Пример: Старинную французскую пастушья песня

Формы музыки.

Ребята, представьте, какой была бы наша жизнь, если б не было музыки?

Разве можно жить без красивой музыки, без хорошей песни, которая нам дарит свою радость?

Что необходимо знать о музыке, чтобы понимать её?

Конечно, надо знать имена композиторов, названия произведений, которые понравились, чтобы послушать их ещё раз. И. конечно, нужно учиться понимать её язык, художественный образ, который вложил в произведение композитор. Музыка – это искусство, у которого есть свои законы. Посмотрите вокруг. Все имеет свою форму. Мы никогда не перепутаем стол со стулом, а шкаф с окном. Почему? Потому, что у каждого предмета есть своя форма. Есть свои формы и у музыки.

Как определить форму музыки?

Композитор посредством музыки общается с нами. Каждая его мысль – это музыкальная тема, которую он развивает и получается музыкальное произведение.

Музыкальные образы выстраиваются в определенные формы.

Предлагаю тему урока: Формы музыки.

Цель урока: познакомиться с формами музыкальных произведений.

Форма музыки – это строение, структура музыкального произведения.

Чтобы определить форму произведения надо понять, какие образы и сколько их заложено композитором в его основе.

Послушайте «Прелюдию №7 польского композитора Фредерика Шопена и постарайтесь определить, меняется ли настроение музыки на протяжении произведения.

Слушание «Прелюдии №7» Ф.Шопена- трек 01

- Какая была музыка?

Вы услышали светлое, радостное произведение танцевального характера.

Настроение в музыке не меняется, оно сохраняется на протяжении всего произведения. Если в произведении настроение не меняется, значит, форма – одночастная. Одночастную форму обозначим на схеме латинской буквой А.

А

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к более сложному произведению: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила  свое первоначальное назначение. Каждая из его прелюдий – законченное произведение, в котором запечатлён один образ или настроение.

Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист Артур Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

А теперь ещё послушайте старинную французскую песню в исполнении дуэта скрипки и арфы и определите её форму.

Слушание песни «Пастушьей песни» - трек 02.

Так как настроение в произведении не менялось, то мы можем определить ее, как одночастную форму. Но посмотрите на русский перевод текста песни.

Слышишь песню у ворот-

То пастух овец зовет.

Лишь зарей зардеет небо

Он берет краюшку хлеба.

Ту-ру. ту-ру, ту-ру-ру,

Выйдем рано поутру.

Сохнет светлая роса,

Звонки птичьи голоса.

Травы в солнце запестрели,

Он играет на свирели.

Ту-ру, ту-ру, та-ра-ра,

Нам в луга идти пора.

Цифры обозначат порядковый номер куплета. Вы видите, что в данной песне два куплета. Изменяется текст куплета, но музыкально они звучат одинаково. Такая песенная форма называется куплетная. Схема куплетной формы выглядит так:

А
А

Попробуйте самостоятельно исполнить песню под аккомпанемент трека 03.

Исполнение «Пастушьей песни».

Задание в тетради.

Запишите:

Формы музыки.

Форма музыки – это строение, структура музыкального произведения.

Одночастная форма – это форма музыкального произведения, в котором настроение не меняется. Схема:

А

Пример: «Прелюдия №7» Ф.Шопен.

 

Куплетная форма – песенная форма. Схема: 

А
А

Пример: Старинную французскую пастушья песня.

Нарисуйте в тетради  кластер, элементы которого мы будем дополнять на следующих уроках.

 

Формы музыки
Куплетная

Одночастная форма


   

 

 

ИТОГ УРОКА:

Посмотрите внимательно на наш кластер. Назовите формы музыки, с которыми мы сегодня познакомились.

Д/з: Выполните тест по теме урока ««Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа в музыкальной форме.Формы музыки», ссылка: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScfex7ChtCyej_mnbKjOM3SJf7O5o6qERxxXgMlYbjPZv3OXQ/viewform?usp=sf_link

Желаю успеха! С уважением, учитель музыки – Александра Александровна Гладышева

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: