Социальная сеть представляет собой структуру социальных объектов (людей или организаций), между которыми устанавливаются социальные связи, взаимоотношения. Данный термин начал широко распространяться в середине 1990-х годов с применением Интернета в широких кругах населения. Социальные сети «всего за 10 лет переросли свою служебную функцию хранения и передачи информации и превратились в отдельную систему массмедиа» [6, с. 118].
При этом одной из задач пользователей социальных сетей в виртуальном мире заключается в том, чтобы отстоять собственную идентичность, личностную суверенность в виртуальном пространстве. Зависимость от социальных сетей является показателем высокой значимости интернета и связанных с ним видов деятельности.
Виртуальное психологическое пространство личности имеет множество интерпретаций в современной науке, среди которых следующие:
- виртуальное пространство личности выступает в качестве виртуального социального поля бытия человека, в котором совершается виртуализация личности;
|
|
- виртуальное психологическое пространство личности выступает как пространство, в котором осуществляются многие социальные функции (информационная, коммуникационная, репрезентативная и др.), возникающие за счет отчуждения идентичности человека, некоторых видов деятельности и досуга;
- виртуальное психологическое пространство личности является новым измерением человеческого существования и др.
В социальной сети могут быть удовлетворены значимые потребности подростка:
- коммуникативные потребности,
- познавательные потребности,
- игровые потребности,
- потребности «в стимуляции, в событиях, в узнавании, в достижениях и признании, в структурировании времени, в самореализации» [14, с.21] и др.
При этом в настоящее время характерная деятельность подростков в социальной среде включает в себя:
- регистрацию пользователя;
- создание личной страницы;
- выбор аватара;
- предоставление личной информации;
- поддержание страницы в активном состоянии;
- обновление страницы;
- осуществление контактов с другими людьми, группами и др.
Д.Е. Штильников к характерным особенностям социальных сетей относит возможности [22, с.30]:
- создавать индивидуальные профили пользователей;
-взаимодействовать пользователям (что обеспечивает просмотр профилей друг друга, внутренняя почта, возможность комментариев и пр.);
- достижения совместной цели путем кооперации (например, посредством создания групп по интересам внутри социальных сетей.);
- обмена ресурсами (к примеру, информацией);
- удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).
|
|
Следовательно, социальная сеть способствует установлению, расширению и углублению социальных связей среди подростков, формируя специфическую структуру отношений, социализации, самореализации подростка, который генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах.
Главные свойства любых социальных сетей заключаются в виртуальности, интерактивности и мультимедийности, что, и позволяет социальным сетям приобрести популярность в современном мире. Подростки могут одновременно получать совершенно разную информацию, по разным каналам, представленную в различном формате – изображение, текст, инфографика – и реагировать на них исходя из собственного желания, или не реагировать вовсе. Свойство виртуальности заключается в переносе личности пользователя в интернет-пространство: в социальных сетях это происходит во время регистрации при создании профиля – основной страницы, представляющей пользователя в социальной сети.
В большинстве своем подростки-пользователи социальных сетей общаются в виртуальном мире с реальными людьми, с которыми они общаются и в жизни: общение посредством социальных сервисов способствует постоянному поддержанию коммуникации и нахождению большего количества точек соприкосновения с другими людьми. Тем не менее, широко распространена практика создания «несуществующих» страниц, называемых «фейковых» [20, с. 128].
Такие страницы созданы по большей части для развлечения и, обычно, не предназначены для общения с реальными знакомыми пользователя. Однако такие страницы также необходимы пользователям социальных сетей для удовлетворения своих потребностей, которые в реальной жизни они не могут удовлетворить, или для проецирования и вытеснения фрустраций, возникающих в реальности. В таком случае социальные сети являются инструментом замещения и вытеснения тревог и страхов пользователя, а также попыткой «переписать» болезненный опыт.
Исследования свидетельствуют о том, что подростки-пользователи социальных сетей, различающиеся активностью деятельности в виртуальном пространстве, отличаются следующими особенностями [13, с. 16]:
- подростки с высокой активностью в социальных сетях характеризуются общительностью, причем проявляется зависимость и ожидание большей инициативы и эмоциональной вовлеченности со стороны партнеров. В межличностных отношениях они демонстрируют слабость, стремление понравиться и отслеживание производимого впечатления. На уровне характерологических черт проявляется тревожность, сниженный самоконтроль, но при этом высокий уровень самоактуализации и склонность к экспериментированию;
- подростки с низкой активностью в социальных сетях проявляют меньшую общительность, относительную независимость от группы, дистанцированность и избирательность в установлении близких отношений. Они склонны к доминантности, отличаются сниженным уровнем самоактуализации со склонностью к консерватизму.
В то же время такими исследователями, как Е.А. Милова, Н.Е. Харламенкова, Ю.Ю. Шаматова, отмечается наличие многочисленных рисков пользования социальными сетями [13]. Одной из наиболее острых проблем в данном случае является опасность постоянного «размывания» личной сферы подростка, наличие нежелательной «прозрачности» жизненной сферы человека для посторонних.
Н.А. Сенченко обращает внимание на проблему поиска идентичности подростка, что, с одной стороны, обогащено, а с другой стороны – усложнено процессом «виртуализации бытийного пространства и распространением социальных сетей» [18, с.128]. Предоставляя подростку новые возможности взаимодействия с другими людьми и разнообразные способы самоидентификации, социальные сети создают условия для формирования бесчисленных виртуальных образов, идентичностей. Результатом становится возникновение опасности чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями и «выпадения» из реального бытийного пространства.
|
|
С целью выявления групп подростков Владимирской области, которые наиболее активно пребывают в социальных сетях, было проведено анкетирование. Метод анкетирования является психологическим коммуникативно-вербальным методом, в котором средством для сбора информации от респондента выступает список вопросов – анкета, специально оформленный для данного исследования. Анкета, в свою очередь, представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, цель который заключается в выявлении количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Вопросы анкеты позволили выявить:
- причины регистрации подростков в социальных сетях;
- время проведения подростков в социальных сетях в течение дня;
- потребности, которые подростки удовлетворяют, посещая социальные сети;
- вид информации о себе, которую подростки выкладывают в социальных сетях.
Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Вариант ответа | Количество респондентов | % | ||
Вопрос: В каких социальных сетях Вы зарегистрированы? | ||||
Вконтакте | 12 | 80 | ||
Одноклассники | 9 | 60 | ||
9 | 60 | |||
Инстаграм | 2 | 13,3 | ||
Мой мир | 1 | 6,7 | ||
Перископ | 2 | 13,3 | ||
Telegram | 1 | 6,7 | ||
Вопрос: Как долго Вы посещаете социальные сети? | ||||
1 год | 2 | 13,3 | ||
2-3 года | 1 | 6,7 | ||
3-4 года | 3 | 20 | ||
5 и более лет | 9 | 60 | ||
Вопрос: Что Вас подтолкнуло зарегистрироваться в социальных сетях? | ||||
Друзья | 10 | 66,7 | ||
Любопытство | 10 | 66,7 | ||
Желание завести новых друзей | 4 | 26,7 | ||
Куда все, туда и я | 1 | 6,7 | ||
Вопрос: Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?
| ||||
Не веду подобные подсчеты | 1 | 6,7 | ||
Больше 3-х часов | 9 | 60 | ||
От 20 минут до 1 часа | 4 | 26,7 | ||
От 1 часа до 3-х часов | 1 | 6,7 | ||
Вопрос: Что Вас привлекает в социальных сетях? | ||||
Прослушивание музыки | 10 | 66,7 | ||
Общение с друзьями | 12 | 80 | ||
Просмотр видеозаписей | 6 | 40 | ||
Просмотр ленты новостей | 9 | 60 | ||
Делюсь фото | 4 | 26,7 | ||
Вопрос: Какую информацию о себе Вы выкладываете в социальных сетях? | ||||
Пара фотографий, место где я учусь / работаю | 4 | 26,7 | ||
Вообще не выкладываю ничего | 6 | 40 | ||
Выкладываю всю информацию о себе | 5 | 33,3 |
Проведенное анкетирование показало, что большинство из подростков области зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте» (80%), а также «Одноклассники» (60%) и Facebook (60%). Большинство подростков-пользователей социальных сетей, участвующих в эмпирическом исследовании, посещают их 5 лет (60% респондентов). Лишь только 2 подростка (13,3% респондентов) посещают социальные сети всего 1 год.
Основными причинами, которые побудили их посещать социальные сети, подростки называют совет друзей (10% респондентов) и любопытство (10%). Среди одной из причин также называется желание завести новых друзей.
Большая часть подростков, участвующих в анкетировании, проводят в социальных сетях более 3-х часов в день (60%). Небольшое количество времени (от 1 часа до 3-х часов) в социальных сетях проводит лишь 1 респондент. Наименьшее время (от 20 минут до 1 часа) проводят за рассматриваемым занятием 26,7 % опрошенных подростков.
Анализ результатов анкетирования показал, что социальные сети привлекают подростков, как, в первую очередь, возможностью общаться с друзьями (выделили 80% респондентов) и прослушивать музыку (66,7%), так и возможностью просматривать ленты новостей (60% пользователе), видеозаписи (40%). Кроме того, социальные сети привлекают незначительное количество подростков возможностью делиться фото (26,7%).
Таким образом, социальные сети оказывают значительное влияние на подростков. При этом одной из их задач заключается в том, чтобы отстоять собственную идентичность в виртуальном пространстве. В социальной сети могут быть удовлетворены значимые потребности подростка. Социальная сеть способствует установлению, расширению и углублению социальных связей среди подростков, формируя специфическую структуру отношений, социализации, самореализации подростка, который генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах. Об этом свидетельствует как анализ научной литературы, так и эмпирическое исследование. Однако, отмечается наличие многочисленных рисков пользования социальными сетями, одной из которых является наличие нежелательной «прозрачности» жизненной сферы подростка для посторонних, возникновение опасности чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями.