Сочинение-описание в системе письменных высказываний по русскому языку

Одним из трудных видов письменных и устных видов творческих работ для школьников является сочинение, написанное в типе речи описание. 

В 5 – 9 классах учащиеся учатся описывать разные явления: предметы, природу, местность, внешность человека, его трудовые действия, характеристику человека, а также описание интерьера, животного. 

Речевым стимулом для создания сочинения-описания могут быть и искусствоведческие объекты ― художественный текст, картина, музыка, архитектурное сооружение, памятник, скульптура, личные наблюдения, в последнее время и фотография.

Сочинения-описания проводятся с 3 по 11 классы и могут быть различными по степени трудности. Главная цель ― научить учащихся смотреть картину или предмет, понимать содержание, видеть художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, так как при описании ее сюжета необходимо уметь выделить главное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности. Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов ― описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений. Под жанрами сочинений понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. И выделяют следующие виды сочинений: сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элементами описания и т.д.

Внутри этих жанров говорят и о композиционных формах сочинений. Это, например, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочинения-рассуждения с элементами описания.

Т.А. Ладыженская предлагает следующее распределение композиционных форм сочинений-описаний в 5 и 6 классах [18, с. 24]:

― в 5 классе: описание отдельных предметов, животных;

― в 6 классе: описание помещений, природы;

― в 7 классе: описание действий, трудовых процессов, внешности человека;

― в 8 и 9 классах: описание характеристики человека, сравнительная характеристика человека, местности, скульптуры, архитектурных ансамблей, производственных объектов.

Рассмотрим описание как тип речи. Описание ― это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Сочинение-описание определяется отсутствием сюжетной линии, изображением окружающей природы и предметов, отображением отдельных явлений действительности.

В настоящее время в школьном обучении русскому языку принят подход на определение описания: описание ― функционально-смысловой тип речи. Данная точка зрения представлена в работах таких ученых-методистов и педагогов, как С.А. Арефьева [3], Н.С. Валгина [8], М.Р. Львов [21], Т.А. Калганова [14], В.И. Капинос[15], Г.Я. Солганик [28]. Описание ― функционально-смысловой тип речи, имеющий определенную типологическую структуру с соответствующими языковыми средствами. С.А. Арефьева выделяет в основе структуры описания [3, с. 71]:

1) логическую основу ― синхронность (одновременность) явлений, признаков, действий;

2) функцию ― констатация одновременных или постоянных признаков предметов, явлений, действий;

3) характерную черту ― статичность;

4) модальность ― реальная;

5) временной план ― единый.

Композиционная структура текстов типа описания: зачин (вступление), общее впечатление о предмете, описание отдельных частей, элементов целого, собственная оценка (вывод, заключение) [3, с. 71].

Грамматические признаки описания ― глаголы одной абсолютной видовременной формы, глаголы несовершенного вида изъявительного наклонения, глаголы одного временного плана, имена прилагательные, качественные наречия, предложения со значением одновременности действия и перечисления, эмоционально-оценочная лексика.

В работе над сочинением-описанием большое значение имеют методы, которые применяет учитель: беседа, рассказ, работа с учебником, с наглядным материалом и т.д. Так, используя метод рассказа, учитель дает учащимся информацию в готовом виде, при этом он может продемонстрировать им текст-образец и проанализировать его содержание и структуру в качестве примера. Учитель помогает учащимся самостоятельно делать выводы, развить некоторые выдвинутые им положения, а ученики усваивают, таким образом, готовые знания, воспроизводят известные им способы деятельности и самостоятельно открывают новые знания.

При подготовке к сочинению учащимся показывается, как нужно использовать и структурировать накопленный материал, который можно получить путем просмотра и анализа картин, иллюстраций, проведения экскурсий, чтения художественных произведений и т.д. Для усвоения учащимися структуры текста-описания можно применять такие приемы, как устное описание объектов по плану, соответствующему композиционной структуре описательного текста; написание сочинения-миниатюры, составление текста по опорным словам и заданному плану. У учащихся должны сформироваться навыки работы с текстом, умения выделять в тексте главное, видеть последовательность событий, составлять план. Очень важно показать, с каких сторон можно подойти к сочинению-описанию, направить их на поиски своей темы и своего подхода к ее раскрытию. Далее идет этап анализа текстов: ученики определяют тему, основную мысль, структуру, языковые средства, несущие смысловую нагрузку. Эта работа носит обучающий характер и на завершающем этапе ученик выполняет ее самостоятельно, создавая первый вариант сочинения-описания, который либо проверяет учитель, либо организуется взаимопроверка учащимися друг друга.

Независимо от того, что описывают учащиеся, для сочинения-описания характерна эмоциональность, образность, авторская индивидуальность, отсутствие стандарта. Данные черты стиля определяют отбор языковых средств и способ изложения.

В учебнике по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. в 5 классе предлагает следующие виды сочинений-описани й по картине  [25]:

· Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

· Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

· Сочинение по картине. Устное описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

· Сочинение по картине. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

· Сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

В 6 классе предлагаются следующие виды сочинений-описаний [26]:

· Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя».

· Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро».

· Сочинение-описание природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

В 5 классе за учебный год проводится всего 12 сочинений, из них сочинений-описаний 6; в 6 классе всего 7 сочинений, из них сочинений-описаний 5.

Таким образом, для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений. Внутри этих жанров выделяют и композиционные формы сочинений. Сочинение-описание определяется отсутствием сюжетной линии, изображением окружающей природы и предметов, отображением отдельных явлений действительности.

Таким образом, обучение сочинению-описанию по-прежнему остается одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Работа над данным видом сочинений должна проводиться длительно и целенаправленно, параллельно с изучением теоретических сведений об описании как функционально-смысловом типе речи и работой над грамматическим оформлением сочинений учащихся.

Сочинение, сочинение-описание в частности, выступает одним из основных видов работы по развитию речи. Следовательно, только систематическая грамматико-стилистическая работа над описанием как функционально-смысловым типом речи позволит формировать у учащихся определенные коммуникативные умения и навыки, что, в свою очередь, является основой для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Познакомьтесь с уроком, в котором проводится работа над типом речи описание. После этого материала учащиеся знакомятся с разыми типами описание через подготовку к сочинению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: