Индивидуальные карточки

Практическое занятие 7. Служебные части речи. Междометие.

Звукоподражание

Выполнить задания 6, 7, 8 и ВСЕ индивидуальные карточки

Цели: 1) закрепить и углубить понятие о предлоге, союзе и частице как служебных частях речи, их происхождении, классификациях, правописании;

2) закрепить и углубить понятие о междометиях и звукоподражаниях как особых частях речи, их происхождении, классификациях,  правописании;

3) учиться находить данные слова в тексте, определять разряд, правильно пи- сать предлоги и союзы; 4) освоить основные правила слитного и раздельного правописания частиц с разными частями речи; 5) учиться выполнять морфо- логический разбор слов служебных частей речи, междометий и звукоподра- жаний.

 

Основные определения: предлог, союз, частица, простые и составные предлоги и союзы, первообразные и производные предлоги, союзы и части- цы; сочинительные и подчинительные союзы, формообразующие и смысло- вые частицы, междометия, эмоциональные и повелительные междометия, звукоподражательные слова.

 

Монологический опрос:

1. Предлог (Предлог как часть речи. Образование предлогов. Правопи- сание предлогов).

2. Союз (Союз как часть речи. Классификация союзов по синтаксиче- ской функции. Правописание союзов).

3. Частицы, классификация частиц, правописание.

4. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

5. Междометия.

6. Звукоподражательные слова.

 

Повторение. Определите лексико-грамматические разряды имѐн прила- гательных (распределите их в столбики): прекрасный июльский день, рыба- чьи шаланды, раннее утро, дедова басня; утренняя заря разливается кротким румянцем; степь становилась шире и всѐ просторнее, зелѐно-золотой океан полей, тысяча разных птичьих свистов, соловьиные песни.

 

Задание 1. Найдите в тексте предлоги и союзы, выпишите. Определите: для предлогов – с каким падежом они употреблены, для союзов – разряд по синтаксической связи с другими словами.


 

Кто может лететь в космос

Для полѐта в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа, бодрость, жизнерадостность. Отбор шѐл в продолжение нескольких недель, и отсеялось немало ребят. Я остался в числе отобранных лѐтчиков – кандидатов в космонавты.

Впервые в жизни мне, младшему офицеру, довелось беседовать с глав- ным маршалом авиации. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Расспрашивал насчѐт прохождения службы, интересовался семейными дела- ми и в заключение сказал, что Родина надеется на нас.

Отныне я должен расстаться с полком, попрощаться с товарищами и вместе с семьѐй отбыть к месту новой службы. Открывалась новая, незабы- ваемая, самая интересная страница в моей жизни (По Ю. Гагарину).

 

Задание 2. Составьте предложения со словами, употреблѐнными как предлоги и другие части речи.

Вдоль, вокруг, (в) продолжени…, (в) виду, (на) встречу, (в) течени..., (в) следстви..., (на) счѐт, (в) роде, (в) отношени..., (за) счѐт.

 

Задание 3. Найдите союзы, охарактеризуйте их.

1. И, будто оживлѐнный, Тростник заговорил; То голос человека И голос ветра был (М.Ю. Лермонтов). 2. «Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу Ворон говорит. – Коль кони обнажишь, оно зачахнуть может» (И.А. Крылов). 3. Ес- ли потребуется, они (пустые люди) завтра будут оспаривать радости и печа- ли, которые утверждают сегодня (М. Горький). 4. В глазах нет жизни и огня, Зато он вечно близ меня; Он тень твоя, но я люблю, Как тень блаженства, тень твою (М.Ю. Лермонтов).

 

Задание 4. Составьте предложения с различным написанием. Объясни- те, назовите часть речи.

Что (бы), и (так), (при) том, (не) смотря на то, что, так (же), (от) того, что, то (же), (при) чѐм, (по) тому что, (за) то.

 

Задание 5. Выполните морфологический разбор предлогов и союзов в предложениях (См. образцы в соответствующем разделе пособия).

1. Впереди всех быстро шѐл небольшой сухонький старичок… (М. Горь- кий). 2. Пускай меня бранят за «Стансы» – в них правда есть (С. Есенин).

 

Задание 6. Найдите частицы, определите их разряды.

1. Да здравствуют музы! Да здравствует разум! 2. Нет, весь я не умру…

3. Придѐшь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней урной! 4. Ужель та самая Татьяна? (А.С. Пушкин). 5. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (А.С. Грибоедов). 6. Никто ничего в Запорожье не держал и ничем не обзаводился (Н.В. Гоголь). 7. Вот лещик, потроха, вот стерляди ку- сочек (И.А. Крылов). 8. Лизавета Васильевна была как будто бы спокойней


 

(Д.И. Писарев). 9. Только ты не умывался и грязнулею остался (К.И. Чуков- ский).

 

Задание 7. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и объясняя проблемные написания.

1. Я (же) чу…ствовал себя очень хорошо и легко после (двен...адцати) часового сна и сейчас (бы) вскочил с постели еже (ли) (бы) мне (не) неприят- но было рас...троить их уверен...ость в моей болезни (Л.Н. Толстой).

2. (На) готове был пистолет со взведѐн...ым курком но вряд (ли) Алексей смог (бы) пр...менить его в эту первую ночь проведѐн...ую им в лесу (Б. По- левой).

 

Задание 8. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Правописание НЕ объясните.

Красивые (не) забудки, (не) без...нтересный случай, (не) знакомый чело- век, произошло (не) взначай; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) могу (н...) грустить, вовсе (не) интерес...ный рас...каз, (не) хорошо, а плохо; при- ходил (н...) один раз; (не) то дождь, (не) то снег; (не) подготовленный к сдаче мост, (не) отстроен...ый дом, (н...) сколько (н...) холодно, (не) довырабатыва- лись нормы, (не) сводя глаз, (не) по себе, (не) преклон...ый, (не) утомимый, (не) весело жить.

 

Задание 9. Употребите как разные части речи.

1) какой – вопросит. мест., относит. мест., частица;

2) один – числительное, наречие, частица;

3) ли – частица, союз;

4) пусть – частица, союз;

5) вовсе не – наречие, частица;

6) как – вопрос. нар., относ. нар., част. (сравн., воскл.), союз;

7) всѐ – местоимение, наречие, частица;

8) раз – сущ., числ., наречие, союз, межд., част. (как раз);

9) лишь – союз, частица;

10) то – словоообраз. част. (суффикс и постфикс), формообраз. част., мест., союз;

11) это – част., мест.;

12) вон – частица, междометие.

 

Задание 10. Выполните морфологический разбор служебных частей ре- чи в предложениях (См. образцы в соответствующем разделе пособия).

1. На землю начал падать серый цвет, хотя ни звѐзды, ни небо от этого отнюдь не стали лучше видны. 2. Даже спустя три часа пушки не были под- готовлены, так что мы по-прежнему не были готовы к бою.


 




Индивидуальные карточки

Карточка 1. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Правописание НЕ объясните.

1. (Не) бывалая осень построила купол высокий… (А.А. Ахматова). 2. И тот (н…) писатель кто (н...) пр...бавил к зрению человека хотя (бы) (н...) мно- го зоркости (К.Г. Паустовский). 3. Как (н...) возможна грусть так тщетно ожиданье (А.А. Ахматова). 4. (Н...) кто даже (н...) вспоминал о той страшной обиде которую (н...) за (что) (н...) про (что) нанѐс Ляхов их больному това- рищу (В.В. Вересаев). 5. Есть счастливцы и счастливицы петь (н…) могущие (М.И. Цветаева). 6. (Н...) хотя и...полняли они (н...) обходимые житейские де- ла… (М.Е. Салтыков-Щедрин).

 

Карточка 2. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и объясняя проблемные написания.

(В) виду того что Бима пока не выпускали со двора ещѐ с неделю он как (то) само (собой) стал тут за главного ляж...т (по) ср...ди двора и сл...дит гла- зами (Г. Троепольский).

 

Карточка 3. Составьте предложения, где НЕ писалось бы со словами слитно и раздельно в зависимости от различных условий.

(Не) долго, (не) приглаженный, (не) страшный.

 

Карточка 4. Составьте предложения так, чтобы в одном слово было производным междометием, а в другом – самостоятельной частью речи. Назовите эту часть речи.

Батюшки, марш, стоп, караул, здорово, пока, беда, крышка, матушки, здравствуйте, прощайте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: