Участники со стороны обвинения

а) Прокурор (ст. 37 УПК РФ).

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, и наделенные федеральным законом "О прокуратуре" соответствующими полномочиями.

Прокурор в уголовном процессе выполняет две функции: а) уголовного преследования; б) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст. 37 УПК РФ). Эти функции целиком реализуются в досудебной части уголовного судопроизводства, т.е. в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В судебных стадиях действует лишь одна функция прокурора - уголовного преследования, которая проявляется в форме поддержания обвинения в суде, а также обжалования незаконных и необоснованных судебных решений, и именуется государственным обвинением.

Если преждепрокурорбыл полноценным субъектом уголовного преследования, обладающим всеми полномочиями по самостоятельномувозбуждению и расследованию любого уголовного дела, то с 2007 г. этасторона прокурорской деятельности претерпела существенные изменения. В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ уголовные дела ранее подследственные органам прокуратуры, перешли в ведениеследственного комитета с подчинением следователей не прокурору, а руководителю этого органа.

Прокурор наделен широким кругом правомочий по надзору за следствием и дознанием. Однако объем таких правомочий применительно к этим органам уголовного преследования различный. Если в отношении следователя прокурор не имеет прямых и жестких средств процессуального воздействия, то в отношении дознавателя прокурор выступает как полновластный процессуальный «начальник». Он, например, вправе отстранить дознавателя от расследования уголовного дела, изъять дело у дознавателя и передать его следователю и т.п. (ст. 37 УПК РФ).

В рамках основных правомочий прокурор:

1. Проверяет в стадии возбуждения уголовного дела правильность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а в случае необходимости направляет материалы со своим постановлением в адрес органов следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.Истребует и проверяет законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

2. Проверяет качество предварительного расследования уголовных дел, а в случае выявления нарушений закона требует их устранения.

3. Непосредственно контролирует расследование уголовных дел в форме дознания.

4. Изучает и оценивает итоговые процессуальные решения следователя (обвинительное заключение) и дознавателя (обвинительный акт), а после их утверждения направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу.

5. При несогласии с этими решениями возвращает дело следователюили дознавателю для производства дополнительного расследования.

6. Заключает с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве (ч.5 ст. 21 УПК РФ).

7. Участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

8. При наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом.

9. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственноеобвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

10. Осуществляет иные полномочия.

б) Следователь (ст. 38 УПК РФ)

Следователь - это должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции расследование уголовных дел в форме предварительного следствия.

В настоящее время в России следователи функционируют в четырех ведомствах: а) следственном комитете при прокуратуре; б) министерстве внутренних дел; в) федеральной службе безопасности; г) органах контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Во всех них следователь имеет единый статус, одинаковый круг полномочий, различаясь лишь по подследственности расследуемых дел.

Основные правомочия следователя:

1. Он возбуждает уголовное дело и принимает его к производству либо направляет дело своему руководителю для передачи в другой орган расследования по подследственности.

2. Следователь самостоятельно направляет ход расследования, т.е. выдвигает версии, определяет тактику своих действий, принимает решения о производстве процессуальных действий, кроме случаев, когда по закону на это требуется судебное разрешение или согласие руководителя следственного органа.

3. Следователь вправе давать органу дознания поручения о проведении по расследуемому делу оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий, а также получать помощь органов дознания в исполнении различных процессуальных действий, таких, как привод, обыск и др.

4. При несогласии с решением прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования и другими решениями, указанными в п.5 ч. 1 ст. 38 УПК РФ, следователь вправе обратиться с жалобой к вышестоящему прокурору.

В рамках своих правомочий следователь расследует престцупление, устанавливает лицо, его совершившее, собирает доказательства виновности, предъявляет лицу обвинение, выясняет все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и, составив обвинительное заключение, направляет уголовное дело через прокурора в суд для рассмотрения по существу. Если же оснований для этого нет, то следователь прекращает уголовное дело в целом, либо прекращает уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых.

Хотя УПК РФ относит следователя к стороне обвинения, представляя его деятельность как обвинительную, в действительности роль следователя шире. Он не только обвиняет, но и защищает уголовно преследуемое лицо, например, путем сбора оправдательных доказательств, а также разрешает дело. Таким образом, современный российский следователь по-прежнему осуществляет единую функцию расследования преступлений, объединющую в себе и обвинение, и защиту и разрешение дела с целью установления истины. К тому же следователь не имеет оперативно-розыскных полномочий. Его деятельность – сугубо уголовно-процессуальная.

При оценке современного статуса следователя надо учитывать, что значительная часть его работы находится под судебным контролем (получение судебного разрешения на применение мер процессуального принуждения и др.)

в) руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ).

Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальный статус данного субъекта существенно расширился с 7 сентября 2007 года.

Руководитель следственного органа правомочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленномчастью четвертой статьи 221УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии спунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело впорядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя даются следователю в письменном виде и обязательны для исполнения.

Таким образом, руководитель следственного органа выступает начальником следователя, поскольку последний находится от него в значительном должностном и процессуальном подчинении. Но при этом следователь сохраняет определенную процессуальную самостоятельность. Следователь, не приостанавливая исполнения названных указаний, вправе обжаловать их вышестоящему руководителю следственного органа. Если же указания руководителя касаются наиболее важных вопросов расследования: квалификации преступления, объема обвинения, прекращения дела и т.п., то следователь вправе не исполнять указаний руководителя, изложив письменно свои возражения и представив их с материалами дела вышестоящему руководителю следственного органа (ч.3 ст. 39 УПК РФ).

Отношения руководителя следственного органа с прокурором заключаются в том, что руководитель в течение пяти суток обязан рассмотреть требования прокурора об устранении нарушений закона, допущенных в ходе предварительного следствия, вынести решение об устранении допущенного нарушения либо о несогласии с требованиями прокурора и сообщить последнему о своем решении (ч.4 ст. 39 УПК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 39 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

г) Орган дознания (ст. 40 УПК РФ).

Наряду с органами предварительного следствия досудебное производство в нашем уголовном процессе осуществляют органы дознания.

Их процессуальная деятельность двояка. Во-первых, они возбуждают, расследуют и направляют в суд уголовные дела, по которым не производится предварительное следствие (ст. 223-226 УПК РФ). К подследственности органов дознания отнесены преступления, предусмотренные ч.3 ст. 150 УПКРФ Это - преступления небольшой и средней тяжести, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. Таким образом, в основе разграничения следствия и дознания как самостоятельных форм предварительного расследования, лежит общественная опасность преступлений. Тяжкие и особо тяжкие расследуют следователи, а небольшой и средней тяжести - дознаватели.

Во-вторых, органы дознания производят в порядке ст. 157 УПК РФ так называемые «неотложные следственные действия». Суть данного дознания следующая.

Уголовные дела, подследственные следователю, возбуждает и расследует сам следователь. Но не всегда это возможно, например, следователь своевременно не может приступить к расследованию. В таком случае вместо следователя дело возбуждает орган дознания и в срок не более 10 суток выполняет те следственные действия, которые не допускают отлагательства. По истечении этого срока или ранее, если все действия произведены, дело передается в следственный орган. Следователь продолжает расследование и доводит его до завершения. Таким образом, неотложные следственные действия выступают в качестве варианта подстраховки" следователя, когда он не может своевременно приступить к расследованию дела (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Условно первое дознание можно назвать полным, т.к. в нем дело расследуется от начала до конца, т.е. от возбуждения дела до направления его в суд. Второе дознание можно именовать неотложным, а также неполным по причине ограничения действий и сроков их проведения.

Исчерпывающий перечень органов дознания дан в ч.1 ст. 40 УПК РФ.

К ним, в первую очередь, относятся:

 государственные органы, правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД): органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;Благодаря своим оперативно-розыскным возможностям, эти органы более эффективно осуществляют расследование преступлений.

Кроме них к органам дознания отнесены должностные лица федеральной службы судебных приставов, командиры воинских подразделений, органы государственного пожарного надзора.

В некоторых случаях указанным органам дознания, а также следователю недоступно событие преступления в силу его отдаленности. Тогда вместо них возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия должностные лица, находящиеся в таких отдаленных местах: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ст. 40 УПК РФ).

Для понимания места и роли органов дознания в системе органов досудебного производства надо также учитывать следующее. Органы предварительного следствия созданы и функционируют ради одной цели -процессуальной, поэтому назначение следователя заключается  в расследовании уголовных дел. Органы же дознания созданы не для уголовного процесса, а для иной, назовем ее производственной, цели. Так, назначение полиции - охранять общественный порядок, органов ФСБ -обеспечивать государственную безопасность и т.д. Но поскольку эти органы приближены к преступным проявлениям, то наряду с основной (производственной) функцией они наделяются дополнительной (процессуальной) - расследованием уголовных дел в форме дознания.

 д) Начальник органа дознания.

В главе 6 УПК РФ начальник органа дознания не выделен в качестве самостоятельного участника уголовно-процессуальной деятельности. Между тем в ряде норм Кодекса он упоминается. Так, согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ трехсуточный срок проверки дознавателем сообщения о преступлении можетбыть продлен до 10 суток начальником органа дознания (см.: также ст. 41, 40.1, ч.7 ст. 148, ч.4 ст. 225 УПК РФ).

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.17ст.5УПКРФ).

Будучи руководителем, начальник органа дознания контролирует и направляет работу своих подчиненных: дознавателя, а также начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания вправе проверять материалы и уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных и давать им письменные указания, обязательные для исполнения.

е) Начальник подразделения дознания (ст. 401 УПК РФ)

В некоторых органах дознания, в частности, в милиции, где в форме дознания расследуется большое количество уголовных дел, созданы специализированные подразделения - отделы и отделения дознания. Их сотрудниками являются штатные дознаватели во главе с начальником подразделения дознания.

Он уполномочен:

1.Самостоятельно возбуждать уголовные дела и проводить по ним полное расследование в форме дознания, обладая при этом правомочиями Дознавателя.

2. Осуществлять непосредственный контроль за качеством процессуальной деятельности подчиненных ему дознавателей, располагая ПРИ этом широкими правами:

- проверять материалы, находящиеся в производстве дознавателя;

- давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве необходимых процессуальных действий;

- передавать уголовное дело от одного дознавателя другому в целях более качественного расследования;

- производить иные действия, предусмотренные УПК РФ.

Указания начальника подразделения даются в письменном виде и обязательны для дознавателя.

ж) Дознаватель (ст. 41 УПК РФ).

Это - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п.7 ст. 5 УПК РФ).

В зависимости от служебного положения необходимо различать дознавателя штатного (по должности) и нештатного (разового).

Первый является сотрудником специального подразделения дознания (отдела, отделения), имеет служебную должность дознавателя и занимается только расследованием уголовных дел. Он своего рода "маленький" следователь. Практически все уголовные дела, расследуемые в форме полного дознания, т.е. с направлением дела в суд, относятся к компетенции штатных дознавателей.

Иногда досудебное производство целесообразно исполнять иным работникам органа дознания: участковым уполномоченным полиции, оперативным уполномоченным ОБЭП, уголовного розыска и т.п. В таких случаях начальник органа дознания дает разовое поручение соответствующему оперативному работнику провести процессуальные действия. В данной ситуации этот работник становится дознавателем. После завершения дознания по порученному делу он теряет функции дознавателя.

"Разовый" дознаватель осуществляет, как правило, уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, а также неотложные следственные действия.

Правомочия дознавателя, проводящего полное дознание, близки к правомочиям следователя, за некоторыми изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ. Дознаватель, также как и следователь, самостоятельно производит все следственные действия, применяет меры процессуального принуждения, выносит процессуальные решения, составляет протоколы, предъявляет лицу обвинение, направляет дело в суд либо прекращает его. Самостоятельность дознавателя ограничивается теми случаями, когда для производства процессуального действия закон требует согласия начальника органа дознания, прокурора или получения судебного разрешения.

Однако, степень самостоятельности дознавателя меньшая, чем у следователя. Проявляется это во взаимоотношениях дознавателя с начальником органа дознания и прокурором. Следователь при несогласии с указанием руководителя следственного органа или с требованиями прокурора, касающимися существа дела (квалификация преступления, прекращение дела и т.д.) излагает свои возражения и не исполняет эти указания. Дознаватель же может обжаловать такие требования, но не вправе приостанавливать их исполнения (ч.4 ст. 41 УПК РФ).

з) Потерпевший (ст. 42 УПК РФ)

Преступление наносит ущерб общественным отношениям. В результате преступных посягательств появляется жертва преступления, именуемая потерпевшим. Им признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации.

Физический вред состоит в причинении человеку телесного воздействия или повреждений, а также расстройстве здоровья.

Имущественный вред - это ущерб, причиненный имущественным правам и интересам лица в виде утраты материальных ценностей или понесенных денежных расходов.

Моральный вред заключается в физических и нравственных страданиях, перенесенных лицом в результате совершенного деяния.

Потерпевший как участник процесса появляется не с момента фактического причинения ему вреда. Поскольку речь идет о потерпевшем от преступления, то вначале надо установить, что деяние действительно имело место и что данное лицо от него пострадало. Таковы основания признания лица потерпевшим, наличие которых может констатироваться лишь после возбуждения уголовного дела. Поэтому лицо приобретает статус потерпевшего в стадии предварительного расследования, когда следователь или дознаватель, установив указанные основания, выносит специальное постановление о признании потерпевшим. До момента вынесения данного решения, например, в стадии возбуждения уголовного дела, правильнее говорить не о потерпевшем, а о пострадавшем от преступления.

УПК РФ, по сравнению с УПК РСФСР, существенно расширил круг правомочий потерпевшего. Прежде всего, действующий Кодекс подчеркивает его роль как активного субъекта стороны обвинения. участвующего в уголовном преследовании (ст. 22 УПК РФ).

У потерпевшего появились следующие новые полномочия:

1) знать о предъявленном обвинении;

2) получать копии ряда решений, принимаемых по уголовному делу: о возбуждении дела, о его прекращении, приостановлении и др.;

3) участвовать в следственных действиях, проводимых по его ходатайству;

4) знакомиться до окончания предварительного расследования с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта;

5) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения, а также снимать копии;

6) участвовать в судах первой, второй и надзорной инстанций, поддерживать обвинение;

7) ходатайствовать о применении мер собственной безопасности, а также безопасности своих близких.

Кроме того потерпевший вправе:

1. Давать показания. В то же время согласно ч.5 ст. 42 УПК РФ потерпевший обязан давать показания. За отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний потерпевший подлежит уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ. И, наконец, потерпевший вправе отказаться свидетельствовать против себя и близких (ст. 51 Конституции РФ, п.З ч.2 ст. 42 УПК РФ). Таким образом, потерпевший наделен правом давать показания, обязанностью давать показаний, а также правом отказа от дачи показаний.

Что означает такое сочетание прав и обязанностей?

В силу публичного характера уголовно-процессуальной деятельности первое место надо ставить обязанность потерпевшего сообщить все ему известное следователю или суду. За достоверность своих показаний потерпевший отвечает перед законом.

Однако, если те или иные сведения, интересующие следователя или суд, могут быть обращены против самого потерпевшего или его близких, то он вправе не давать по ним показаний, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Возможны ситуации, когда допрошенный потерпевший считает, что следователь или суд не выяснил некоторые обстоятельства, имеющие значение по делу. В этом случае он может использовать свое право давать показания и требовать от следователя или суда дополнительного допроса.

2. Потерпевший вправе иметь представителя, в качестве которого допускаются адвокаты (п.8 ст. 42, ст. 45 УПК РФ). Это одно из наиболее эффективных правомочий, т.к. благодаря квалифицированной юридической помощи адвоката, потерпевший, во-первых, способен разобраться в юридических тонкостях своего статуса, а во-вторых, правильно их реализовать.

Потерпевший несет ряд процессуальных обязанностей: являться по вызовам к следователю, дознавателю или в суд; давать показания; не разглашать данные предварительного расследования, если им была дана подписка об этом.

и) Частный обвинитель (ст. 43 УПК РФ)

Это - физическое лицо, подавшее заявление по делу частного обвинения, т.е. о совершении против него преступления, предусмотренного ч.1 ст. 115, ч.1 ст. 116, ч.1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ.

По таким делам предварительное расследование, как правило, не проводится (исключение см. ч.4 ст. 20 УПК РФ). Заявление пострадавшим подается непосредственно мировому судье и с этого момента уголовное дело считается возбужденным (ст. 318 УПК РФ). В судебном заседании стороны в любой момент могут примириться и дело подлежит прекращению.

Частный обвинитель в своем статусе фактическиявляется потерпевшим, т.к. обладает всеми его правами (ч.7 ст. 318 УПК РФ). Кроме того, частный обвинитель наделен некоторыми правомочиями государственного обвинителя (ч.2 ст. 43 УПК РФ).

к) Гражданский истец (ст. 44 УПК РФ)

Гражданским истцом признается физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением.

Физическое лицо, понесшее имущественный вред от преступления, вначале признается потерпевшим и приобретает право на предъявление гражданского иска, что позволяет ему стать еще и гражданским истцом. Это право может быть им реализовано в любой момент предварительного расследования или судебного разбирательства до окончания судебного следствия.

От имени юридического лица иск подается его руководителем, который участвует в уголовно-процессуальной деятельности лично, но чаще через своего представителя - адвоката или иного юриста.

Право на заявление гражданского иска в интересах государства, а также лиц, не способных самостоятельно защищать свои права и законные интересы, имеет прокурор (ч.3 ст. 44, ч.б ст. 246 УПК РФ).

Гражданский иск в уголовном процессе заявляется чаще всего длявозмещения прямого материального вреда, например, в денежной стоимостипохищенного имущества или в сумме затрат, понесенных на лечение и восстановление здоровья после причиненных преступлением телесных повреждений. В таких случаях истец подтверждает размер предъявленного иска справками, квитанциями, чеками и т.д.

Сложнее обстоит дело с обоснованием размера возмещения морального ущерба, т.е. той денежной компенсации, которая необходима, по мнению истца, для погашения физических и нравственных страданий, перенесенных пострадавшим в результате преступления. Обычно такие иски заявляются с большим "запасом", а суды удовлетворяют иски в тех пределах, которые вырабатываются в судебной практике.

Иск предъявляется в письменной форме в виде заявления или ходатайства. Рассмотрев его, следователь, дознаватель, судья выносит постановление о признании лица гражданским истцом. С этого момента в деле появляется данный участник уголовного судопроизводства.

Гражданский истец имеет тот же комплекс правомочий, что и потерпевший. Специфическими его правами являются следующие.

1. Заявление ходатайства о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

В системе мер процессуального принуждения есть мера, именуемая "наложение ареста на имущество" (ст. 115 УПК РФ). По ходатайству гражданского истца или по своей инициативе следователь, дознаватель обращается в суд за разрешением на применение данной меры, а получив его, описывает имущество уголовно преследуемого лица или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия, и передает имущество на хранение. Судьба этого имущества решается судом при вынесении приговора (ст. 29,115,165,230,299, 309 УПК РФ).

2. Отказ гражданского истца от предъявленного иска. Отказ может быть вызван различными мотивами, чаще всего - добровольным возмещением обвиняемым (подсудимым) причиненного преступлением ущерба. Такой отказ может быть заявлен в любой момент уголовного судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату. В случае отказа от иска производство по нему прекращается (ч.5 ст. 44 УПК РФ).

л) Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ст. 45 УПК РФ)

В данной статье речь идет о двух субъектах: законных представителях и просто представителях. Законным представителем именуется то лицо, которое по закону замещает субъекта, не способного самостоятельно отстаивать свои права и интересы в силу физических или психических особенностей. Это - несовершеннолетние, недееспособные или ограничено дееспособные лица. Вместо них в судопроизводстве участвуют родители, опекуны, попечители.

Представителем во втором значении являются адвокаты либо иные правомочные лица, например, юрист предприятия, организации. Эти представители действуют по соглашению (адвокат) или доверенности (иное лицо).

Согласно ст. 45 УПК РФ, если потерпевший, гражданский истец и частный обвинитель - лицо физическое, то его представителями могут быть только адвокаты. Если же потерпевшим, гражданским истцом является юридическое лицо, то его представителем может быть как адвокат, так и не адвокат.

Представители (законные и иные) наделяются теми же процессуальными правами, которые имеет потерпевший, гражданский истец или частный обвинитель (ч.З ст. 45 УПК РФ). Таким образом, представители замещают представляемое лицо, что требует от представителя необходимой юридической квалификации. Поэтому в уголовных делах в качестве Представителей чаще всего участвуют адвокаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: