Понятие и сущность подростковой самоидентификации

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ И СМК НА ПОДРОСТКОВУЮ САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ

 (на примере Владимирской области)»

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Полянской Е.В.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар 2020


 


ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ И СМК НА ПОДРОСТКОВУЮ САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ

1.1. Понятие и сущность подростковой самоидентификации………………….6

1.2. Понятия СМИ, СМК и механизмы их влияния на подростков…………..10

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СМИ И СМК НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Характеристика подростков Владимирской области……………….…….15

2.2. Рекомендации по формированию самоидентификации подростков Владимирской области посредством СМИ и СМК………….………...………19

ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ И СМК НА ПОДРОСТКОВУЮ САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ

3.1. Социальные сети и исследование их влияния на подростковую самоидентификацию…………………………………………………………….23

3.2. Социологическое исследование на тему: «Влияние СМИ на досуг подростков» ……………………………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...44

Приложение 1. Анкета на тему «Влияние СМИ на досуг подростков»…….47

 

Приложение 2. Научная статья по материалам концепции курсовой работы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на образ жизни людей, в частности, подростков, формируют, программируют и регулируют их поведение в обществе. Информация, передаваемая в СМИ, оказывает то или иное психологическое воздействие на аудиторию подросткового возраста. В процессе просмотра телевизионных передач или знакомства с информацией, передаваемой через другие СМИ, у подростков создаются те или иные привлекательные, желанные или напротив образы.

Кроме того, посредством СМИ устанавливается контакт различных организаций, государственных органов, общественных учреждений и т.д. с лицами подросткового возраста. Именно СМИ является проводником информации, способом их оповещения, ознакомления с происходящими в обществе событиями, существующими идеями, предложениями и т.д.

В процессе своей жизнедеятельности подросток проявляет интерес, испытывает познавательную потребность к информации, передаваемой через СМИ. Удовлетворение интереса вызывает появление новых интересов, соответствующих более высокому уровню познавательной де­ятельности, что может привести к устойчивой лич­ностной потребности в обращении к СМИ. В данных условиях с помощью СМИ можно сформировать у подростков определенные потребности и на их основе управлять интересом.

Одновременно с этим, в условиях современного общественного развития развитие личности подростка требует уделять внимание процессам его самоидентификации. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, когда изменяются его мировоззрение, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Тем самым обуславливается актуальность исследования специфики воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию (на примере Владимирской области).

Цель исследования - изучить специфику воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию (на примере Владимирской области).

Задачи исследования:

- определить понятие и исследовать сущность подростковой самоидентификации;

- проанализировать понятия СМИ, СМК и рассмотреть механизмы их влияния на подростков;

- охарактеризовать подростков Владимирской области;

- предложить рекомендации по формированию самоидентификации подростков Владимирской области посредством СМИ И СМК;

- исследовать социальные сети и их влияние на подростковую самоидентификацию;

- провести социологическое исследование на тему: «Влияние СМИ на досуг подростков».

Степень изученности проблемы. Те или иные стороны вопроса о специфике воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию исследуются различными отечественными учеными. Так, особенности влияния СМИ на личность подростка изучают такие исследователи, как Т.Д.Джишкариани, И.С. Кокарев, А.А. Гришина, М.В. Данилова и др.

Особое внимание понятию СМИ и механизмам их влияния на личность человека уделяют такие ученые, как Д.Е. Штильников, В.Ф. Олешко, О.В. Малик и др. Особое внимание работе с подростками в процессе их развития уделяют И.В. Челышева, О.И. Ефремова, В.С. Шаповалова и др. исследователи.

Объект исследования -СМИ и СМК, влияющие на подростковую самоидентификацию.

Предмет исследования - специфика воздействия СМИ и СМК на самоидентификацию подростков Владимирской области.

Концепция исследования. Обеспечению положительного влияния СМИ на подростков способствует:

- учет при выборе количества и качества информации, передаваемой через СМИ, используемых при проведении и организации досуга, потребностей личности детей подросткового возраста,

- выбор СМИ такого содержания, которое обеспечивает формирование нравственных ценностей, морали и основных элементов культуры.

Методология исследования основывается на системном подходе, при котором учитываются теоретические аспекты исследования специфики воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.

В процессе исследования применялись следующие методы:

- общенаучные методы (описание, сравнение, обобщение, синтез и т.д.);

- эмпирические методы (анализ научной литературы, социологический опрос);

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопроса о специфике воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ И СМК НА ПОДРОСТКОВУЮ САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ

Понятие и сущность подростковой самоидентификации

 

Процесс самоидентификации подростков в настоящее время протекает под влиянием новых культурных вызовов. Однако, ключевые аспекты процесса самоидентификации подростков остаются не менее актуальными, оказывая значительное влияние на уровень их культурной адаптации.

При этом под самоидентификацией понимается процесс уподобления одного лица другому, значимому для первого и принимаемому последним в качестве образца поведения на основании эмоциональной связи с ним. Самоидентификация – это также отождествление лицом себя с персонажем художественного произведения, позволяющее первому проникнуться его смысловым содержанием, эстетическим переживанием [17, с. 11].

Самоидентификация человека связана с его мироощущением, восприятием собственной личности, поведением в обществе и проблемами личностного развития и взаимоотношений. Вместе с тем, самоидентификация связана с социальными стереотипами, связывающими между собой личностную и социальную психологии, индивидуальный и социальный аспекты.

Следует отметить, что самоидентификация связана также с моралью. Сохранение своего идентификационного статуса представляет собой одну из наиболее значимых мотиваций к выполнению моральных норм или соблюдению взятых на себя обязательств [5, с. 196].

Пик активности процессов самоидентификации приходится на подростковый возраст. На данном этапе своего развития человек активно осмысляет собственную жизнь в целом и свое место в системе общественных отношений, в частности.

Такие исследователи, как И.В.Челышева, О.И. Ефремова и др., обращают внимание на то, что Э. Эриксон утверждает, что вследствие неспособности подростка идентифицировать себя, для него наступает кризис идентичности, который сопровождается депрессией, неприспособленностью к жизни, отсутствием стремления к продолжению образования и выбору карьеры [20, с. 39].

Большое значение в процессе самоидентификации подростка имеет социальное окружение. Социальное окружение включает в себя такие социальные группы, как семья, компания сверстников, школьный класс. Они представляют собой группы, составляющие ближайшее окружение подростка и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.

Э. Эриксон также говорит о том, что раннее детство, когда протекают процессы самоидентификации с родителями и значимыми близкими людьми, представляет собой период, когда закладывается основа для успешного формирования идентичности. В связи с этим, семья рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов, влияющих на процессы самоидентификации ребенка, в том числе и в подростковом возрасте [20,с. 40].

Самоидентификация предполагает способность подростков к контролю своего психологического пространства, успешному разрешению жизненных задач, установлению чувства авторства по отношению к жизни. При этом отмечается, что «чувство приватности не только защищает и стабилизирует, но и расширяет потенциал возможностей личности в совладании с жизненными трудностями конструктивным способом, реорганизует их в потенциал личностного роста и развития» [23, с. 678].

Самоидентификация дает подростку ощущение своей «уместности» и востребованности, способствует освобождению от внутренних конфликтов, переживанию удовлетворенности и осмысленности жизни. Она является тем системным качеством личности, которое обеспечивает субъекту успешность разрешения жизненных задач.

Самоидентификация связана с базовыми характеристиками, среди которых можно выделить:

- уровень базового доверия себе,

- уровень невротизации,

- субъективное благополучие,

- переживание удовлетворенности жизнью и др

Стиль взаимоотношения подростка с родителями во многом определяет то, каким образом будут протекать процессы его самоидентификации. Если подросток находится в плохих отношениях с родителями, он, зачастую, теряет четкое представление о выборе жизненного пути или какого-либо идеала. Вместе с тем, избыточная привязанность и симбиотичность воспитания могут стать причиной развития в подростке инфантилизма суждений и выборов.

Место, занимаемое подростком в коллективе, определяет его эмоциональное благополучие, чем обусловливается значимость фактора социальных связей со сверстниками в процессе его самоидентификации. Подросток стремится к тому, чтобы быть принятым группой сверстников, чьи интересы он разделяет. Подросток трагически переживает отвержение группой, в связи с чем стремится к получению признания со стороны ее членов путем осуществления соответствующих действий, в том числе отрицательных, для того, чтобы утвердиться в их глазах.

Процессы самоидентификации подростков в настоящее время сопряжены с влиянием ряда проблем. Так, наряду с традиционными сложностями, возникают новые проблемы подростковой самоидентификации, которые связаны с современными культурными вызовами. Наибольшее влияние на подростков оказывает развитие компьютерных технологий. Интернет и сопутствующие ему явления, а также тендерное размывание границ, обеспечивающее возможность выбора тендерной роли и андрогинность представляют собой факторы, оказывающие серьезное влияние на процессы самоидентификации подростков [13, с. 21].

Вместе с тем, существует и такая современная культурно-социальная проблема, как атомизация общества, сопровождающаяся разрывом социальных связей и ростом индивидуализма. Причем, именно подростки подвержены влиянию таких процессов в большей степени, нежели другие группы населения. Обусловлено это особенностями возрастного периода подростком, уровнем их погружения в интернет-пространство как способа занять свое свободное время и пассивно уйти от реальных проблем с родителями, сверстниками, школой.

Ю.Ю. Шаматова обращает внимание на то, что еще К.Г. Юнг полагал, что обособление психологического индивида в качестве «существа, отличного от коллективной психологии, происходит в процессе индивидуализации, приводящей к обретению самости (неосознаваемой сущностной основы личности), выражающей ее единство и целостность» [21, с. 50].

В качестве одного из способов социализации, самоидентификации и культурной адаптации подростков до сих пор выступает их вовлеченность в деятельность традиционных учреждений культуры, к числу которых относятся театры, музеи, библиотеки и т.д. Нельзя не отметить, что формат деятельности учреждений культуры за последнее десятилетие значительно изменился, что связано с интерактивностью, разрушением традиционного эстетического концепта «зритель - произведение», в котором зритель представляет собой лишь пассивного созерцателя. Так, для театрального пространства формат интерактивности позволяет по-новому формировать, демонстрировать, и обсуждать различные ценностные установки.

Таким образом, самоидентификация может быть определена как самооценка подростком собственных свойств, способностей и особенностей, включая физические, личностные, нравственные свойства и др. Самоидентификация подростка связана с его мироощущением, восприятием собственной личности, поведением в обществе и проблемами личностного развития и взаимоотношений. Пик активности процессов самоидентификации приходится именно на подростковый возраст. Большое значение в процессе самоидентификации подростка имеет социальное окружение. Самоидентификация предполагает способность подростков к контролю своего психологического пространства, успешному разрешению жизненных задач, установлению чувства авторства по отношению к жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: