Морфофункциональные методы исследования мышечной системы спортсменов

Спортивная морфология это наука, которая изучает все особенности строения тела спортсмена, изменения органов и систем при тренировочных нагрузок.Спортивная морфология изучает не только морфологическую норму, но и предпатологические и патологические. Спортивная морфология подразделяется на общую и частную, а общая спортивная морфология, в свою очередь, на основной и специальный разделы.

Основной раздел посвящен выяснению общих закономерностей адаптации организма к физическим нагрузкам; изучению адаптации исполнительных органов (опорно-двигательного аппарата) и систем управления и обеспечения движений (нервной, сердечно сосудистой,пищеварительной, выделительной систем и д.р.); изучению генетической и средой обусловленности этих органов и систем с применениемблизнецовых исследований и экспериментов на животных генетически чистых линий (например, крыс линии Вистар); изучению возрастно-половых особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам.

Методы антропометрии и антропоскопии позволяют охарактеризовать размеры тела в целом и отдельных его частей,оценить пропорции тела, соматотип, выраженность описательных признаков (признаки полового созревания).
Полученные данные, должны анализироваться с позиции динамической морфологии и биомеханики.

Рентгенологический метод позволяет с помощью рентгеноскопии и рентгенографии изучать размеры костей и внутренних органов,
подвижность в суставах, а также смещаемость внутренних органов, сердце и сосудов при выполнении физических упражнений.
Это основной метод изучения анатомии на живом человеке. Метод ультразвуковой эхографии дает возможность с помощью ультразвука измерить линейные размеры анатомичесих
образований, лежащих глубоко под кожей и недоступных прямому изучению. Так можно определить толщину подкожного жира,
мышечного слоя и костной основы конечности. С помощью эхокардиографии можно, например, измерить размеры сердца
и образующих его структур.

Метод педагогического эксперимента позволяют оценить влияние режима тренировки на морфологическое состояние организма. Специальный раздел посвящён изучению влияния спорта на организм: размеры тела и его компонентов, пропорции тела, положение центра тяжести, типы телосложения спортсменов различных спортивных специализаций. Задача этого раздела — поиск общих закономерностей перестройки организма в процессе занятий спортом и влияния результатов спортивного отбора.Частная спортивная морфология изучает особенности строения тела спортсменов определённой специализации в связи с их стажем,уровнем достижений, особенностям спортивной техники, режимом тренировок, возрастом и полом. Этот раздел спортивной морфологии имеет сугубо прикладное значение и представляет особый интерес для тренеров и самих спортсменов. Зная нормативные морфологические данные ведущих спортсменов, можно ориентироваться на них при спортивном отборе и планировании режима тренировок.Одна из задач при изучении общей и частной спортивной морфологии — познание своих морфологических возможностей, спортивного потенциала и (в результате)способности достичь высокого уровня спортивного мастерства.

Билет№16

1. Что такое периодизация и гетерохронность развития?

2. Принципы исследования функциональных возможностей центральной нервной системы: сила основных нервных процессов.

3. Метод стандартов.

1. Что такое периодизация и гетерохронность развития?

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека.

Гетерохронность развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.

Возрастные периоды у детей:

- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

- Грудной период: от 4-х недель до 1 года

- Раннее детство: 1—3 года

- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет

- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет

- Подростковый период:

девочки: 10 — 17—18 лет

мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека:

- Юношеский период

юноши: 17 — 21 год

девушки: 16 — 20 лет

- Зрелый возраст (1 период)

мужчины: 21—35 лет

женщины: 20—35 лет

- Зрелый возраст (2 период)

мужчины: 35—60 лет

женщины: 35—55 лет

- Пожилой возраст: 55/60—75 лет

- Старческий возраст: 75—90 лет

- Долгожители — 90 лет и более.

 

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым его замедлением. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других - увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста: первый - от рождения до I года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается; второй - полуростовой скачок - в возрасте от 6 до 8 лет, когда за I год длина тела может увеличиться на 6-8 см; третий - от 11 до 13 лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10-12 см. В эти годы снижаются защитные силы организма, функциональные резервы, возникает повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам, уменьшается работоспособность.

Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов, происходит совершенствование организма, повышение его устойчивости, приобретение новых качеств. Эти периоды: от 1 года до 4 лет; 8-10 лет; 14-20 лет.

 

2. Принципы исследования функциональных возможностей центральной нервной системы: сила основных нервных процессов.

Центральная нервная система (ЦНС) — основная часть нервной системы. Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных рефлексов.

Сила нервных процессов характеризует способность нервной системы человека выдерживать большие нагрузки и длительные раздражители. Это биологическая индивидуальная особенность, показывающая выносливость и работоспособность. Может в некоторой степени меняться на протяжении жизни – в зависимости от образа жизни, состояния здоровья. Специального внимания и анализа требуют особенности поведения на соревнованиях, стартовых реакций, отношения к неудачам.

Этапный неврологический контроль включает:

• определение силы, уравновешенности и подвижности основных нервных

процессов.

• исследование рефлексов;

• исследование черепных нервов;

• исследование координации движений;

• исследование основных видов чувствительности;

• исследование нервно-мышечного аппарата;

• исследование анализаторов.

С учетом специфики вида спорта исследуется функциональное состояние следующих анализаторов:

• стрелковый спорт, биатлон, пятиборье, бокс - слуховой анализатор;

• фигурное катание, гимнастика, прыжки в воду и на лыжах с трамплина, фристайл, бобслей, санный спорт - вестибулярный анализатор;

• игровые виды спорта, стрелковый

спорт, биатлон, пятиборье - зрительный

анализатор;

• бокс, тяжелая атлетика - зрительный анализатор (с обязательным исследованием глазного дна и измерением внутриглазного давления).

 

3. Метод стандартов.

Антропометрические стандарты - это средние величины признаков, полученных при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортсменов), с учетом, если необходимо, национальности и других признаков. Стандарты содержат общие или групповые средние величины, характеризующие средние значения признаков для всего обследованного коллектива (групповые стандарты) и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам (ростовые стандарты).

Для каждого признака в соответствующей таблице указывается средняя арифметическая величина признака (М) и среднее квадратичное (или стандартное) отклонение от М (о).

При оценке антропометрических данных этим методом полученные результаты сравниваются с соответствующими средними величинами. Затем «рисуется» антропометрический профиль.

Антропометрический профиль - это графическое наглядное изображение отклонений антропометрических признаков от стандартных. Он позволяет судить о пропорциональности развития.

1.Производится расчет величины отклонения (N) каждого измеренного антропометрического показателя от стандартного по формуле:

N = (М-Х) / σ,

где N - отклонение измеренного показателя от стандартного, выраженного в а; X - величина измеренного показателя; М - стандартная величина данного показателя; σ - среднее квадратичное отклонение.

2.Оценка физического развития методом стандартов:

Оценка показателя     Величина отклонения

Очень высокий                    3,1 и более

Высокий                               2,1 +- 3,0

Выше среднего                    1,1 ±- 2,0

Средний                                    ±1,0

Ниже среднего                   - 1,1 - ± -2,0

Низкий                                  - 2,1 ± 3,0

Очень низкий                     -3,1 и менее

3. Полученные величины «а» «отклонения» для каждого антропометрического показателя наносятся в виде точек на сетке протокола. Соединение этих точек ломаной непрерывной линией дает графическое изображение величин отклонений измеренных показателей от стандартных - антропометрический профиль.

 

Билет№17

1. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

2. Методы оценки восстановительных способностей организма. Инновационные медицинские технологии как фактор восстановления организма после физических нагрузок.

3. Метод корреляции.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: