Крупнейшие представители отдельных родов красноречия

4.1. Самым авторитетным мастером судебного красноречия Древней Греции является Лисий (459‑380 гг. до н. э.). Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией..Всего в древности Лисию приписывалось ок. 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но можно обнаружить политические и даже торжественные речи (надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395–387 годов).

Речь "Об убийстве Эратосфена" Лисий написал для афинского гражданина Евфилета, ответчика по делу об убийстве Эратосфена. Евфилет говорит здесь как человек, уверенный в своем оправдании: действительно, закон разрешал мужу убить прелюбодея, застигнутого на месте преступления, хотя на практике это делалось редко. Речь построена по правилам судебного красноречия: вступление: обращение к суду и слушателям; изложение: раскрытие фактической стороны дела; разработка: а) доказательство правоты говорящего; б) опровержение доводов противника; заключение: возбуждение негодования к противникам говорящего и сострадания к говорящему.

Речь ″О том, что не дают пенсии инвалиду″. В Афинах уже со времени Солона был закон о выдаче инвалидам пенсии, которая в начале IV в. равнялась одному оболу (несколько копеек) в день, хотя бы они еще были способны заниматься каким-нибудь ремеслом, если только стоимость их имущества не превышала трех мин. Каждый год Совет пятисот производил проверку инвалидности пенсионеров, и каждый гражданин мог заявить протест против дальнейшей выдачи пенсии инвалиду. Так произошло и в случае с этим инвалидом: кто-то заявил, что он достаточно здоров и имеет такой заработок от ремесла своего, что может обходиться без пособия от государства. При рассмотрении этого дела Советом инвалид и произнес речь, составленную для него Лисием.

4.2. В сфере торжественного красноречия блистал талант Горгия (483‑375 гг. до н. э.). Его риторическая манера с отчетливостью проявилась в речи " Похвала Елене " (полушутливой, полусерьезной попытке обелить в глазах современников Елену Прекрасную, виновницу кровопролитной Троянской войны.

4.3. Политическое красноречие. "Совершенным оратором" древности такой взыскательный ценитель, как Цицерон, признавал Демосфена (384‑322 гг. до н. э.). Предпосылкой занятий Демосфена риторикой послужили весьма печальные обстоятельства: рано осиротев, он оказался жертвой непорядочных опекунов, которые растратили его имущество. С детства Демосфен мечтал об отмщении и торжестве справедливости, прилежно учился искусству красноречия и, повзрослев, доказал вину опекунов в суде. Этот успех повлиял на решение Демосфена заняться полезными для сограждан выступлениями перед публикой.

Однако восхождение к желанным вершинам красноречия оказалось для Демосфена делом многотрудным. От природы он имел слабое дыхание и голос, картавил так, что не мог выговорить первого звука в самом слове риторика, смущался в присутствии толпы, отличался невыигрышной привычкой судорожно подергивать плечом во время волнения. Упорство Демосфена в преодолении разнообразных препятствий и неуклонном стремлении к своей мечте, воспетое в "Сравнительных жизнеописаниях" Плутарха, не может не вызвать восхищения. Он тренировался в выступлениях перед шумным морем, напоминающим толпу слушателей; во время декламаций набирал в рот камушки, чтобы улучшить дикцию; взбирался высоко в горы или разговаривал на бегу с целью укрепить речевое дыхание; произносил речь, стоя под подвешенным к потолку острым мечом, который больно колол его при всяком лишнем движении плеча. Восемь раз от руки он переписал "Историю" Фукидида, дабы улучшить свой слог, сделать его более емким и энергичным (современное издание этого капитального труда, включающего в себя тексты ораторских выступлений по различным политическим поводам, занимает толстый том). Наконец, Демосфен превратился в подлинно прекрасного и впечатляющего оратора.

Всю свою природную и обретенную риторическую мощь Демосфен направил на благо Отечества. Будучи горячим патриотом, он разгадал реальную опасность, которая исходила от македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского. В цикле своих гневных обличительных выступлений, названных филиппиками (8 речей), он разоблачает коварные и агрессивные замыслы Филиппа, призывает к сплоченности и решительным действиям перед лицом военной угрозы, клеймит позором предателей. Эти выступления столь убедительны и патетичны, что Филипп II, по его собственному признанию, услышав текст одной из речей, готов был сам голосовать за войну против себя.

Однако, несмотря на авторитет Демосфена, на предпринятые под воздействием его речей конкретные шаги по противостоянию македонцам (строительство военных укреплений, вооружение конницы, заключение мирных соглашений с возможными союзниками и т. п.), военные силы были неравны, и в битве при Херонее (338 г. до н. э.) Греция утратила свою независимость. В этом сражении Демосфен наравне с другими сражался как рядовой воин-пехотинец. Именно ему было доверено произнести надгробное слово в честь павших в бою.

После утраты Грецией независимости Демосфен не прекращал своей антимакедонской деятельности, впоследствии направляя ее против Александра Македонского и его преемников. Наконец после подавления антимакедонского восстания он был вынужден укрыться в храме Посейдона, где его разыскали и окружили македонцы. На требование покинуть храм и сдаться врагам оратор ответил просьбой написать прощальное послание родным и, непокоренный, покончил жизнь самоубийством, надкусив тростниковое перо со спрятанным в нем ядом.

Сограждане смогли увековечить память Демосфена лишь спустя десятилетия после его героической кончины. Руки бронзовой статуи, изображавшей великого оратора, были сжаты в скорбном жесте, а на постаменте выбита надпись:

О, если б ты, Демосфен, был силою разуму равен,
Нас бы не смог покорить сам македонский Арес.

(Имелся в виду Александр Македонский, своим полководческим гением напоминавший бога войны.)

5. Риторическая деятельность Аристотеля. Проблематика трактата "Риторика". Знаменитый ученый-энциклопедист древности Аристотель (384‑322 гг. до н. э.), не только современник, но и одногодок Демосфена, с юности и в течение 20 лет входил в круг учеников Платона (так называемый 1-й афинский период биографии). Платон называл его разумом и надеждой школы. Благодаря оригинальности и силе мышления в своих взглядах он не следовал рабски своему учителю и не боялся полемизировать с ним (вспомним его позднейший знаменитый афоризм Платон мне друг, но истина дороже). Существуют любопытные сведения о том, что в школе Платона Аристотель преподавал риторику. Этот объемный курс был поручен ему в первые же годы пребывания в стенах Академии.

Спустя время Аристотель учил в числе других дисциплин искусству поэзии, красноречию и этикету Александра Македонского, будущего наследника трона. В дальнейшем в пригороде Афин Аристотель открыл свою собственную школу ‑ Ликей, давший название всем последующим учебным заведениям такого рода. В Ликее он вел занятия в процессе ходьбы, прогуливаясь со своими учениками по галерее, что, как считалось, активизирует мышление (2-й афинский период его деятельности). Среди преподававшихся им предметов была риторика. Трактат "Риторика" возник именно на базе тех строго научных лекций, которые Аристотель читал по утрам избранному кругу посвященных учеников. Возможно утверждать, таким образом, что занятия риторикой проходили своеобразной "красной нитью" через биографию ученого.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: