Что представляют собой задачи урока?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Автор Данилова Е. Е.

 учитель математики

МБОУ СОШ № 22 города Ковров.

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.

Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.

Типология уроков ТДМ:

  • Урок открытия нового знания.
  • Урок рефлексии
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок развивающего контроля.

Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства -  что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

 

Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?

 

Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения).

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

¾  Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

¾  Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

¾  Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

¾  Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

¾  Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

¾  Освоение знаний по теме

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

 

Цели обучения должны быть:

ü Диагностируемые.

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

ü Конкретные.

ü Понятные.

ü Осознанные.

ü Описывающие желаемый результат.

ü Реальные.

ü Побудительные (побуждать к действию).

ü Точные.

    Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
  - обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
  - обобщить и систематизировать знания о...
  - отработать навыки (указать какие);
  - устранить пробелы в знаниях;
  - добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

 Цели обучения условно разделяют на три группы:

ü образовательные (обучающие).

ü развивающие,

ü воспитательные.

Все эти группы целей взаимосвязаны.

 

Обучающие цели урока (дидактические):

передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

ü «выбрать»,

ü «назвать»,

ü «дать определение»,

ü «проиллюстрировать»,

ü «написать»,

ü «перечислить»,

ü «выполнить»,

ü «систематизировать»...

Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

 

Развивающие цели урока содействуют формированию:

ü общеучебных и специальных умений;

ü совершенствованию мыслительных операций;

ü развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;

ü  осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

 

Воспитательные цели  предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

 Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?

 Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?

Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

 

   

 

Воспитательные цели способствуют:

 

ü воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;

ü формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;

ü приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

 

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

ü вызвать интерес,

ü пробудить любознательность,

ü пробудить интерес к самостоятельному решению задач,

ü побудить учащихся к активности,

ü выразить свое отношение…

ü прививать, укреплять... навыки.

 

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

  1. Визуальные:

 

Ø Тема-вопрос

Ø Работа над понятием

Ø Ситуация яркого пятна

Ø Исключение

Ø Домысливание

Ø Проблемная ситуация

Ø Группировка

 

  1. Аудиальные:

 

Ø Подводящий диалог

Ø Собери слово

Ø Исключение

Ø Проблема предыдущего урока.

 

  Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

   Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

 

Поясню некоторые приемы целеполагания:

 

Ø Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

 

 

Ø Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 

Ø Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

 

Ø Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: Урок математики по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

 

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия

 

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

 







Что представляют собой задачи урока?

   Задачи - это шаги по достижению поставленной цели.

 

 К задачам урока относятся:

ü организация взаимодействия;

ü усвоение знаний, умений, навыков;

ü развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

 

Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.

Образовательные задачи урока состоят:

ü в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;

ü в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.

 

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

ü на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…

ü способствовать становлению умения оценивать…

ü развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…

ü помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

ü формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.

 

Выстраивая развивающие задачи, учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.

Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.

 

  Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.


 Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: