Работа с разделом «Принципы» (изобретательские приемы)
компьютерной программы IMLab 2.11.
Цель работы: получение навыков работа с разделом «Принципы» IMLab 2.11., накопление и закрепление теоретических знаний ТРИЗ-технологий при использовании «Таблицы выбора приемов устранения технических противоречий».
Задания для выполнения лабораторной работы №3а, требование к содержанию и оформлению отчета по Л.Р.
На основании рис. 19 и табл. 2 каждый студент должен записать свой вариант выполнения задания по данной Л.Р.:
Для фиксации своего задания студент должен нажать на основной панели программы Invention Machine Lab 2.12 на иконку IM Principles. На открывшейся панели следует открыть и записать свой вариант согласно таблице 2. Предварительно следует сформулировать свою задачу, записав
Табл. 2 – Варианты заданий Л.Р. №3а
№№ по списку группы: | №№ строк Improving/ Worsening (по вариатам) | №№ строк: Improving – по заданию/ Worsening - самостоятельно | № Приема и 2 примера (самостоятельно) из списка по иконке 6. | Иконка 7: выбор 2-х из списка Примеров с №№: |
1 | 1/1,1/3 | 1/самостоятельно | 29 | 1…8 |
2 | 2/1, 2/3 | 2/самостоятельно | 28 | 9…17 |
3 | 3/1, 3/3 | 3/ самостоятельно | 27 | 18…26 |
4 | 4/1, 4/3 | 4/ самостоятельно | 26 | 27…35 |
5 | 5/1, 5/3 | 5/ самостоятельно | 25 | 36…44 |
6 | 6/1, 6/3 | 6/ самостоятельно | 24 | 45…53 |
7 | 7/1, 7/3 | 7/ самостоятельно | 23 | 54…62 |
8 | 8/1, 8/3 | 8/ самостоятельно | 22 | 63…71 |
9 | 9/1, 9/3 | 9/ самостоятельно | 21 | 72…80 |
10 | 10/1, 10/3 | 10/ самостоятельно | 20 | 81…89 |
11 | 11/1, 1/.3 | 11/ самостоятельно | 19 | 90…98 |
12 | 12/1, 12/3 | 12/ самостоятельно | 18 | 99…107 |
13 | 13.1, 13.3 | 13/ самостоятельно | 17 | 108…116 |
14 | 14/1, 14/3 | 14/ самостоятельно | 16 | 117…125 |
15 | 15/2, 15/4 | 15/ самостоятельно | 15 | 126…132 |
16 | 16/2, 16.4 | 16/ самостоятельно | 14 | 133…141 |
17 | 17/2, 17/4 | 17/ самостоятельно | 13 | 142…150 |
18 | 18/2, 18/4 | 18/ самостоятельно | 12 | 151…159 |
19 | 19/2, 19/4 | 19/ самостоятельно | 11 | 160…168 |
20 | 20/2, 20/4 | 20/ самостоятельно | 10 | 169…177 |
21 | 21/2, 21/4 | 21/ самостоятельно | 9 | 178…186 |
22 | 22/2, 22/4 | 22/ самостоятельно | 8 | 187…195 |
23 | 23/2, 23/4 | 23/ самостоятельно | 7 | 196…199 |
24 | 24/2, 24/4 | 24/ самостоятельно | 6 | 200…204 |
25 | 25/2, 25/4 | 25/ самостоятельно | 5 | 205…206 |
26 | 26/2, 26/4 | 26/ самостоятельно | 4 | 207…210 |
|
|
Далее следует продумать и сформулировать свои задачи, записав в строке: Проблема (Problems) – «
· Я хочу изменить по условиям задачи (I want to…) далее следует перевод заданной строки «Улучшаемого параметра» (например, в строке 1 «Верхней Таблицы выбора приемов – Improving Feature …» написано «Вес подвижного объекта…» (Weight of moving object…).
· Например, «Путем применения более легкого материала…» (By….).
· Но возникает проблема – (but there is problem …) - Например, «Возрастает площадь подвижного объекта» (Area of moving object…) строка 2 «Нижней таблицы выбора приемов – Worsening Feature … «что ухудшается при изменении?»…».
|
|
Далее, после определения элемента «Матрицы Альтшуллера», например, при указанном выше сочетании строки 1 - «Вес подвижного объекта…» (Weight of moving object…) и столбца (строка 2) «Нижней таблицы выбора приемов – Worsening Feature … «что ухудшается при изменении?», программа «Изобретающая машина» выдает предложение (см. в правом верхнем углу экрана) «Proposition» в виде перечня номеров «Основных приемов устранения технических противоречий» - «Prinsciples» - от №1 до №40.
Так, для примера выше, элемент «Матрицы Альтшуллера» с помощью исследуемой программы выдаст следующие №№ «Приемов устранения…»:
· №29 – Пневматика и гидравлика (Pneumatics and hydraulics);
· №17 – Другое измерение (Another dimension);
· №38 – Сильные окислители (Strong oxidants);
· №34 – Отброс и регенерация частей (Discarding and recovering).
Получив указанный выше список «Приемов», следует обосновать своими словами в отчете о ЛР, какие из предложенных вариантов могут быть более полезными для решения поставленной задачи. Затем студент должен выбрать один-два приема из своего списка и маркером отметить на экране соответствующие №№ приемов. После этого программа выдает в правой нижней зоне экрана список примеров (Examples) для каждого из выбранных приемов.
После этого студент должен просмотреть все эти примеры и оставить в своем «Отчете о выполнении ЛР №3а» только те примеры, которые являются наиболее понятными подсказками для дальнейшего разрешения поставленной изобретательской задачи.
Формирование «Отчета о выполнении ЛР №3а» выполняется таким же образом, как это было сделано в отчете по ЛР №2а. В данной ЛР нажатие на иконку «Добавить в отчет» (Add to report) необходимо выполнять каждый раз после выбора своего примера реализации конкретного приема устранения технического противоречия в виде патента или авторского свидетельства на изобретение.
В выводах по работе ЛР №3а следует предложить свои варианты применения проанализированных примеров в различных отраслях промышленности, в быту и т.п.