Социальные сети и исследование их влияния на подростковую самоидентификацию

Социальная сеть представляет собой структуру социальных объектов (людей или организаций), между которыми устанавливаются социальные связи, взаимоотношения. Данный термин начал широко распространяться в середине 1990-х годов с применением Интернета в широких кругах населения. Социальные сети «всего за 10 лет переросли свою служебную функцию хранения и передачи информации и превратились в отдельную систему массмедиа» [6, с. 118].

При этом одной из задач пользователей социальных сетей в виртуальном мире заключается в том, чтобы отстоять собственную идентичность, личностную суверенность в виртуальном пространстве. Зависимость от социальных сетей является показателем высокой значимости интернета и связанных с ним видов деятельности.

Виртуальное психологическое пространство личности имеет множество интерпретаций в современной науке, среди которых следующие:

- виртуальное пространство личности выступает в качестве виртуального социального поля бытия человека, в котором совершается виртуализация личности;

- виртуальное психологическое пространство личности выступает как пространство, в котором осуществляются многие социальные функции (информационная, коммуникационная, репрезентативная и др.), возникающие за счет отчуждения идентичности человека, некоторых видов деятельности и досуга;

- виртуальное психологическое пространство личности является новым измерением человеческого существования и др.

В социальной сети могут быть удовлетворены значимые потребности подростка:

- коммуникативные потребности,

- познавательные потребности,

- игровые потребности,

- потребности «в стимуляции, в событиях, в узнавании, в достижениях и признании, в структурировании времени, в самореализации» [14, с.21] и др.

При этом в настоящее время характерная деятельность подростков в социальной среде включает в себя:

- регистрацию пользователя;

- создание личной страницы;

- выбор аватара;

- предоставление личной информации;

- поддержание страницы в активном состоянии;

-  обновление страницы;

- осуществление контактов с другими людьми, группами и др.

Д.Е. Штильников к характерным особенностям социальных сетей относит возможности [22, с.30]:

- создавать индивидуальные профили пользователей;

 -взаимодействовать пользователям (что обеспечивает просмотр профилей друг друга, внутренняя почта, возможность комментариев и пр.);

- достижения совместной цели путем кооперации (например, посредством создания групп по интересам внутри социальных сетей.);

- обмена ресурсами (к примеру, информацией);

- удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).

Следовательно, социальная сеть способствует установлению, расширению и углублению социальных связей среди подростков, формируя специфическую структуру отношений, социализации, самореализации подростка, который генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах.

Главные свойства любых социальных сетей заключаются в виртуальности, интерактивности и мультимедийности, что, и позволяет социальным сетям приобрести популярность в современном мире. Подростки могут одновременно получать совершенно разную информацию, по разным каналам, представленную в различном формате – изображение, текст, инфографика – и реагировать на них исходя из собственного желания, или не реагировать вовсе. Свойство виртуальности заключается в переносе личности пользователя в интернет-пространство: в социальных сетях это происходит во время регистрации при создании профиля – основной страницы, представляющей пользователя в социальной сети.

В большинстве своем подростки-пользователи социальных сетей общаются в виртуальном мире с реальными людьми, с которыми они общаются и в жизни: общение посредством социальных сервисов способствует постоянному поддержанию коммуникации и нахождению большего количества точек соприкосновения с другими людьми. Тем не менее, широко распространена практика создания «несуществующих» страниц, называемых «фейковых» [20, с. 128].

Такие страницы созданы по большей части для развлечения и, обычно, не предназначены для общения с реальными знакомыми пользователя. Однако такие страницы также необходимы пользователям социальных сетей для удовлетворения своих потребностей, которые в реальной жизни они не могут удовлетворить, или для проецирования и вытеснения фрустраций, возникающих в реальности. В таком случае социальные сети являются инструментом замещения и вытеснения тревог и страхов пользователя, а также попыткой «переписать» болезненный опыт.

Исследования свидетельствуют о том, что подростки-пользователи социальных сетей, различающиеся активностью деятельности в виртуальном пространстве, отличаются следующими особенностями [13, с. 16]:

- подростки с высокой активностью в социальных сетях характеризуются общительностью, причем проявляется зависимость и ожидание большей инициативы и эмоциональной вовлеченности со стороны партнеров. В межличностных отношениях они демонстрируют слабость, стремление понравиться и отслеживание производимого впечатления.  На уровне характерологических черт проявляется тревожность, сниженный самоконтроль, но при этом высокий уровень самоактуализации и склонность к экспериментированию;

- подростки с низкой активностью в социальных сетях проявляют меньшую общительность, относительную независимость от группы, дистанцированность и избирательность в установлении близких отношений. Они склонны к доминантности, отличаются сниженным уровнем самоактуализации со склонностью к консерватизму.

В то же время такими исследователями, как Е.А. Милова, Н.Е. Харламенкова, Ю.Ю. Шаматова, отмечается наличие многочисленных рисков пользования социальными сетями [13]. Одной из наиболее острых проблем в данном случае является опасность постоянного «размывания» личной сферы подростка, наличие нежелательной «прозрачности» жизненной сферы человека для посторонних.

Н.А. Сенченко обращает внимание на проблему поиска идентичности подростка, что, с одной стороны, обогащено, а с другой стороны – усложнено процессом «виртуализации бытийного пространства и распространением социальных сетей» [18, с.128]. Предоставляя подростку новые возможности взаимодействия с другими людьми и разнообразные способы самоидентификации, социальные сети создают условия для формирования бесчисленных виртуальных образов, идентичностей. Результатом становится возникновение опасности чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями и «выпадения» из реального бытийного пространства.

С целью выявления групп подростков Владимирской области, которые наиболее активно пребывают в социальных сетях, было проведено анкетирование. Метод анкетирования является психологическим коммуникативно-вербальным методом, в котором средством для сбора информации от респондента выступает список вопросов – анкета, специально оформленный для данного исследования. Анкета, в свою очередь, представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, цель который заключается в выявлении количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Вопросы анкеты позволили выявить:

- причины регистрации подростков в социальных сетях;

- время проведения подростков в социальных сетях в течение дня;

- потребности, которые подростки удовлетворяют, посещая социальные сети;

- вид информации о себе, которую подростки выкладывают в социальных сетях.

Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Вариант ответа Количество респондентов %

Вопрос: В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?

Вконтакте 12 80
Одноклассники 9 60
Facebook 9 60
Инстаграм 2 13,3
Мой мир 1 6,7
Перископ 2 13,3
Telegram 1 6,7

Вопрос: Как долго Вы посещаете социальные сети?

1 год 2 13,3
2-3 года 1 6,7
3-4 года 3 20
5 и более лет 9 60

Вопрос: Что Вас подтолкнуло зарегистрироваться в социальных сетях?

Друзья 10 66,7
Любопытство 10 66,7
Желание завести новых друзей 4 26,7
Куда все, туда и я 1 6,7

Вопрос: Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?

Не веду подобные подсчеты 1 6,7
Больше 3-х часов 9 60
От 20 минут до 1 часа 4 26,7
От 1 часа до 3-х часов 1 6,7

Вопрос: Что Вас привлекает в социальных сетях?

Прослушивание музыки 10 66,7
Общение с друзьями 12 80
Просмотр видеозаписей 6 40
Просмотр ленты новостей 9 60
Делюсь фото 4 26,7

Вопрос: Какую информацию о себе Вы выкладываете в социальных сетях?

Пара фотографий, место где я учусь / работаю 4 26,7
Вообще не выкладываю ничего 6 40
Выкладываю всю информацию о себе 5 33,3

 

Проведенное анкетирование показало, что большинство из подростков области зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте» (80%), а также «Одноклассники» (60%) и Facebook (60%). Большинство подростков-пользователей социальных сетей, участвующих в эмпирическом исследовании, посещают их 5 лет (60% респондентов). Лишь только 2 подростка (13,3% респондентов) посещают социальные сети всего 1 год.

Основными причинами, которые побудили их посещать социальные сети, подростки называют совет друзей (10% респондентов) и любопытство (10%). Среди одной из причин также называется желание завести новых друзей.

Большая часть подростков, участвующих в анкетировании, проводят в социальных сетях более 3-х часов в день (60%). Небольшое количество времени (от 1 часа до 3-х часов) в социальных сетях проводит лишь 1 респондент. Наименьшее время (от 20 минут до 1 часа) проводят за рассматриваемым занятием 26,7 % опрошенных подростков.

Анализ результатов анкетирования показал, что социальные сети привлекают подростков, как, в первую очередь, возможностью общаться с друзьями (выделили 80% респондентов) и прослушивать музыку (66,7%), так и возможностью просматривать ленты новостей (60% пользователе), видеозаписи (40%). Кроме того, социальные сети привлекают незначительное количество подростков возможностью делиться фото (26,7%).

Таким образом, социальные сети оказывают значительное влияние на подростков. При этом одной из их задач заключается в том, чтобы отстоять собственную идентичность в виртуальном пространстве. В социальной сети могут быть удовлетворены значимые потребности подростка. Социальная сеть способствует установлению, расширению и углублению социальных связей среди подростков, формируя специфическую структуру отношений, социализации, самореализации подростка, который генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах. Об этом свидетельствует как анализ научной литературы, так и эмпирическое исследование. Однако, отмечается наличие многочисленных рисков пользования социальными сетями, одной из которых является наличие нежелательной «прозрачности» жизненной сферы подростка для посторонних, возникновение опасности чрезмерной увлеченности личности ее цифровыми идентификациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: