Аналитическая записка по результатам социологического исследования

По результатам социологического исследования изучения особенностей влияния СМИ на досуг подростков прогнозируется хороший показатель, поскольку респонденты сами были заинтересованы в изучении данных особенностей. Несмотря на заинтересованность респондентов, всё же существуют факторы, которые не позволяют в полной мере способствовать положительному влиянию СМИ на подростков.

В рамках реализации научно-социологического исследования «Влияние СМИ на досуг подростков» с 23 декабря 2019 года по 24 января 2020 года было организовано и проведено социологическое исследование по изучению влияния СМИ на досуг подростков, скрытого воздействия СМИ на психологические установки и преимущественно сферу потребностей подростков.

Цель исследования заключалась в выявление особенностей и механизмов влияния средств массовой информации на досуг подростков.

В исследовании были использованы следующие методы сбора информации: анкетный опрос, анализ информационных источников по проблеме, анализ литературы, анализ документов.

В анкетах респондентам было предложено ответить на 12 вопросов информационной части анкеты, два последних вопроса из которых являлись открытыми. Вопросы были сформированы в основные блоки, которые позволили собрать информацию по заявленной проблеме исследования в следующих направлениях: 1 блок - изучение интересов, досуга подростков, 2 блок - современные средства массовой информации, используемые при проведении и организации досуга подростков, 3 блок - психологическое воздействие СМИ на подростков, 4 блок - социально-демографические особенности респондента.

Выборка была основана на привлечение к опросу подростков в возрасте от 13 до 15 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе.

Анкетным опросом было охвачено: 20 респондентов, подростки из которых 9 мальчиков и 11 девочек.

 

Результатами проведения анкетного опроса явились следующие социологические данные:

 

1. Много ли у Вас свободного времени? (рисунок 3)

Рисунок 3

Следовательно, половина опрошенных подростков отмечают, что у них много свободного времени. Вторая половина - что у них мало свободного времени.

 

2. Проводя свой досуг, что вы предпочитаете делать? (рисунок 4)

Рисунок 4

 

Следовательно, большая часть подростков (40% - 8 человек) проводя свой досуг, играют в компьютерные игры, меньшая часть - посещают различные секции и кружки.

3. Какие телевизионные передачи и программы Вы предпочитаете смотреть? (рисунок 5)

Рисунок 5

Следовательно, большая часть подростков (50% - 10 человек), в процессе просмотра телевидения, предпочитают смотреть развлекательные шоу. Меньшая часть подростков (10% - 2 человека) смотря спортивные передачи.

 

4. В процессе использования Интернета при организации своего досуга, что вы предпочитаете делать? (рисунок 6)

Рисунок 6

Следовательно, равное количество подростков, используя Интернет при организации своего досуга, играют в компьютерные игры и посещают социальные сети.

 

5. В течении какого времени Вы легко можете обойтись без Интернета? (рисунок 7)

Рисунок 7

Следовательно, результаты опроса свидетельствуют, что подростки не могут обойтись без интернета даже один день. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - менее часа.

6. В течении какого времени Вы легко можете обойтись без просмотра телевидения? (рисунок 8)

Рисунок 8

Следовательно, результаты опроса свидетельствуют, что подростки могут обойтись без телевидения более длительное время, в сравнении с интернетом. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - от 1 до 5 дней.

 

7. Можете ли Вы в любой момент оторваться от компьютерной игры или «выйти» из социальной сети? (рисунок 9)

Рисунок 9

 

Следовательно, только 10% отпрошенных подростков в любой момент могут оторваться от компьютерной игры или «выйти» из социальной сети. Большая часть из них (60%) не могут это сделать в любой момент, из чего можно сделать вывод об их зависимости от Интернета.

 

8. Имеется ли у Вас желание подражать известным личностям, информацию о которых Вы узнали в СМИ? (рисунок 10)

Рисунок 10

Следовательно, половина отпрошенных подростков (50%) имеют желание подражать известным личностям, информацию о которых получили из СМИ. Данный показатель может свидетельствовать о высокой степени влияния информации, получаемой из СМИ, на личность подростков. Кроме того, значительная часть подростков затруднялись ответить на данный вопрос.

 

9. Читает ли Вы журналы или газеты? (рисунок 11)

 

Рисунок 11

Следовательно, подавляющее большинство отпрошенных подростков (90%) не читают журналы и газеты. Следовательно, данные виды СМИ не оказывают значительного влияния на подростков.

10. Удовлетворены ли Вы тем, как проводите свой досуг? (рисунок 12)

Рисунок 12

Следовательно, половина отпрошенных подростков (50%) удовлетворена тем, как проводят досуг. Значительная часть (40%) - не удовлетворена проведением досуга. Притом, что 10% - затруднялись ответить на вопрос.

11. Что, по Вашему мнению, препятствует Вам получать большее удовольствие от проведения свободного времени? (рисунок 13)

Рисунок 13

Подростки давали различные варианты ответа на указанный вопрос, однако многие из них были идентичными. Это позволило сделать вывод, что большая часть опрошенных подростков основным фактором, который препятствует получать большее удовольствие от проведения свободного времени, является ограничение времени их проведения около компьютера. Из этого можно сделать вывод о большом влиянии, которое оказывает Интернет на подростков.

 

12. Охарактеризуйте в нескольких словах, что, по Вашему мнению, должно быть главным в работе СМИ?

На данный вопрос подростками были даны различные варианты ответов. Среди них: интерес, развлечение, отдых, телевидение, Интернет.

 

Обобщая полученную информацию, следует отметить, что результаты исследования основаны на показателях, полученных из вышеуказанных источников, в том числе из заполненных анкет.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Большая часть подростков (40% - 8 человек) проводя свой досуг, играют в компьютерные игры, меньшая часть - посещают различные секции и кружки. При этом, большая часть подростков (50% - 10 человек), в процессе просмотра телевидения, предпочитают смотреть развлекательные шоу. Меньшая часть подростков (10% - 2 человека) смотрят спортивные передачи. Следовательно, опрос показал, что подростками малое внимание уделяется познавательным передачам и программам. Из этого можно сделать вывод, что при организации досуга подростков не используется потенциал СМИ для интеллектуального развития детей исследуемого возраста.

Исследование показало, что равное количество подростков, используя Интернет при организации своего досуга, играют в компьютерные игры и посещают социальные сети. При этом, подростки не могут обойтись без интернета даже один день. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - менее часа. В то же время, подростки могут обойтись без телевидения более длительное время, в сравнении с интернетом. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - от 1 до 5 дней

Только 10% отпрошенных подростков в любой момент могут оторваться от компьютерной игры или «выйти» из социальной сети. Большая часть из них (60%) не могут это сделать в любой момент, из чего можно сделать вывод об их зависимости от Интернета.

Половина отпрошенных подростков (50%) имеют желание подражать известным личностям, информацию о которых получили из СМИ. Данный показатель может свидетельствовать о высокой степени влияния информации, получаемой из СМИ, на личность подростков. Кроме того, значительная часть подростков затруднялись ответить на данный вопрос.

Подавляющее большинство отпрошенных подростков (90%) не читают журналы и газеты. Следовательно, данные виды СМИ не оказывают значительного влияния на подростков.

Подростки давали различные варианты ответа на вопрос о факторах, которые препятствует получать большее удовольствие от проведения свободного времени. Однако многие из них были идентичными. Это позволило сделать вывод, что большая часть опрошенных подростков основным фактором, который препятствует получать большее удовольствие от проведения свободного времен, является ограничение времени их проведения около компьютера. Из этого можно сделать вывод о большом влиянии, которое оказывает Интернет на подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоидентификация может быть определена как самооценка подростком собственных свойств, способностей и особенностей, включая физические, личностные, нравственные свойства и др. Самоидентификация подростка связана с его мироощущением, восприятием собственной личности, поведением в обществе и проблемами личностного развития и взаимоотношений. Пик активности процессов самоидентификации приходится именно на подростковый возраст. Большое значение в процессе самоидентификации подростка имеет социальное окружение. Самоидентификация предполагает способность подростков к контролю своего психологического пространства, успешному разрешению жизненных задач, установлению чувства авторства по отношению к жизни.

В научной литературе существуют различные определения СМИ, при этом, данное понятие в РФ закреплено на законодательном уровне. Так, СМИ являются: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Средства массовой коммуникации являются более широкой категорией, чем СМИ, включая в себя кинематограф, шоу-бизнес, сеть Интернет и т.д.

СМИ и СМК оказывают сильное психологическое воздействие на подростков. Механизмами данного воздействия являются информирование, убеждение, внушение, побуждение и т.д. Например, чертой убеждения является то, что процесс убеждения направлен на рациональную сферу сознания подростков. Внушение является процессом воздействия на психику подростков, связанным со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания.

Проведенный анализ подростков Владимирской области свидетельствует о том, что в 2014-2018 гг. увеличивается их численность на 6,7%. В процессе исследования был проведен анализ самоидентификации подростков Владимирской области. С этой целью была проведена психологическая диагностика с применением личностного опросника Айзенка EPI. Диагностика позволила сделать вывод, что большая часть подростков Владимирской области характеризуются низким уровнем самоидентификации. Только 26,7 % подростков имеют высокий уровень самоидентификации.

С целью формирования самоидентификации подростков Владимирской области посредством СМИ И СМК рекомендуется:

- сокращение объемов присутствия насилия в СМИ, в частности, передаваемые посредством телевидения;

- исключение распространения таких источников информации в сети Интернет, как сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотических веществ;

- осуществление контроля за деятельностью сети Интернет касательно возможности вовлечении подростков в политические группы, сатанинские культы и другие деструктивные организации;

- обеспечение соответствие транслируемого материала тем потребностям, которыми характеризуется подростки, при условии обеспечения положительной эмоциональной выразительности информации и т.д.

Социальные сети оказывают значительное влияние на подростков. При этом одной из их задач заключается в том, чтобы отстоять собственную идентичность в виртуальном пространстве. В социальной сети могут быть удовлетворены значимые потребности подростка. Социальная сеть способствует установлению, расширению и углублению социальных связей среди подростков, формируя специфическую структуру отношений, социализации, самореализации подростка, который генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах. Об этом свидетельствует как анализ научной литературы, так и эмпирическое исследование. Однако, отмечается наличие многочисленных рисков пользования социальными сетями, одной из которых является наличие нежелательной «прозрачности» жизненной сферы подростка для посторонних, возникновение опасности чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями.

Проведенное социологическое исследование на тему: «Влияние СМИ на досуг подростков» позволило сделать следующие выводы.

Большая часть подростков (40% - 8 человек) проводя свой досуг, играют в компьютерные игры, меньшая часть - посещают различные секции и кружки. При этом, большая часть подростков (50% - 10 человек), в процессе просмотра телевидения, предпочитают смотреть развлекательные шоу. Меньшая часть подростков (10% - 2 человека) смотря спортивные передачи. Следовательно, опрос показал, что подростками малое внимание уделяется познавательным передачам и программам. Из этого можно сделать вывод, что при организации досуга подростков не используется потенциал СМИ для интеллектуального развития детей исследуемого возраста.

Исследование показало, что равное количество подростков, используя Интернет при организации своего досуга, играют в компьютерные игры и посещают социальные сети. При этом, подростки не могут обойтись без интернета даже один день. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - менее часа. В то же время, подростки могут обойтись без телевидения более длительное время, в сравнении с интернетом. Так, 70% опрошенных подростков могут обойтись без интернета несколько часов, и 30% - от 1 до 5 дней

Только 10% отпрошенных подростков в любой момент могут оторваться от компьютерной игры или «выйти» из социальной сети. Большая часть из них (60%) не могут это сделать в любой момент, из чего можно сделать вывод об их зависимости от Интернета.

Половина отпрошенных подростков (50%) имеют желание подражать известным личностям, информацию о которых получили из СМИ. Данный показатель может свидетельствовать о высокой степени влияния информации, получаемой из СМИ, на личность подростков. Кроме того, значительная часть подростков затруднялись ответить на данный вопрос.

Подавляющее большинство отпрошенных подростков (90%) не читают журналы и газеты. Следовательно, данные виды СМИ не оказывают значительного влияния на подростков.

Подростки давали различные варианты ответа на вопрос о факторах, которые препятствует получать большее удовольствие от проведения свободного времени. Однако многие из них были идентичными. Это позволило сделать вывод, что большая часть опрошенных подростков основным фактором, который препятствует получать большее удовольствие от проведения свободного времен, является ограничение времени их проведения около компьютера. Из этого можно сделать вывод о большом влиянии, которое оказывает Интернет на подростков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации» // Российская газета. - 1992. - № 32.

2. Закон Владимирской области от 07 мая 2007 г. № 50-ОЗ «О молодежной политике во Владимирской области» (ред. от 11 июня 2019 г.) // Владимирские ведомости. - 2007. - № 88.

3. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе / Р.В. Анхимова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3. – С. 464-468.

4. Баканов Р.П. Проблемы современности и повестки дня средств массовой информации: учеб. -метод. пособие / Р.П. Баканов. – Казань, 2015. – 68 с.

5. Белова Е.А. Современные тенденции и приоритеты молодежной политики (региональный аспект) / Е.А. Белова //Ученые записки ТОГУ, - 2016. - № 4, Т. 7. – С. 196-201.

6. Гайнцев Е.Г. Социальные последствия интернет-зависимости // Историческая и социально образовательная мысль – 2015. – № 6. – С. 116–118.

7. Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка / А.А. Гришина, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 162-164.

8. Джишкариани Т.Д. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема / Т.Д. Джишкариани, И.С. Кокарев // Проблемы педагогического процесса. - 2016. - № 2. - С. 101-106.

9. Зуева Т.В. Современное российское развлекательное телевидение / Т.В. Зуева // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2016. - № 18. – С. 165-170.

10. Коммуникативные практики в современном медиапространстве: монография / Л. П. Шестеркина. - Челябинск, 2016. - 170 с.

11. Корнилова Е.В. Влияние современных средств массовой информации на поведение молодежи / Е.В. Корнилова // Обществознание. - 2018. - № 1. - С. 57-63.

12. Кулишов В.В. Проблема влияния средств массовой информации на формирование гомосексуального поведения / В.В. Кулешов, А.Ю. Войнова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 15–19.

13. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2016. - № 4. – С. 21–26.

14. Олешко В.Ф. Влияние цифровых средств массовой информации на формирование глобальной системы социальных коммуникаций / В.Ф. Олешко, О.В. Малик // Журналистика и массовые коммуникации. - 2017. - № 3. - С. 16-21.

15. Разенкова Ю.С. Влияние СМИ на социализацию подростков / Ю.С.Разенкова // Современные тенденции развития науки в молодежной среде. - Елец, 2016. - С. 938-942.

16. Тухужева Л.А. Влияние СМИ на формирование личности подростка / Л.А. Тухужева, А.А. Джанкулаев // Вопросы науки и образования. - 2019. - №1. - С. 85-90.

17. Самосват О.И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: автореф.дис….канд.психол.наук. – Ярославль, 2016. – 22 с.

18. Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет - пространстве // Культура и цивилизация. – 2016. – № 1. – С. 128–140.

19. Степанова П.М. Кинопедагогика и медиаобразование: учебное пособие / П.М. Степанова. - СПб., 2016. - 98 с.

20. Челышева И.В. Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность на материале медиакультуры / И.В.Челышева, О.И. Ефремова, В.С. Шаповалова - М.: МОО «Информация для всех», 2018. – 177 с.

21. Шаматова Ю.Ю. Интернет-зависимость среди молодежи // Таврический научный обозреватель – 2016. – № 11. – С. 50–52.

22. Штильников Д.Е. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи / Д.Е. Штильников // Актуальные вопросы современной психологии. - Краснодар, 2017. - С. 26-31.

23. Ющенко М.А. Средства массовой коммуникации как механизм формирования властью общественного сознания граждан / М.А. Ющенко // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 67-72.

24. АИС «Росмолодежь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ais.fadm.gov.ru/measures (дата обращения 11.03.2019).

25. Комитет молодежной политики Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://km.avo.ru/ (дата обращения 11.03.2019).

26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения 11.03.2019).

 

Приложение 1

 

АНКЕТА НА ТЕМУ

«ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДОСУГ ПОДРОСТКОВ»

 

Здравствуйте!

С целью выявления особенностей и механизмов влияния средств массовой информации на досуг подростков, прошу Вас заполнить предложенную анкету. Просьба внимательно рассмотреть все вопросы анкеты, не пропуская, возможности, ни одного пункта. Пометьте каким-либо значком выбранные Вами варианты ответов на вопросы. При отсутствии вариантов ответов, напишите свой собственный ответ в соответствующей графе. Анкеты заполняются анонимно. Все ответы будут использоваться в обобщенном виде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: