Урок речи. Тип речи описание

 

I. Работа по теме урока.

― Ребята, посмотрите вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете.

― Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

― Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс? Чем привлёк ваше внимание этот предмет?

― Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (Описание)

― ​ На какой вопрос отвечают описательные тексты? (Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания)

― Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

―​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

― А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

II. Анализ текста.

― Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: какие признаки описываемого предмета отмечает автор.

«В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы. Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх корпуса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовались узоры ручной резьбы по дереву точь-в-точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные.

Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифр и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их громкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембром звука и каким-то затяжным скрежетом.

Таких часов в наше время встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: "Какие красивые часы!"»

― Какие признаки часов описывает автор? (В процессе обсуждения этого вопроса ученики в тетрадях выполняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...).

― Найдите слова, при помощи которых автор говорит о размере, величине, фактуре часов.

― Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью.

III. Составление памятки «Как работать над описанием предмета».

1. История появления.

2. Где находится.

3. Форма.

4. Цвет.

5. Материал. (Запах).

6. Возраст.

IV. Этап закрепления учебного материала.

Работа над анализом текстов описательного типа речи.

-Дома вы подбирали тексты в типе речи описания предмета. Познакомимся с текстами, которые вы подобрали. Узнаем, какой объект описывается в тексте.

V.Домашнее задание. Подготовьтесь к описанию предмета. Выберите предмет для описания: любимая игрушка, перочинный ножик, спортивный инвентарь и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: