Доцицероновский период римского красноречия

Начало римскому ораторскому искусству было положено во II в. до н. э. В результате поражения в 146 г. до н. э. Греция превращается в провинцию Римской средиземноморской державы, однако она оказывает сильное культурное влияние на Древний Рим.

Главным органом власти Римской республики был Сенат, сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, – цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешняя политика; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Можно выделить следующие причины развития риторики в Риме:

· Греция становится местом, куда отправляется вся римская молодежь для получения знаний; прежде великая держава играет роль университета и музея, поэтому греческое влияние способствовало развитию риторики Рима.

· Республиканский Рим решал свои дебаты в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин.

Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал интересу к форме. В риторических школах занятия пелись преимущественно на древнегреческом языке, изучали речи прежних мастеров и старались рабски подражать их стилю. Распространение получают подделки речей Лисия и Демосфена. Такая традиция подражания получила название "аттикизма". В то же время односторонний интерес к словесной форме красноречия породил противоположную крайность – азианский стиль. Именно в цветистости и напыщенности речи азианисты и усматривали ее силу.

2. Марк Туллий Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима.

Все лучшее из того, что римское ораторское искусство заимствовало у греков и чего оно достигло в своем развитии на римской почве, воплотил в себе Марк Туллий Цицерон (106‑43 гг. до н. э.), снискавший славу великого оратора и блестящего теоретика ораторского искусства. Еще со времен античности существует традиция сопоставлять Цицерона с Демосфеном. Древние любители афоризмов говорили так: "Тебя, Марк Туллий, Демосфен предвосхитил в том отношении, что ты не первый оратор, а ты его уличил в том, что он не единственный".

Жизнь и деятельность Цицерона – яркое доказательство силы и значения ораторского искусства в республиканском Риме. Своему необыкновенному успеху на форуме он обязан как природным способностям, так и тому универсальному образованию, которое он получил. Больше всего, естественно, он занимался красноречием. Цицерон не упускал ни одного случая послушать выдающихся ораторов и сам ежедневно упражнялся в составлении декламаций на различные темы. Он изучал лучшие образцы слога и формы, особенно в греческой литературе, и постоянно переводил отрывки из Гомера, Еврипида, Демосфена, Эсхина. Из трех основных видов античного красноречия его речи охватывают два: политическое и судебное. \

Особенно прославился Цицерон речами против Луция Сергия Катилины. Катилина хотел захватить власть в Риме. Он насмехался над слабостью сената, весь Рим знал, что Катилина готовит заговор. Но никто не решался открыто сказать об этом. Все боялись, что, став тираном, Катилина, как и Сулла, уничтожит тех, кто мешал ему.

Цицерон выступил в сенате с пламенной речью. Он начал ее словами:

– Доколе ты, Катилина, будешь испытывать наше терпение?

Слова эти стали крылатой фразой. Их говорят, когда хотят прекратить чей-либо произвол.

Цицерон напомнил римлянам те времена, когда их предки всем жертвовали на благо отчизны и могли даже отдать жизнь во имя свободы и республики. Описывая корыстолюбие и жажду власти современных ему политиков, он с горечью воскликнул:

– О времена! О нравы!

Эта фраза тоже стала крылатой.

Благодаря деятельности Цицерона заговор провалился. Часть заговорщиков арестовали и казнили. Остальные бежали из Рима и погибли вместе с Катилиной в бою с войсками, посланными против них. Когда Цицерон после казни заговорщиков поздно вечером шел домой, горожане освещали дорогу, устроив ему такой своеобразный триумф. Сенат присвоил Цицерону титул «Отец отечества». Это была вершина славы Цицерона.

При Цезаре Цицерон тоже отстаивал республику. Но Цезарь, более ловкий и решительный политик, добился его изгнания из Рима. Правда, придя к власти, он простил многих своих врагов и Цицерону тоже разрешил вернуться.

В последние годы жизни Цицерон видел, как погибали все его идеалы. Он остался верен им до конца. Во времена последней гражданской войны, когда за власть боролся Октавиан Август, Цицерон не скрывал своих республиканских убеждений и был убит сторонниками империи.

Риторические трактаты Цицерона: "Об ораторе" "Брут" "Оратор".

Как в Греции Демосфен, так в Риме Цицерон знаменовал собой итог и вершину развития ораторского искусства.

3. Постцицероновский период римского красноречия. С падением республиканского строя исчезла почва, взрастившая цицероновский идеал единства красноречия и философии. Ораторское слово из средства борьбы превратилось в объект эстетического любования. Именно в риторике I века н. э. на смену политическому красноречию пришло торжественное. Красноречие перемещается в риторические школы. Развивается искусство декламации. Если раньше декламации служили подготовке оратора в технике речи, то в эпоху империи они носят характер изысканного представления для слушателей, становятся не средством к достижению цели, а самоцелью.

Самая крупная фигура постцицероновского периода – Марк Фабий Квинтилиан (35 ‑ ок. 100 г. н. э.). Он является автором обширного сочинения в двенадцати книгах, которое называется "Образование оратора". В предисловии подчеркивается, что автор выбрал для него такое название потому, что причиной упадка красноречия считает несовершенную систему образования оратора.

Трактат Квинтилиана ‑ вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия, практические рекомендации. Главным объектом восхищения и восхваления является Цицерон. Легко заметить множество совпадений у Квинтилиана с богом римского красноречия.

Усилия Квинтилиана, направленные на реформу красноречия путем возвращения его к классическим образцам римской прозы, вернее, к цицероновским стандартам, не принесли ожидаемых результатов. Попытка возродить красноречие прошлого поколения в период империи не удалась, на римской земле уже не было места для осуществления прежнего идеала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: