Правовая природа конституционализации. Соотношение конституционализации, правореализации и правоприменения

Термин «конституционализация» может использоваться в конституционном праве для обозначения двух разновекторных процессов регулирования общественных отношений с помощью правовых норм высшего порядка.

1) особая значимость для общества и государства отдельных видов общественных отношений может вызывать к жизни потребность регулирования их правовыми нормами, закрепленными в конституции. Поэтому конституционное регулирование может расширять свой объект, а в конституцию вноситься изменения и дополнения, которые обеспечивают наиболее высокий статус регуляторов общественных отношений;

2) действующая в стране конституция с помощью эшелонированного и многоуровневого конституционного законодательства может распространять своё регулирующее воздействие на всю систему права и законодательства. В этом случае снижается потребность в конституционных поправках, т.к. различные уровни конституционного законодательства могут интегрировать правовые инновации, в значительной степени изменяющие содержание конституционного права.

Термин «конституционализация» применяется в различных гуманитарных исследованиях: в конституционном, международном и европейском праве, в международных отношениях и в работах, освещающих процесс европейской интеграции. В современных исследованиях освещаются вопросы конституционализации прав детей через конституционную доктрину, тем самым, придавая правам детей конституционный статус, или закрепление таких прав в нормах национальной конституции (например, сначала во временной, а потом в постоянной Конституции Южной Африки).

В отечественной правовой литературе существует дискуссия о соотношении таких терминов как «правоприменение» и «реализация права». Уже позже эти термины стали рассматривать с позиции конституционализации правовой системы.

Отличительные черты правоприменения и реализации права:

1) субъектом реализации права выступает, как правило, адресаты правовых предписаний, а субъектом правоприменения выступает специально на то уполномоченный государственный орган или должностное лицо, причем он не может быть непосредственным адресатом правовых предписаний, которые он применяет, в силу принципа: никто не может быть судьей в собственном деле;

2) если объектом реализации права выступают нормы права, адресованные самим субъектам реализации права, то объектом правоприменения могут выступать только те нормы, которые должны быть применены в данном юридическом деле, причем прямым адресатом этих норм не всегда является суд или иной орган, уполномоченный применять нормы права;

3) если целью реализации права является воплощение правовых предписаний в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права, то целью правоприменения является разрешение конкретного юридического дела;

4) если основаниями реализации права выступают факт существования нормы права, подлежащей реализации, факт принадлежности субъекту права субъективного права или юридической обязанности, наличие доброй воли у субъекта реализации права, то основанием для правоприменения является наличие в суде или ином органе, уполномоченном применять нормы права конкретного юридического дела.

Реализация новой политики, которая производится в условиях конституционализации общества, подразумевает новые формы правореализации. Традиционно выделяют следующие формы реализации права как исполнение, наблюдение, использование и применения норм права, последняя форма осуществляется только органами государственной власти и должностными лицами.

Таким образом, реализация права в настоящее время осуществляется в условиях конститиуционализации права и правопорядка. Правоприменение является одной из форм реализации права, которая осуществляется только органами государственной власти и должностными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: