Естественное изреживание древостоев.
Цель работы. Изучение природного процесса естественного изреживания древостоев в результате конкуренции и борьбы за существование между отдельными деревьями и их группами в древостое. Лесной отпад является одним из основных последствий этой борьбы.
Студенты определяют изменение числа стволов в зависимости от возраста и бонитета древостоев, одновременно учитывают и изменение площади питания одного дерева.
Указания к выполнению. Вычертить график изменения числа деревьев в семенных древостоях в зависимости от возраста древостоя и график изменения площади питания одного дерева для указанных в задании классов бонитета древостоев по двум древостоям. Масштаб по горизонтали: 1 см. = 10 годам, по вертикали - 1 см = 1 000 деревьям и 1 м2 площади питания.
После лесоводственного анализа графиков ответить письменно на следующие вопросы:
1. В каком возрасте древостоев наблюдается максимальный отпад деревьев и в каком классе бонитета этот отпад идет более интенсивно?
|
|
2. Как изменится с возрастом площадь питания одного дерева в разных классах бонитета?
Данные для лабораторной работы №4
Таблица 5
Порода | Возраст, лет | Древостой №1 | Древостой №2 | ||||
Бонитет | Количество стволов на 1 га, шт | Площадь питания одного дерева, м2 | Бонитет | Количество стволов на 1 га, шт | Площадь питания одного дерева, м2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 20 | 1а | 3830 | I | 4970 | ||
С | 30 | 2050 | 2400 | ||||
40 | 1430 | 1640 | |||||
50 | 1055 | 1200 | |||||
60 | 820 | 935 | |||||
70 | 670 | 760 | |||||
80 | 562 | 625 | |||||
90 | 483 | 536 | |||||
100 | 423 | 470 | |||||
110 | 384 | 426 | |||||
120 | 350 | 392 | |||||
130 | 331 | 368 | |||||
140 | 317 | 353 | |||||
2 | 20 | ӀӀ | 4800 | ӀV | 8900 | ||
С | 30 | 2800 | 4860 | ||||
40 | 1940 | 3300 | |||||
50 | 1340 | 2420 | |||||
60 | 1070 | 1850 | |||||
70 | 860 | 1470 | |||||
80 | 725 | 1220 | |||||
90 | 625 | 1030 | |||||
100 | 550 | 890 | |||||
110 | 490 | 790 | |||||
120 | 450 | 720 | |||||
130 | 420 | 675 | |||||
140 | 400 | 635 | |||||
3 | 20 | I | 6200 | V | 14000 | ||
С | 30 | 3650 | 6650 | ||||
40 | 2400 | 4880 | |||||
50 | 1760 | 3540 | |||||
60 | 1340 | 2820 | |||||
70 | 1080 | 2270 | |||||
80 | 905 | 1880 | |||||
90 | 760 | 1580 | |||||
100 | 660 | 1370 | |||||
110 | 585 | 1210 | |||||
120 | 535 | 1100 | |||||
130 | 495 | - | |||||
140 | 470 | - | |||||
4 | 20 | 3970 | II | 4800 | |||
С | 30 | 2400 | 2800 | ||||
40 | 1640 | 1940 | |||||
50 | 1200 | 1340 | |||||
60 | 935 | 1070 | |||||
70 | 760 | 860 | |||||
80 | 625 | 725 | |||||
90 | 536 | 625 | |||||
100 | 470 | 550 | |||||
110 | 426 | 490 | |||||
120 | 392 | 450 | |||||
130 | 368 | 420 | |||||
140 | 353 | 400 | |||||
5 | 20 | Ӏа | 3830 | ӀV | 7900 | ||
С | 30 | 2050 | 4860 | ||||
40 | 1430 | 3300 | |||||
50 | 1055 | 2420 | |||||
60 | 820 | 1850 | |||||
70 | 670 | 1470 | |||||
80 | 562 | 1220 | |||||
90 | 483 | 1030 | |||||
100 | 423 | 890 | |||||
110 | 384 | 790 | |||||
120 | 350 | 720 | |||||
130 | 331 | 675 | |||||
140 | 317 | 635 | |||||
6 | 20 | Ӏа | 8365 | Ӏ | 11708 | ||
Е | 30 | 4120 | 5930 | ||||
40 | 2253 | 3336 | |||||
50 | 1523 | 2136 | |||||
60 | 1135 | 1509 | |||||
70 | 908 | 1163 | |||||
80 | 767 | 953 | |||||
90 | 672 | 815 | |||||
100 | 605 | 724 | |||||
110 | 559 | 652 | |||||
120 | 523 | 598 | |||||
7 | 20 | I | 18515 | ӀV | - | ||
Е | 30 | 8062 | 16805 | ||||
40 | 4637 | 8940 | |||||
50 | 2891 | 5371 | |||||
60 | 1979 | 3584 | |||||
70 | 1489 | 2636 | |||||
80 | 1196 | 2112 | |||||
90 | 1010 | 1759 | |||||
100 | 873 | 1517 | |||||
110 | 779 | 1353 | |||||
120 | 707 | 1235 | |||||
8 | 20 | ӀӀӀ | 28291 | II | - | ||
Е | 30 | 12411 | - | ||||
40 | 6222 | 12966 | |||||
50 | 4034 | 7949 | |||||
60 | 2657 | 4772 | |||||
70 | 1939 | 3480 | |||||
80 | 1540 | 2835 | |||||
90 | 1295 | 2401 | |||||
100 | 1121 | 2095 | |||||
110 | 999 | 1904 | |||||
120 | 906 | 1769 | |||||
9 | 20 | Ӏ | 11708 | ӀӀ | 18515 | ||
Е | 30 | 5930 | 8062 | ||||
40 | 3336 | 4637 | |||||
50 | 2136 | 2891 | |||||
60 | 1509 | 1979 | |||||
70 | 1163 | 1489 | |||||
80 | 953 | 1196 | |||||
90 | 815 | 1010 | |||||
100 | 724 | 873 | |||||
110 | 652 | 779 | |||||
120 | 598 | 707 | |||||
10 | 20 | Ӏа | 8365 | ӀV | - | ||
Е | 30 | 4120 | 16805 | ||||
40 | 2253 | 8940 | |||||
50 | 1523 | 5371 | |||||
60 | 1135 | 3584 | |||||
70 | 908 | 2636 | |||||
80 | 767 | 2112 | |||||
90 | 672 | 1759 | |||||
100 | 605 | 1517 | |||||
110 | 559 | 1353 | |||||
120 | 523 | 1235 | |||||
11 | 20 | Ӏа | 4163 | I | 6325 | ||
Д | 30 | 2070 | 2905 | ||||
40 | 1280 | 1695 | |||||
50 | 878 | 1132 | |||||
60 | 645 | 805 | |||||
70 | 497 | 603 | |||||
80 | 405 | 469 | |||||
90 | 337 | 376 | |||||
100 | 286 | 311 | |||||
110 | 249 | 266 | |||||
120 | 221 | 237 | |||||
12 | 20 | II | 10828 | ӀӀӀ | 13216 | ||
Д | 30 | 3936 | 5156 | ||||
40 | 2175 | 2853 | |||||
50 | 1394 | 1849 | |||||
60 | 975 | 1302 | |||||
70 | 731 | 978 | |||||
80 | 578 | 752 | |||||
90 | 470 | 592 | |||||
100 | 391 | 487 | |||||
110 | 330 | 414 | |||||
120 | 286 | 364 | |||||
13 | 20 | I | 6325 | ӀӀ | 10828 | ||
Д | 30 | 2905 | 3936 | ||||
40 | 1695 | 2175 | |||||
50 | 1132 | 1394 | |||||
60 | 805 | 975 | |||||
70 | 603 | 731 | |||||
80 | 469 | 578 | |||||
90 | 376 | 470 | |||||
100 | 311 | 391 | |||||
110 | 266 | 330 | |||||
120 | 237 | 286 | |||||
14 | 20 | Ӏа | 4163 | IIӀ | 13216 | ||
Д | 30 | 2070 | 5156 | ||||
40 | 1280 | 2853 | |||||
50 | 878 | 1849 | |||||
60 | 645 | 1302 | |||||
70 | 497 | 971 | |||||
80 | 405 | 752 | |||||
90 | 337 | 592 | |||||
100 | 286 | 487 | |||||
110 | 249 | 414 | |||||
120 | 221 | 364 | |||||
15 | 10 | Ӏа | 7000 | Ӏ | 9070 | ||
Б | 20 | 2245 | 2720 | ||||
30 | 1150 | 1500 | |||||
40 | 740 | 925 | |||||
50 | 530 | 720 | |||||
60 | 420 | 574 | |||||
70 | 355 | 469 | |||||
80 | 310 | 416 | |||||
190 | 280 | 384 | |||||
100 | 260 | 357 | |||||
|
|
|
|
Рекомендуемая литература для написания реферата.
1. Атрохин В. Г. Лесоводство и дендрология: Учебник для техникумов. - М.: Лесная промышленность, 1982. - 368 с.
2. Атрохин В. Г. Лесоводство. М., издательство “Лесная промышленность”, 1970 г., стр. 304.
3. Бородин А. М., Калуцкий К. К., Правдин Л, Ф. Тропические леса (Под руководством Л. Ф. Правдина) М.: Лесная промышленность, 1982. - 296 с.
4. Возобновление леса. Научные труды ВАСХНИЛ. Под руководством И. С. Мелехов и А. Р. Родина. М.: Колос, 1975.
5. Зайцев Б. Д. Лес и почва. М.: Лесная промышленность, 1964.
|
|
6. Институт леса и древесины им. В. Н. Сукачева. Красноярск, 1985.
7. Карпачевский Л. О. Лес и лесные почвы. - М.: Лесная промышленность,1981. -264 с.
8. Колдонов В. Я. Семена пород и лесовосстановление. М.: Лесная промышленность, 1966.
9. Культиасов И. М. Экология растений. М.: Издательство МГУ, 1982.
10. Куприянов Н. В., Веретенников С. С., Шишов В. В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. -Н. Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1994.
11. Лесоведение: Учебное пособие/Н. А. Луганский, С. В. Залесов, В. А. Шавровский; Уральская государственная лесотехническая академия. Екатеринбург, 1996. 373 с.
12. Лесоводство. Часть I. Лесоведение. Учебное пособие. Белов С. В. Л., РИО ЛТА, 1976, с. 224.
13. Лесная энциклопедия: В 2-х томах. Т — L: Абелия-Лимон. - М.: Сов. энциклопедия 1985.-563 с.
14. Лесная энциклопедия: В 2-х томах. - М.: Сов. энциклопедия 1986. - Т.2.
Лимонник - Ящерицы. - 1986. - 631 с.
15. Лосицкий К. Б. Чуенков В. С. Эталоны лсса. М.: Лесная промышленность, 1980.
16. Мелехов И. С. Лесоведение. М.: Лесная промышленность, 1980.
17. Мелехов И. С. Лесоведение и лесоводство. М.: МЛТИ, 1972.
18. Мелехов И. С. Проблемы современной Экологии леса. Изд. Высших учебных заведений. Лесной журнал, №1, 1983.
19. Мелехов И. С. Значение и использование леса как составной части окружающей среды. Изд. МЛТИ, 1977.
20. Мелехов И. С. Лесная типология. М.: МЛТИ, 1976.
21. Мелехов И. С. Лесоводство. - М.: Агропромиздат, 1989. - 302 с.
22. Молчанов А. А. Влияние леса на окружающую среду. М., Наука, 1973.
23. Молчанов А. А. Лес и окружающая среда. М., наука, 1968. 247 с.
24. Морозов Г.Ф. Избранные труды. Т. I М.: Лесная промышленность, 1970.
25. Погребняк П. С. Общее лесоводство. М.: Колос, 1968.
26. Продуктивность и структура лесных сообществ. Отв. Ред. Елагин И. Н. СОАНСССР.
27. Пронин М. И., Русанов Я. С. Человек, лес, фауна. -М.: Лесная промышленность., 1981. -168 с.
28. Рысин Л. П. Лесная гипология в СССР. М.: Наука, 1982.
29. Рысин Л. П. Лесная типология в СССР. -49 М.: Наука, 1982. - 217 с.
30. Сукачев В. Н. Избранные труды. Т. I, Л.: Наука, 1972.
31. Смирнов А. В. Лесоведение. Учебное пособие. Калинин, 1975. 127 с
32. Тихонов А. С., Набатов Н. М. Лесоведение: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Экология, 1995. - 320 с.
Список литературы:
1. Корепанов А. А. Лесоведение: Методические указания и задания самостоятельной работы студентов специальности 31Л2/Нижегородский с. - х. Институт, Н. Новгород, 1993.
2. Лесоведение: Учебное пособие/ Н. А. Луганский, С. В. Залесов, В. А. Щавровский; Уральская лесотехническая академия. Екатеринбург. 1996. 373 с.
3. Ломов В. Д., Обыденников В. И., Титов А. П. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине ‘Лесоведение”. Москва - 1988.
4. Ломов В. Д., Степаненко И. И., Тибуков А. В. Методические указания к лабораторным работам по лесоводству. Часть I. Для студентов спец. 26.04 - М.: МГУЛ, 1995.-31 с.
5. Набатов Н. М., Сергеев Е. П., Коваленко Т. К. Методические указания по проведению учебной практики по лесоводству Москва - 1977.
6. Сергеева Е. П., Тибуков А. В. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине “Лесоводство”. Москва - 1991.
7. Тихонов А. С., Набатов Н. М. Лесоведение: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Экология, 1995. - 320 с.
Вопросы для написания контрольных работ по лесоведению для студентов заочного отделения:
Контрольная работа №1
Лесоведение
Вариант 1
1. Организация научных исследований в России в области лесоводства.
2. Описать влияние рельефа на лес.
3. Как влияет радиоактивность на лес и на отдельные виды древесных пород?
4. Характеристика деревьев по классам Крафта.
5. Значение типов леса для теории и практики лесоводства.
6. Дать пример динамики состава смешанных древостоев с возрастом в известных вам лесах.
Вариант 2
1. Что сказано о защитной роли леса в Основах лесного законодательства РФ?
2. Описать преимущества и недостатки искусственных и естественных лесов.
3. Раскрыть гидрологическую роль лесной подстилки.
4. Оценить значение типов леса и классов бонитета в лесном хозяйстве.
5. Дать пример расчета точности густоты естественного лесовозобновления, определенной по учетным площадкам, используя формулы математической статистики.
6. Какие температурные крайности вредят лесному хозяйству вашего района?
Вариант 3
1. Опишите современное значение леса.
2. В чем заключается сущность учения о лесе Г.Ф.Морозова?
3. Охарактеризовать возникновение и развитие разновозрастного древостоя.
4. Дать сравнительную оценку семенных и порослевых древостоев.
5. И.С.Мелехов о динамике типов леса после сплошных рубок.
6. Какие взаимоотношения сосны и березы вы наблюдаете в разных типах леса.
Вариант 4
1. Охарактеризуйте состав древесных пород всех лесорастительных зон РФ.
2. Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков чистых и смешанных древостоев.
3. В чем проявляется почвозащитная роль леса. Опишите на местных примерах.
4. Способы регулирования смен древесных пород человеком.
5. Под воздействием каких причин происходит дифференциация деревьев в одновозрастном древостое? Каковы значения коэффициента вариации высоты деревьев чистого древостоя в различном возрасте?
6. Что отражает эдафическая сетка П. С. Погребняка? Применима ли эта классификация в ваших лесах?
Вариант 5
1. Что говорится о лесе в Законе об охране природы?
2. Раскройте биологическое и лесохозяйственное значение -порослевого и корнеотпрыскового возобновления мелколиственных пород.
3. Описать взаимовлияние компонентов леса,
4. Какова сущность мер повышения устойчивости рекреационных лесов?
5.Охарактеризуйте влияние вредных примесей в атмосфере на различные древесные породы.
7. Перечислите факторы лесообразования по Г. Ф. Морозову и покажите их роль в этом процессе на примере известных вам лесов.
Вариант 6
1. Описать вклад в лесное дело выдающихся деятелей отечественного лесоводства.
2. Раскрыть факторы, определяющие вертикальную зональность лесов.
3. Охарактеризовать влияние рекреации на все компоненты леса.
4. Какой математической зависимостью можно выразить закон естественного изреживания древостоев?
5. Какова роль микоризы в жизни древостоя?
6. Сходство и различие лесотипологического направления В. Н. Сукачева с учением о типах насаждений Г. Ф. Морозова.
Вариант 7
1. Задачи и способы очистки лесосек.
2. Охарактеризовать полезные и вредные стороны воздействия ветра на древостой. Меры повышения ветроустойчивости древостоя.
3. Описать фазы дигрессии леса под влиянием рекреации.
4. В чем выражаются почвоулучшающие свойства различных древесных и кустарниковых пород?
5. Различия между типом лесорастителъных условий и типом вырубки. Значение этих таксонов в лесоводстве.
6. Перечислите факторы смены древесных пород. Приведите примеры смены пород в местных лесах.
Вариант 8
1. Что называется лесоводством и каковы его главные задачи?
2. Смена сосны елью в таежной зоне, факторы ее обуславливающие. Обратная смена ели сосной и ее причины.
3. Охарактеризуйте взаимоотношения леса и фауны на примерах копытных животных и насекомых.
4. Раскрыть роль подстилки, света и корневой конкуренции в возобновлении леса. Опыты Фрикке.
5. Типы леса и типы лесорастительных условий, их значение, в лесоводстве.
6. Опишите методику учета естественного возобновления леса, применяемую в конкретном лесхозе, и дайте ей оценку.
Вариант 9
1. Значение трудов Ч. Дарвина в лесоведении.
2. Предварительный подрост и его биологическое и хозяйственное значение.
3. Дайте характеристику еловых типов леса зеленомошной группы (по В. Н. Сукачеву).
4. Обмен веществ и энергии между древостоем и окружающей средой при образовании 1 м3 древесины. Сколько фитомассы в год прирастает на единице площади, занятой той или иной растительностью?
5. Какое влияние оказывает лес на количество осадков и на сток воды?
6. Что такое эталонные леса и как решается в вашем районе задача возобновления главных пород?
Вариант 10
1. СССР - родина лесной типологии. Истоки лесной типологии и современные задачи,
2. Коэффициент вариации густоты подроста, на учетных площадках ±65%. Рассчитать число площадок, чтобы определить густоту подроста с точностью ±10%. Как их будете размещать по территории вырубки?
3. Опишите известные вам шкалы оценки возобновления главных пород.
4. Охарактеризуйте главнейшие географические особенности лесов земного шара.
5. Какие коренные типы леса вашего лесхоза после сплошной рубки могут переходить в производные? Желательна ли такая смена?
6. В чем проявляется санитарно-гигиеническая роль леса?