и НАТО. Создание российско-белорусского политического союза. РФ и государства ближнего зарубежья. Балканский кризис и участие в его разрешении России. Основные положения российской внешнеполитической концепции. Развитие отношений с СНГ и создание таможенного союза.

Практическое занятие

(очная форма обучения)

«дискуссия»

Вопросы для дискуссии:

1.Новая структура власти России. Меры по укреплению государственности.

2. Причины и содержание глобализации экономического, политического и культурного пространства в современных международных отношениях.

3. Влияние глобализации на национальную безопасность России.

4. Внешняя политика России в конце XX века. Вектор направленности и содержание.

 

Практическое занятие

(очная, заочная и очно-заочная форма обучения)

1. Сформулируйте Основные положения Конституции РФ от 12 декабря 1993г.

2. Демонтаж плановой экономики СССР, внедрение институтов рыночного регулирования социально экономической сферы.

3. Сформулируйте меры принимаемые руководством страны по укреплению российской государственности в 2000-е годы.

4. Обоснуйте целесообразность и перспективы создания таможенного союза России – Белоруссии – Казахстана.

5.Оределите положение Россия в период мирового экономического и финансового кризиса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: