Лабораторная работа №3а

Работа с разделом «Принципы» (изобретательские приемы)

компьютерной программы IMLab 2.11.

 

Цель работы: получение навыков работа с разделом «Принципы» IMLab 2.11., накопление и закрепление теоретических знаний ТРИЗ-технологий при использовании «Таблицы выбора приемов устранения технических противоречий».

 

Задания для выполнения лабораторной работы №3а, требование к содержанию и оформлению отчета по Л.Р.

 

На основании рис. 19 и табл. 2 каждый студент должен записать свой вариант выполнения задания по данной Л.Р.:

 

Для фиксации своего задания студент должен нажать на основной панели программы Invention Machine Lab 2.12 на иконку IM Principles. На открывшейся панели следует открыть и записать свой вариант согласно таблице 2. Предварительно следует сформулировать свою задачу, записав

 

Табл. 2 – Варианты заданий Л.Р. №3а

№№ по списку группы: №№ строк Improving/ Worsening (по вариатам) №№ строк: Improving – по заданию/ Worsening - самостоятельно № Приема и 2 примера (самостоятельно) из списка по иконке 6. Иконка 7: выбор 2-х из списка Примеров с №№:
1 1/1,1/3 1/самостоятельно 29 1…8
2 2/1, 2/3 2/самостоятельно 28 9…17
3 3/1, 3/3 3/ самостоятельно 27 18…26
4 4/1, 4/3 4/ самостоятельно 26 27…35
5 5/1, 5/3 5/ самостоятельно 25 36…44
6 6/1, 6/3 6/ самостоятельно 24 45…53
7 7/1, 7/3 7/ самостоятельно 23 54…62
8 8/1, 8/3 8/ самостоятельно 22 63…71
9 9/1, 9/3 9/ самостоятельно 21 72…80
10 10/1, 10/3 10/ самостоятельно 20 81…89
11 11/1, 1/.3 11/ самостоятельно 19 90…98
12 12/1, 12/3 12/ самостоятельно 18 99…107
13 13.1, 13.3 13/ самостоятельно 17 108…116
14 14/1, 14/3 14/ самостоятельно 16 117…125
15 15/2, 15/4 15/ самостоятельно 15 126…132
16 16/2, 16.4 16/ самостоятельно 14 133…141
17 17/2, 17/4 17/ самостоятельно 13 142…150
18 18/2, 18/4 18/ самостоятельно 12 151…159
19 19/2, 19/4 19/ самостоятельно 11 160…168
20 20/2,  20/4 20/ самостоятельно 10 169…177
21 21/2, 21/4 21/ самостоятельно 9 178…186
22 22/2, 22/4 22/ самостоятельно 8 187…195
23 23/2, 23/4 23/ самостоятельно 7 196…199
24 24/2, 24/4 24/ самостоятельно 6 200…204
25 25/2, 25/4 25/ самостоятельно 5 205…206
26 26/2, 26/4 26/ самостоятельно 4 207…210

 

 

Далее следует продумать и сформулировать свои задачи, записав в строке: Проблема (Problems) – «

· Я хочу изменить по условиям задачи (I want to…) далее следует перевод заданной строки «Улучшаемого параметра» (например, в строке 1 «Верхней Таблицы выбора приемов – Improving Feature …» написано «Вес подвижного объекта…» (Weight of moving object…).

· Например, «Путем применения более легкого материала…» (By….).

· Но возникает проблема – (but there is problem …) - Например, «Возрастает площадь подвижного объекта» (Area of moving object…) строка 2 «Нижней таблицы выбора приемов – Worsening Feature …  «что ухудшается при изменении?»…».

 

 

Далее, после определения элемента «Матрицы Альтшуллера», например, при указанном выше сочетании строки 1 - «Вес подвижного объекта…» (Weight of moving object…) и столбца (строка 2) «Нижней таблицы выбора приемов – Worsening Feature …  «что ухудшается при изменении?», программа «Изобретающая машина» выдает предложение (см. в правом верхнем углу экрана) «Proposition» в виде перечня номеров «Основных приемов устранения технических противоречий» - «Prinsciples» - от №1 до №40.

Так, для примера выше, элемент «Матрицы Альтшуллера» с помощью исследуемой программы выдаст следующие №№ «Приемов устранения…»:

· №29 – Пневматика и гидравлика (Pneumatics and hydraulics);

· №17 – Другое измерение (Another dimension);

· №38 – Сильные окислители (Strong oxidants);

· №34 – Отброс и регенерация частей (Discarding and recovering).

 

Получив указанный выше список «Приемов», следует обосновать своими словами в отчете о ЛР, какие из предложенных вариантов могут быть более полезными для решения поставленной задачи. Затем студент должен выбрать один-два приема из своего списка и маркером отметить на экране соответствующие №№ приемов. После этого программа выдает в правой нижней зоне экрана список примеров (Examples) для каждого из выбранных приемов.

После этого студент должен просмотреть все эти примеры и оставить в своем «Отчете о выполнении ЛР №3а» только те примеры, которые являются наиболее понятными подсказками для дальнейшего разрешения поставленной изобретательской задачи.

Формирование «Отчета о выполнении ЛР №3а» выполняется таким же образом, как это было сделано в отчете по ЛР №2а. В данной ЛР нажатие на иконку «Добавить в отчет» (Add to report) необходимо выполнять каждый раз после выбора своего примера реализации конкретного приема устранения технического противоречия в виде патента или авторского свидетельства на изобретение.

В выводах по работе ЛР №3а следует предложить свои варианты применения проанализированных примеров в различных отраслях промышленности, в быту и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: