«Марийская музыкальная литература»
Наименование тем | Содержание учебного материала | Объем часов |
Марийское народное музыкальное творчество. | Краткая история народа мари. Знакомство с язычеством. Роль песни в жизни мари. Жанровый диапазон марийского музыкального фольклора. Краткая характеристика стилистических особенностей песен разных этнографических групп мари Общая характеристика народного инструментария мари Знакомство с виднейшими марийскими фольклористами. | 0,5 |
И.С.Ключников-Палантай-основоположник марийской профессиональной музыки. | Основные этапы творческого пути: детские и юношеские годы, участие в восстании и ссылка, получение музыкального образования в Казани и Петербурге, работа с хорами в Кокшайске, Усолье, Лысьве. Работа в педтехникуме в Краснококшайске – вершина его музыкальной и общественной деятельности. Палантай И.С. – педагог, дирижер, просветитель, фольклорист, создатель первых музыкальных произведений: обработок для хора, хоров и песен. Характерные черты его обработок марийских народных песен. Два стиля обработок и их воплощение в творчестве И.С.Палантая. Обработки «Нескошенное поле», «Гусли», «Воды текут». Традиции русской классической и православной музыки в хоровых обработках народных песен И.С.Палантая. Оригинальные произведения И.С.Палантая, их связь с революционным духом того времени. Поэзия С.Чавайна, Г.Микая, О.Шабдара, В. Васильева. Сочетание характерных особенностей марийской народной песни с чертами революционных песен-маршей. Палантай И.С. – основоположник марийской профессиональной музыки. Значение его творчества для становления и дальнейшего развития марийского музыкального искусства. | 2 |
Я.А.Эшпай | Разносторонняя музыкальная деятельность Я.Эшпая. Я.Эшпай-композитор, обзор творчества. Создание первых марийских произведений в жанрах камерно-инструментальной, симфонической, оркестровой музыки. Попытка создания национальной оперы. Обработка «Салым Сола». «Марийские напевы для скрипки и фортепиано» - жанр, принцип развития, формообразования. «Марийская сюита» для симфонического оркестра – черты цикличности, программность, трактовка оркестра, тематизм и его развитие. | 1,5 |
А.И. Искандаров | Встреча с Палантаем и ее значение в формировании личности композитора и его жизненного пути. Искандаров и Марийская хоровая капелла. Творчество Искандарова. Традиционное и новаторское в его обработках народных песен. Искандаров – создатель жанра лирической песни. Сочетание в них особенностей народной песни с чертами других вокальных жанров. | 1,5 |
К.А. Смирнов | Разносторонняя музыкальная деятельность Я.Эшпая. Я.Эшпай-композитор, обзор творчества. Создание первых марийских произведений в жанрах камерно-инструментальной, симфонической, оркестровой музыки. Попытка создания национальной оперы. Обработка «Салым Сола». «Марийские напевы для скрипки и фортепиано» - жанр, принцип развития, формообразования. «Марийская сюита» для симфонического оркестра – черты цикличности, программность, трактовка оркестра, тематизм и его развитие. | 2 |
Э.Н.Сапаев | Становление Сапаева как композитора. Творческое наследие композитора. «Торьяльская сюита»: традиции и новаторство, проблема единства цикла. Опера «Акпатыр» - первая марийская опера. Композиция оперы. Первоисточник. Основные принципы драматургии. Роль массовых сцен. Жанр оперы. Редакции оперы. Вокальная музыка Сапаева, ее отличительная особенность. | 3 |
А.Б. Луппов | Педагогическая деятельность Луппова. Творчество Луппова и роль в ней марийской тематики. Стиль Луппова. «Марийское каприччио» - тематизм, принципы развития, особенности формы. Цикл концертов для деревянно-духовых инструментов: образное и жанровое решение. Балет «Лесная легенда» - первый марийский балет. Композиция и драматургия балета. Лейтмотивная система в балете. Редакции балета. | 2 |
А.Я. Эшпай | Жизнь и творчество А.Эшпая. Связи А.Эшпая с марийской культурой. Национальное и современное в музыке композитора. Разнообразие жанров в творчестве Эшпая. «Концерт для оркестра»: стилевые истоки, композиция и ее особенности. «Песни горных и луговых мари»: работа с национальным материалом. Песни А.Эшпая. | 2 |
Раздел 5. Марийская музыкальная культура 1980-2020 гг. | Исполнительские коллективы и их деятельность по пропаганде марийского музыкального искусства. Роль конкурсов в развитии муз.культуры. Композиторы РМЭ, их творческие интересы и возможности. Э.Архипова, В.Захаров, С.Маков, В.Кульшетов, А.Незнакин. Развитие жанров в марийской музыке, их перспективы. | 1,5 |
Контрольный урок | 1 | |
ВСЕГО | 17 |