Дополнительная инфомация

Многоугольник конкурентоспособности

Метод «Многоугольник конкурентоспособности» - это графический экспертный метод. Использование субъективных мнений экспертов и трудность в оценке некоторых характеристик - основные недостатки метода. Достоинства же этого метода - наглядность результата и удобство его толкования.

 

1 шаг: определение показателей (критериев) по которым исследуемое предприятие может конкурировать с другими.

2 шаг: подбор по выбранным критериями ведущих конкурентов (не более 7-ми).

3 шаг: проведение сравнительного анализа показателей ведущих конкурентов с деятельностью предприятия-объекта исследования. Сравнение проводится на основе шкалы порядка. Лучшие показатели оцениваются самыми высокими баллами, худшие – самыми низкими. Как правило, используют пяти- или десятибалльные шакалы, но возможно применение и других вариантов. Все данные вписываются в таблицу «Анализ конкурентоспособности по баллам». Рассчитываются суммарные и средние значения показателей для всех предприятий. (см. ниже ПРИМЕР 1).

 

4 шаг: построение «многоугольника»: рисуем равноудаленные вектора соответствующие показателям сравнения. На каждом векторе откладываем средние значения данного показателя. Соединяем полученные точки каждого предприятия в замкнутую линию. (см. ниже ПРИМЕР 1).

 

5 шаг: определяем показатель уровня конкурентоспособности объекта исследования относительно предприятий-конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» конкурента. (см. ниже ПРИМЕР 1).

 

6 шаг: делаем выводы. (см. ниже ПРИМЕР 1)



ПРИМЕР 1

Многоугольник конкурентоспособности предприятий

 

Проведем балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с собственной деятельностью предприятия.

Таблица 1- Анализ конкурентоспособности по баллам

 

Факторы конкурентоспособности

предприятия

Балльная оценка фирм

«Вестник плюс»

«Гермес»

«Дубрава»

1

2

3

4

Продукт

Качество

7

9

8

Престиж торговой марки

5

8

6

Срок реализации

9

9

9

Многовариантность в использовании

9

9

8

Уникальность

5

6

6

Защищенность патентом

5

6

5

Надежность

8

7

6

Сумма баллов

48

54

47

Средний балл

6,9

7,7

6,7

2. Цена

Прейскурантная

7

4

5

Процент скидки с цены

7

3

4

Срок платежа

6

5

5

Условия кредита

4

4

4

Сумма баллов

24

16

18

Средний балл

6,0

4,0

4,5

3. Каналы сбыта

 
Степень охвата рынка

6

2 7  
Размещение складских помещений

8

4 5  
Система контрольных запасов

8

4 5  
Система транспортировки

7

7 5  
Формы сбыта:

 

     
торговые представители

7

8 6  
оптовые посредники

5

7 5  
Сумма баллов

41

32 33  
Средний балл

6,8

5,3 5,5  

4. Продвижение продуктов на рынке

 
Реклама

5

8 7  
Индивидуальная продажа

9

7 6  
Продвижение продуктов по каналам торговли

7

7 6  
Упоминание об изделиях в СМИ

4

8 6  
Сумма баллов

25

30 25  
Средний балл

6,3

7,5 6,3  
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ

138

132 123  
             

По средним значениям факторов конкурентоспособности предприятия строим "многогранник конкурентоспособности" для каждого предприятия – см. рисунок ниже.

 


Рисунок 1 - Многогранник конкурентоспособности предприятий

 

Определим показатель уровня конкурентоспособности сети магазинов «Вестник плюс» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» сети магазинов «Вестник плюс».

 

S Крест. подворье (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51

= 1,13

S Мегапол (7,7*4,0) + (4,0*5,3) + (5,3*7,5) + (7,5*7,7) 149,5

 

 

S Крест. подворье (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51

                                                                                                                         = 1,27

S Бакалея (6,7*4,5) + (4,5*5,5) + (5,5*6,3) + (6,3*6,7) 131,76

 

 

Вывод: Торговая организация «Вестник плюс» в 1,13 раза конкурентоспособнее фирмы «Гермес» и в 1,27 раз конкурентоспособнее фирмы «Дубрава».

По данным табл. 3.5 можно сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах сети магазинов «Вестник плюс». Сильной стороной здесь является фактор цены. По остальным факторам предприятие проигрывает, хотя и незначительно. Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОМАЦИЯ

Формальные примеры оценок приведены в таблицах

 

Анализ на основе хозяйственной деятельности предприятия

Внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия

Рейтинг, баллы

Предприятие К1 К2 К3

ФИНАНСЫ

Структура баланса 5 4 4 3
Рентабельность активов 3 3 3 3
Рентабельность инвестиций 3 2 2 4
Коэффициент реинвестирования 4 3 3 2

ПРОИЗВОДСТВО

Загрузка оборудования 5 4 4 5
Производственные мощности 5 2 2 3
Износ физический технологического оборудования 4 3 4 4
Резерв производственных мощностей 5 2 2 5

УПРАВЛЕНИЕ

Оптимальность организационной структуры 5 2 2 2
Информационные технологии и обеспечение 3 3 3 3
Правовое обеспечение 4 4 4 4

МАРКЕТИНГ

Доля рынка 3 2 3 3
Ассортимент 4 2 2 4
Уровень цен 2 2 2 3
Сервис 3 3 4 3
Диверсификация поставщиков        
Сбыт и наличие постоянной клиентуры 4 3 3 4

КАДРЫ

Квалификации производственного персонала 5 2 4 2
Уровень квалификации сбытового персонала 4 3 2 2
Система управления персоналом 3 3 3 3

ТЕХНОЛОГИИ

Внедрение инноваций в производство 3 4 4 2
Возможность разработки новых продуктов 4 3 3 2
Уровень функционального износа технологии 2 4 2 2
Экологически чистые технологии 2 3 3 2
Сумма значений рейтингов 85 66 68 70

 

Анализ на основе "4Р"

(Четыре составляющих комплекса маркетинга; см. работы Ф.Котлера)

Факторы конкурентоспособности предприятия

Рейтинг, баллы

Предприятие

К1 К2 К3

"1Р" - продукт

Качество

3

2 2 3
Технические параметры

4

2 2 4
Срок службы, Гарантийный срок

2

2 2 3
Безопасность

2

2 2 3
Уровень сервиса

4

2 2 4

"2Р" - цена

Уровень цен

3

2 2 3
Условия оплаты

4

2 2 4
Условия кредита

2

2 2 3
Виды скидок

2

2 2 3
Процент скидки

3

2 2 3

"3Р" - каналы сбыта

Степень охвата рынка

3

2 2 3
Регионы сбыта

4

2 2 4
Интенсивность каналов сбыта

2

2 2 3
Управление запасами

2

2 2 3

"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые коммуникации)

Каналы рекламы

3 2 2 3

Адресная работа с промышленным покупателем

4 2 2 4

Бюджет рекламы

2 2 2 3

Паблик релейшнз

2 2 2 3

Сумма значений рейтингов

54 38 38 62
           

 

Анализ на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)

Элементы модели пяти сил конкуренции

Рейтинг, баллы

Предприятие К1 К2 К3

1.Интенсивность конкуренции среди существующих конкурентов

Влияние роста числа конкурирующих фирм 3 2 2 3
Влияние снижения спроса на продукт 4 2 2 4
Влияние фирм, способных снижать цены 2 2 2 3
Рост отдачи от завоевания дополнительной доли рынка 2 2 2 3
Наличие условий, когда уход с рынка менее выгоден, чем продолжение конкурентной борьбы 3 2 2 3
Перспективы роста емкости рынка 2 2 2 3
Тенденции к укрупнению фирм 2 2 2 3

2.Угрозы со стороны потенциальных "новичков" на рынке

Опыт в управлении издержками 3 2 2 3
Уровень затрат на формирование имиджа 4 2 2 4
Уровень инвестиций для открытия фирмы 3 2 2 3
Эксклюзивные права уже существующих фирм 4 2 2 4
Доступ к каналам распределения продукта 2 2 2 3
Правовые ограничения (лицензии, патенты, стандартизация) 2 2 2 3

3.Появление товаров заменителей

Уровень цен товаров-заменителей 3 2 2 3
Наличие у товаров - заменителей качественно новых свойств 4 2 2 4
Обеспечение товаром-заменителем нового способа удовлетворения потребностей 2 2 2 3
Доступность заменителей 2 2 2 3

4.Экономический потенциал покупателей

Количество и размер фирм покупателей 3 2 2 3
Величина доли покупок крупных фирм 3 2 2 3
Уровень диверсификации продавцов 4 2 2 4
Угроза обратной интеграции в отрасль продавца 2 2 2 3
Уровень стандартизации товара как условие замены поставщика 2 2 2 3

5.Экономический потенциал поставщиков

Ресурсоемкость продукции предприятия 3 2 2 3
Степень монополии поставщиков 4 2 2 4
Ограничение выбора поставщика степенью дифференцирования продукции 2 2 2 3
Ценность связей для поставщика с покупателем 3 2 2 3
Угроза интеграции покупателя в бизнес 4 2 2 4
Влияние поставщиков на доходность предприятия через ценовой фактор 2 2 2 3
Качество продукции поставщиков 2 2 2 3
Сумма значений рейтингов 81 58 58 94

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: